Проблемы экономического развития и борьбы с бедностью в Судане

Судан — аграрная страна со слаборазвитой экономикой. Около 80% (от приблизительно 38,5 млн чел.) работоспособного населения страны занято в сельском хозяйстве. Из 80 млн га территории страны на долю обрабатываемых земель приходится 12,5 млн га, из них орошаемыми являются лишь 1,9 млн га (15%).

В северной части Судана используется преимущественно искусственное орошение водами Нила и его притоков. Для орошения используются шадуфы, сакии, а также насосы. За счет этих приспособлений вода искусственно поднимается на поля, поэтому такие системы орошения называются подъемными. Как и в Верхнем Египте, здесь встречается бассейновое орошение. В Гезире преобладает самотечное орошение. В отдельных районах (дельты рек Барака, Гаш, Абу-Хабль и др.) применяется паводковое орошение. При паводковом и бассейновом орошении можно выращивать только один урожай, в то время как в других случаях — по два и более. В южной части Судана, где осадков значительно больше, земледелие преимущественно неполивное.

Основная товарно-производственная культура — хлопчатник. Важное место также занимают плодовые культуры (манго, апельсины, бананы и др.), бахчевые (арбузы, дыни), овощные (томаты и др.), масличные (кунжут, арахис) — в производстве данных культур Судан занимает одно из лидирующих мест в мире. Производство продовольственных культур (сорго, просо, дохн, дурра, элевзина) в последние годы сокращается, что осложняет продовольственную проблему.

Судан входит в группу беднейших государств мира, ВВП этого государства в 2008 г. составил 8,5 млрд амер. долл., среднедушевой валовой национальный доход — 960 ам. долл. Темпы экономического роста составили 11,2% (на 2007 г.). В значительной степени эта цифра достигнута за счет бурного развития нефтяной отрасли.

В 1970-е гг. американская компания «Шеврон» обнаружила в Судане нефть. Доказанные запасы нефти в этом государстве составляют 627 млн баррелей, а общие запасы оцениваются в 8,5-12 млрд баррелей. Однако Администрация энергетической информации Министерства энергетики США (EIA) исходит из более консервативной оценки — приблизительно 5 млрд баррелей. Потенциальные обширные запасы нефти имеются на северо-западе страны, в бассейне Голубого Нила, на шельфе Красного моря и в восточном Судане. Значительная часть разведанных месторождений нефти и газа также находится в центральной части страны — штатах Хартум, Гезира, Северный Кордофан и Нахр эн-Нил, а также на востоке в районе Западный Токар. Разработка месторождений, начатая в середине 90-х, затруднялась из-за войны — 3/4 запасов нефти находится на юге в зоне конфликта. Из-за этого крупные западные нефтекомпании, включая «Шеврон» и «Шелл», к 1999 г. покинули Судан. Значительную активность проявляют китайская «Си-Эн-Пи-Си», малайзийская «Петронас» и индийская «О-Эн-Джи-Си Видеш».

Экспорт суданской нефти является крайне прибыльным, поскольку суданские порты на Красном море находятся на главном маршруте следования танкеров из Персидского залива в Европу. Значительным фактором в пользу развития нефтедобывающей отрасли является низкая себестоимость суданской нефти по сравнению, например, с сибирской (не менее чем на 2 долл. за баррель).

В 2007 г. объем общего производства нефти составил 466,10 тыс. баррелей в сутки. К середине 2009 г. ожидается увеличение производства нефти на 100 тыс. баррелей в день, т.е. оно достигнет 600 тыс. баррелей в день. Подъем в нефтегазовой отрасли связан с новыми инвестициями, поступающими в основном из Китая. В настоящее время практическая реализация нефтяных проектов входит в зону пристального внимания правительства Судана. К таким проектам относится разработка блока 6 (нефтегазовые объекты в данном государстве в основном имеют «блоковое» размещение), расположенного на юго-западе Судана. Расширение нефтегазового сектора экономики приведет к увеличению количества рабочих мест, что так необходимо в условиях, когда подавляющее большинство населения страны является безработными или живет за порогом бедности.

