Об энергетическом кризисе в Ливане

Складывающаяся в Ливане тревожная ситуация в сфере топлива и энергетики привела в начале октября к тотальному энергетическому коллапсу, который уже задолго до этого был спрогнозирован экспертами ООН.

В минувшие выходные (9-10 октября) в стране произошло полное отключение электричества на срок в 24 часа, которое лишило практически все население Ливана доступа к центральной системе электроэнергии и отопления (лишь 11% населения страны сегодня имеют автономную систему отопления и энергоснабжения на дизельных генераторах).

По сообщению Министерства энергетики и Государственной компании Ливана по электроэнергии, непредвиденное отключение электроэнергии произошло из-за проблем с поставками топлива на две основные станции, что в итоге «нанесло удар по всей национальной сети электроснабжения» и привело к известным последствиям.

Ситуацию удалось нормализовать только спустя сутки и только после того, как Центральный банк Ливана выделил Министерству энергетики очередной кредит в размере 100 млн долларов на закупку топлива, для поддержания электростанций в рабочем состоянии.

Данная чрезвычайная ситуация не столько продемонстрировала высокую степень уязвимости национальной энергосистемы (здесь нет неожиданностей), cколько стала тревожным звонком для перспектив всей финансово-экономической и социальной системы развития страны. Она обнажила целый ряд взаимосвязанных проблем, касающихся в том числе гуманитарных нужд, включая продовольствие и здравоохранение, и показала вероятные негативные сценарии развития.

В отличие от других стран, где проблемы с ростом цен на топливо и дефицитом топлива имеют узкий секторальный характер, в Ливане эта проблема имеет долгосрочный характер и —  с учетом всего комплекса имеющихся вызовов – грозит привести к национальной катастрофе. В частности, как видим, перебои в поставках топлива и обеспечения электроэнергией могут стать точкой невозврата для втягивания Ливана в масштабный банковский и экономический кризис, который уже наблюдается в стране. Также отсутствие электроэнергии ставит под удар работу всей системы агро-продовольственного обеспечения, включая функционирование холодной цепочки, логистики, транспортировки и хранения. Очевидно, что рост цен на топливо и транспортные будет вести к дальнейшему витку инфляции и удорожанию цен на продовольствие, а нехватка электроэнергии – к нарушению функционирования систем хранения и складирования, что приведет к вероятному дефициту продовольствия. . Ситуация эта не новая, и с начала лета 2021 года в Ливане наблюдается регулярное отключение электричества в ночное время. Это ведет также и к резкому ухудшению качества и разнообразия продовольствия и питания, поскольку уже сегодня многие малые предприятия предпочитают не закупать скоропортящиеся и зависимые от электроэнергии продукты, и ограничиваются закупками низкокачественного и однотипного продовольствия длительного хранения. Как следствие, например, по данным Всемирной продовольственной программы ООН, за последние месяцы в Ливане резко упало потребление мясных и молочных продуктов. Кроме того, в последние месяцы в Ливане были зафиксированы частые случаи порчи продуктов питания в супермаркетах и ресторанах из-за перебоев в подаче электроэнергии. Также отсутствие электроэнергии ставит под удар устойчивое функционирование системы здравоохранения и медицинских центров.

Наконец, энергетический кризис напрямую ударил по малым и средним предприятиям, которые сегодня и без того уязвимы на фоне финансовой нестабильности и доступа к надежным финансовым грантам и кредитам для развития своего бизнеса. В отсутствии прямой помощи от государства, малые и средние предприятия, которые уже и так пострадали в контексте пандемии коронавируса, а также после вызвавшего широкий резонанс взрыва в порту Бейрута в прошлом году, оказываются под ударом энергетического кризиса, которые ведет к росту их убытков за счет удорожания транспортных, складских и логистических услуг. Более того, с учетом нынешнего весьма неблагоприятного инвестиционного и финансового климата в стране, представители бизнеса не имеют реальных перспектив и возможностей для дальнейшего развития.

Некоторая часть этих негативных сценариев и последствий энергетического коллапса проявляются уже сегодня. В частности, в ливанской столице основная часть малого и среднего бизнеса, составляющего основу местной торговли, вынуждена переходить на автономные дизельные генераторы либо и вовсе закрываться.

Думается, проблема энергетического кризиса в Ливане будет иметь долгосрочные последствия, и нынешнее полномасштабное и тотальное отключение электроэнергии стало лишь первым тревожным звонком. На протяжении последних лет ливанский бизнес и домашние хозяйства смогли успешно адаптироваться к регулярным краткосрочным перебоям электроэнергии, однако с лета 2021 года кризисная ситуация в энергетическом секторе приобрела поистине общенациональный масштаб и приняла необратимый характер. Более того, с августа с.г. помимо нарушения работы электростанций на первый план вышла именно проблема дефицита дизельного топлива, что не позволяет поддерживать работу предприятий и бизнеса даже на дорогостоящих индивидуальных генераторах, которые могли себе позволить наиболее обеспеченные категории.

Понятно также, что быстрых решений ливанского топливно-энергетического кризиса нет. На сегодня Ливан на 80% зависит от импорта продовольствия и товаров, включая топливо. При этом проблема не столько в нарушении цепочки поставок топлива (что обусловлено как неплатежеспособностью Бейрута, так и ограничительными мерами из-за пандемии), cколько в отсутствии прозрачной схемы распределения поступающего топлива внутри страны из-за коррупциии. По неподтвержденным данным некоторых экспертов, значительную часть поступающего топлива движение «Хизбалла» незаконно перепродает в соседней Сирии. Также, известно, что внутри Ливана есть сильное экономическое лобби, которое перепродает поступающее топливо на черном рынке по более высоким ценам, что ведет к еще большей инфляции. Что касается собственно поставок топлива, то здесь активную политическую позицию занимает Иран, который с начала топливного кризиса летом с.г. начал поставки в Ливан в качестве гуманитарной помощи. Одновременно при лоббировании Вашингтона идет работа по воссозданию альтернативного проекта поставок газа в Ливан из Египта через Иорданию и Сирию, чтобы нивелировать иранское влияние.

Важнейшим аспектом решения топливного кризиса в Ливане является финансовый. При откровенном коллапсе ввиду ряда вышеозвученных проблем централизованной системы энергетического обеспечения Ливана выходом из ситуации мог бы стать упор на индивидуальное обеспечение электроэнергией. Но здесь возникают свои неразрешимые проблемы. С одной стороны,  возникший на стороне предложения дефицит топлива вызван провалом финансово-экономической и инвестиционной политики правительства Ливана. Недавно Центральный банк Ливана ограничил импорт субсидированного топлива из-за финансовых проблем и исчерпания валютных запасов, которые ранее активно использовались для поддержки экономики. Также Центральный банк Ливана оказывается все менее способным выделять новые кредитные линии для Министерства энергетики и Государственной энергетической компании, которые отвечают за импорт газа для станций и закупки дизельного топлива.  С другой стороны, без роста доходов и покупательской способности населения при галлопирующей инфляции, спрос на топливо будет оставаться на низкой отметке из-за слабых экономических возможностей населения. В частности, по оценкам Всемирного банка, на сегодня 78% населения Ливана живет за чертой бедности и не может позволить себе покупку дизельного или газового топлива по нынешним ценам для индивидуального обеспечения своего бизнеса или домашнего хозяйства электроэнергией.

52.34MB | MySQL:103 | 0,664sec