Оценки китайских специалистов активности оборонно-промышленного комплекса Турции на внешнем контуре

Поставки вооружения и военной техники в интересах вооруженных сил иностранных государств, как правило, свидетельствуют о нескольких моментах, характеризующих двусторонние или даже многосторонние отношения на высшем военно-политическом уровне.

Обозреватели китайских специализированных военно-технических и военно-политических изданий отмечают растущую активность предприятий оборонно-промышленного комплекса Турецкой Республики (ТР) на внешнем контуре, которые активно, а в некоторых случаях даже агрессивно, продвигают свою продукцию на международном рынке. Данный процесс характеризуется следующими особенностями.

Во-первых, турецкие оружейники стараются постоянно расширять географию партнеров. В качестве основного примера представляется возможным указать поставки средневысотных разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов «Байрактар-ТВ2» от турецкой компании Baykar Defense. К настоящему моменту данные БПЛА поставлены на вооружение ВВС Катара, Польши, Украины, Туркменистана, Азербайджана а также ожидаются их поставки в рамках соглашений с ВВС Ирака, Пакистана и еще ряда стран, в т.ч. из Юго-восточной Азии.

По списку упомянутых стран вполне очевидно, что основную долю покупателей составляют мусульманские страны, которые установили сотрудничество с ТР в различных форматах. Так, Эмират Катар и Азербайджанская Республика являются ведущими спонсорами большинства научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых специалистами ОПК Турции, как самостоятельно, так  и в кооперации с украинскими конструкторами – в рамках совместного предприятия «Черноморский щит».

По данным китайских источников, в приобретении БПЛА «Байрактар-ТВ2» заинтересованы ВВС Королевства Саудовская Аравия и еще несколько стран-членов НАТО, которые имеют общую границу с Российской Федерацией.

Необходимо обратить внимание на присутствие Украины и Польши в списке покупателей ВВТ турецкого производства, поскольку эти страны находятся в напряженных отношениях с официальной Москвой. Очевидно, что военно-политическое и военно-техническое сотрудничество Анкары с Киевом и Варшавой направлено не столько на получение материальных выгод в краткосрочной перспективе, сколько на достижение значительных региональных целей в средне- и долгосрочной перспективе.

Во-вторых,  предприятия ОПК ТР продолжают создавать варианты  модернизации для боевой техники американского и европейского производства, что крайне интересно для стран, у которых по различным причинам осложнено взаимодействие с США.

В данном аспекте отметим, что отношения между Вашингтоном и Анкарой на высшем военно-политическом уровне далеки от идеальных по нескольким причинам – это в результате привело к разрыву кооперации между ОПК ТР и США по множеству направлений. В данном аспекте необходимо отметить «волнообразную» политику Президента ТР Реджепа Тайипа Эрдогана в вопросе разрыва кооперации с США по контракту на поставку малозаметных истребителей пятого поколения F-35.

Как известно, в сентябре 2021 г. высокопоставленные представители военно-политического руководства Турции и национального ОПК сообщали о намерении получить от США компенсацию за разрыв соглашения. Однако, после получения жесткого ответа из Вашингтона глава турецкого государства лично обратился к президенту США на форме G20 с просьбой о заключении контракта на поставку комплектующих для модернизации F-16 ВВС Турции до уровня Block 70 и Block 80

Именно такие «сложные ситуации» послужили дополнительным стимулом к реализации политики Р.Т.Эрдогана по развитию национального ОПК и переводу ВС страны на ВВТ от национальных производителей . По данным китайских источников, если в 2010 г. доля продукции национального ОПК в поставках для ВС страны составляла не более 35%, то спустя 10 лет подразделения ВС Турции укомплектованы техникой внутреннего производства на 65%.

Ярчайшим примером возросших возможностей ОПК ТР является программа обслуживания и модернизации истребителей F-16 в модификациях Block 30, 40 и 50. Турецкие специалисты наладили производство новых блоков бортового радиоэлектронного оборудования, а также разработали управляемые ракеты малой и средней дальности, которые позволяют прекратить зависимость от поставок дорогостоящих американских AIM-9 и AIM-120.

Также, на предприятиях ОПК ТР налажено серийное производство корректируемых авиационных бомб под обозначением HGK, которые являются полноценным аналогом боеприпаса типа JDAM.

Достоверно известно, что ВВС Пакистана подписали с ОПК ТР соглашение на модернизацию около 40 истребителей F-16 общей стоимостью около 200 млн.долл.США. Официальный Исламабад принял обязательство по направлению своих пилотов оперативно-тактической авиации в подразделения ВВС Турции для выполнения разведывательных (провокационых) полетов вдоль турецко-греческой границы и боевых задач в Ливии.

Вполне очевидно, что значительный прогресс в вопросе разработки , испытания и отладки серийного производства новых образцов ВВТ не остался без внимания целого ряда государства, которые находятся в достаточно тесном взаимодействии с официальной Анкарой.

Так, на примере развития кораблестроительного кластера ОПК ТР заметно, как  ВМС иностранных государств проводят обновление состава надводных кораблей. Как известно, ВМС Туркменистана приобрели значительно количество кораблей турецкого производства для патрулирования акватории Каспийского моря. Официальный Баку также подписал соответствующее соглашение на строительство серии корветов на национальных верфях под руководством турецких специалистов.

В настоящее время турецкие кораблестроители выполняют контракт на строительство 4 корветов проекта ADA для ВМС Пакистана, который был подписан после того как турецкие кораблестроители передали пакистанским заказчикам универсальный транспорт снабжения водоизмещением 17000 тонн.

Как известно, в 2020 г. был подписан контракт на поставку 5 корветов проекта ADA для ВМС Украины с условием, что первый корабль будет полностью построен в Турции, тогда как оставшиеся 4 корвета будут построены на Черноморском судостроительном заводе. Частичное восстановление производственных возможностей данного предприятия будет оплачено турецкой стороной.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласится с оценками китайских специалистов в том, что президент ТР Реджеп Тайип Эрдоган благодаря сосредоточению значительного количества технических специалистов и привлечению таковых из-за рубежа, а также получению дополнительного финансирования от нескольких иностранных государств не только обеспечит выполнение некоторых ключевых оборонных программ, но и сможет «сплотить ряды» дружественных стран, в списке которых находятся Катар, Азербайджан, Пакистан и Украина.

В перспективе, согласованные действия руководителей данных государств приведут к формированию новой региональной организации, интересы которой уже расходятся со стратегическими устремлениями РФ, США и ряда других региональных держав.

52.22MB | MySQL:103 | 0,510sec