Борьба с бедностью входит в число приоритетных задач по преодолению отсталости и развитию Судана. Эта проблема является крайне важной вследствие того, что бедность и нищета:

•оказывают прямое и косвенное воздействие на динамику и характер взаимоотношений между трудом и капиталом; низкий уровень жизни сбивает уровень оплаты труда и способствует росту нормы эксплуатации занятых;

•подрывают здоровье новых поколений, порождают социальные болезни, ухудшают потенции рынка труда;

•закрывают путь к росту образования и профессионализма;

•ведут к росту миграции работоспособных групп населения;

•отчуждают людей от общества, производства, рынка, превращая бедных и нищих в маргиналов, не участвующих активно в социальной и трудовой жизни страны;

•увеличивают «внутриклассовую» конкуренцию между самыми необеспеченными слоями населения, что затрудняет формирование сильного гражданского общества;

•ведут к снижению общих затрат на рабочую силу, за счет чего повышается обогащение уже и без того богатых предпринимательских и бюрократических кругов;

•тормозят научно-технический прогресс ввиду дешевизны живой рабочей силы;

•ведут к росту преступности и коррупции и т.п.

На данный момент ни одна организация, в том числе и международная (ООН и ее дочерние организации, Всемирный банк и другие), не в состоянии предоставить цифры, дающие представление об уровне бедности в данном государстве. Однако, исходя из параметров определения бедности в том или ином государстве, можно составить представление о положении в Судане. К основаниям для определения бедности относятся следующие:

•бедность и нищенство по рождению, наследуемые от родителей и семьи;

•бедность вследствие войны, природных катастроф и т.п.;

•бедность, вызванная социальными и политическими факторами, безработицей, вынужденной эмиграцией, гражданской войной и революциями, геноцидом;

•бедность, наступившая вследствие разорения, раздела имущества семьи между супругами или детьми;

•бедность как результат преступления, за которым следуют тюремное заключение, конфискация имущества и общественный остракизм;

•бедность вследствие зависимости от преступной группы, преступной склонности (азарта, алкоголизма и т.п.);

•бедность и нищета по собственному выбору — скитничество, монашество, кинический аскетизм, хиппи и др.

Для страны, которая около 40 лет находилась в состоянии гражданской войны между севером и югом, чье внутриполитическое, а также внешнеполитическое положение далеко от мирного (в конце 2008 г. Международный уголовный суд получил просьбу прокурора о выдаче ордера на арест суданского президента Омара аль-Башира, и ожидается, что в начале 2009 г. эта просьба будет удовлетворена), сочетание вышеуказанных характеристик дает основание считать подавляющее большинство населения страны бедным и в значительной своей части нищим (по оценкам некоторых специалистов, более 80% населения).

Увеличение темпов экономического роста и объемов средств, поступаемых в экономику страны в результате продажи нефти и газа, а также сельскохозяйственной продукции дали повод международным организациям рекомендовать правительству Судана осуществлять специальную программу расходования финансовых средств с целью борьбы с бедностью. Подобная программа подразумевает расходование средств таким образом, чтобы их большая часть приходилась на финансирование актуальных нужд беднейших слоев населения, а также имела своей целью укрепление их благосостояния в среднесрочном и долгосрочном периодах.

В настоящее время реализация данной программы уже столкнулась со следующими трудностями, т.к. отсутствуют:

•исчерпывающие данные относительно бюджета страны;

•жесткий централизованный государственный контроль над расходованием средств;

•исчерпывающие данные относительно результатов осуществления этой программы и финансовая прозрачность;

•последовательная национальная стратегия по сокращению бедности в стране.

В ходе борьбы с бедностью в Судане необходимый минимум мер должен быть принят в здравоохранении и начальном образовании, системе подачи и очистки воды, ирригационной системе, инфраструктуре дорог и мостов, электроэнергетике и др. Однако наибольшую тревогу вызывает социальная сфера, т.к. в настоящее время именно она представляет опасность для дальнейшего развития государства.

Более 40% работающего населения Судана приходится на молодежь. Более 60% молодежи является безработной. Более 72% молодых суданцев имеют прожиточный минимум 2 ам. долл. в день.

