О перспективах экономического восстановления Ливии

Согласно оценкам Всемирного банка, ливийская экономика быстрее многих соседних стран встает на путь социально-экономического восстановления после пандемии коронавируса. Эксперты Всемирного банка прогнозируют по итогам текущего года возвращение Ливии к уровням экономического развития 2019 года после коллапса экономической системы в прошлом году.

Думается, такому благоприятному сценарию способствуют два ключевых фактора.

Во-первых, наметилась некоторая стабилизация политической ситуации после формирования Правительства национального единства (ПНЕ) в марте текущего года, которое возглавил премьер-министр Абдель Хамид Мухаммед Дбейба. Таким образом, впервые после свержения М.Каддафи и годы внутреннего противостояния и хаоса появился реальный шанс выйти на путь политического, мирного урегулирования. Даже несмотря на последующие события, а именно вынесение правительству Дбейбы вотума недоверия со стороны Палаты представителей, наметившийся перелом позволяет с оптимизмом оценивать перспективы ливийского политического ренессанса. ПНЕ во главе с премьером Дбейбой в итоге не было распущено, но обрело статус «временного правительства» с мандатом до проведения всеобщих выборов, назначенных н 24 декабря.

Во-вторых, вслед за политическим перемирием последовало снятие нефтяного эмбарго и других ограничительных и санкционных мер со стороны западных стран, что позволяет прогнозировать восстановление экономической активности и хорошие показатели экономического роста по итогам текущего года. Так, по прогнозу  Всемирного банка, рост ВВП Ливии по итогам 2021 года может составить 70%, что является абсолютным рекордом по региону и в разы выше среднепрогнозируемого роста в ближневосточном и североафриканском регионе на уровне 3-4%. Разумеется, следует оговориться, что столь кардинальный экономический рост обусловлен тем, что экономика стала отыгрывать обратно, чтобы компенсировать не менее значительную экономическую рецессию в Ливии в 2020 году, когда ВВП сократился на рекордные 33%. Причем и тогда в среднем по региону рецессия не превышала 5-6% за исключением собственно Ливии, а также Ливана с отрицательной динамикой в минус 20%.

Сильная амплитуда волатильности сначала падения и затем роста ВВП Ливии во многом обусловлена показателями производства и экспорта углеводородов, которые и подталкивают страну к экономическому восстановлению после пандемии. По данным Всемирного банка, в первой половине 2021 года производство нефти достигло в среднем 1.2 млн баррелей в сутки, что в 4 раза выше показателей первого полугодия прошлого года, когда Ливия в среднем добывала не более 300 тыс. баррелей в сутки.

Таким образом, если в стране сохранится положительная динамика политического процесса и ситуация на нефтяном рынке будет складываться благоприятная, то к концу года рост ВВП Ливии может даже превысить 78%. В частности, это позволит нарастить торговый баланс, и добиться двухзначных процентов прибыли по итогам закрытия ныненшего финансового года.

Для этого важно, чтобы намеченные на конец года президентские и парламентские выборы в стране состоялись без каких-либо потрясений и подрыва общественной стабильности. При этом начавшаяся реинтеграция и воссоздание государственных институтов власти будет только укреплять экономическую систему и стимулировать дальнейший ее рост. Также важно сохранить поступательную динамику добычи и производства нефти при одновременном благоприятном для производителей нефти спросе на мировых рынках. Сегодня есть еще обусловленные пандемией серьезные риски, в том числе наметившееся снижение спроса на энергоносители в Китае, экономика которого пока не вышла окончательно на путь восстановления и устойчивого роста.

Нужно отметить, что потенциал поступательного экономического восстановления Ливии после конфликта и пандемии весьма высок, и эта цель сегодня имеет вполне конкретные очертания. Ливийский конфликт дался высокой ценой для национальной экономики. В то же время, восстановление потребует годы реформ и созидательной политики. По оценкам Экономической и социальной комиссии ООН для Западной Азии (ЭСКЗА), ливийская экономика потеряла с начала конфликта в 2011 году 170 млрд долларов США. При этом пострадали все сектора экономики, в первую очередь производственные секторы — углеводороды, cтроительство и сельское хозяйство. Произошло резкое истощение государственных резервов, расходов и инвестиций.

Примечательно, что позитивная динамика ситуации в Ливии уже оказывает и будет продолжать оказывать важное благоприятное воздействие на экономическое развитие соседних стран – Алжира, Египта, Cудана и Туниса. Речь идет об увеличении масштабов межрегиональной торговли, создании новых рабочих мест и инвестиционных возможностей в этих соседних с Ливией странах. Все они, безусловно, заинтересованы в политически стабильной и неразделенной Ливии, и постараются не допустить провала общенациональных выборов в стране в конце этого года, чтобы упредить проблему массового потока ливийских беженцев в эти страны, а также в Европу по средиземноморскому маршруту.

52.24MB | MySQL:103 | 0,538sec