Значительный уровень не окончивших обучение в школах и раннее материнство относятся к одним из главных проблем, с которыми сталкивается молодежь в Судане. Эти проблемы в свою очередь усложняют ситуацию с развитием профессиональных навыков, рынком труда и карьерным ростом для молодежи в этой стране.

Молодые женщины в сельских районах имеют еще меньше шансов, чем мужчины, в тех же условиях проживания для получения образования, профессиональных навыков и опыта, сбережения средств и получения кредитов на обучение. Чрезвычайные сложности возникают и с доступом к источникам информации.

Безработица является одной из главных проблем не только для сельских, но и для городских районов страны. В последних существует постоянный приток рабочих-мигрантов, которые, не найдя работы в селах, пополняют и без того значительное число городских безработных. В результате этого безработица среди городской молодежи становится больше по сравнению с сельской.

Серьезную обеспокоенность вызывает и тот факт, что образование, которое ранее служило определенным гарантом для получения работы и лучших условий труда, в настоящее время таковым не является ввиду недостатка рабочих мест и для квалифицированных рабочих. Те немногие, кому удалось получить работу, в настоящее время готовы трудиться в худших условиях, не гарантирующих безопасность для здоровья.

Молодежь вследствие низкой квалификации имеет серьезные шансы остаться на долгие годы на позициях низшего и среднего звена. Молодые люди, не найдя официальную работу, находят применение в неофициальном секторе экономики.

На данный момент не существует общегосударственной программы решения проблемы молодежи. Все программы, которые были разработаны и применялись в этой связи, имели слабую финансовую поддержку, были ограничены временными рамками и нацелены на решение проблемы преимущественно в городах.

Решение проблемы молодежи в Судане находится в жесткой привязке к урегулированию застарелых конфликтов разного рода, дискриминации по половому, расовому и религиозному признакам, нерешенным проблемам в сфере здравоохранения и многим другим.

Продолжение практики откладывания серьезного решения данной проблемы может привести только к ухудшению и без того кризисного состояния. Это кажется очевидным ввиду прогнозируемого увеличения численности населения к 2050 г.

С одной стороны, проблема молодежи в стране на настоящий момент является крайне болезненной, но она же может стать значительным вкладом в экономический рост государства при условии, если в качестве ориентира использовать опыт восточноазиатских стран.

На данный момент оптимальной сферой для приложения сил молодежи является сельское хозяйство, где занято 65% трудоспособной молодежи. Однако и здесь требуются скорейшие финансовые вливания с целью поддержания и стимулирования водно-ирригационного комплекса, сельскохозяйственных исследований и применения новых посадочных материалов, химических удобрений, использования новых сельскохозяйственных методов производства.

В настоящее время другим подспорьем в решении проблем безработицы, в том числе и среди молодежи, служит развитие несельскохозяйственных домашних предприятий. Эти предприятия уже привлекают около 20% трудоспособной молодежи. Увеличение числа таких предприятий позволит в определенной степени уменьшить число безработных.

Пути решения проблемы молодежи могут быть найдены в расширении возможностей для работы и получения образования в сельских районах, где проживает около 70% трудоспособной молодежи. Решению данной задачи могут способствовать:

•усиление привлекательности труда в сельских районах;

•увеличение числа коммерческих проектов и несельскохозяйственных предприятий в сельскохозяйственных районах;

•увеличение объемов инвестиций в ирригацию, систему управления водными ресурсами и т.п.;

•активизация создания институтов общественного участия (профессиональных и общественных сообществ) как в сельской, так и в городской среде.

В докладе ООН за 2008 г. под названием «Сельское хозяйство на службе развития» говорится о том, что для достижения к 2015 г. цели международного сообщества по сокращению вдвое нищеты и голода необходимо преодолеть царившие на протяжении последних 20 лет невнимание к сельским районам и сельскому хозяйству и их недостаточное финансирование. Для Судана данная задача является более чем актуальной, но ее практическое достижение находится в жесткой привязке к готовности политических кругов нормализовать внутриполитическую ситуацию в стране, направить существующие ресурсы в нужное русло, работать над созданием условий для притока инвестиций, преодолеть застарелые подходы и невнимание к социальной сфере и выработать национальный план преодоления кризисных явлений и поступательного развития.

40.76MB | MySQL:66 | 0,940sec