Предварительная статистика экспорта вооружений из Германии в 2021 г. и перспективы нового правительства

Продолжающее исполнять обязанности до вступления в должность коалиции СДПГ, СвДП и «Зеленых» правительство во главе с канцлером А.Меркель одобрило предварительный полугодовой отчет об экспорте вооружений за рубеж. В соответствии с данными из указанного документа, за первые шесть месяцев текущего года страна поставила иностранным партнерам вооружений и боевой техники на общую сумму 2,3 млрд евро, что на 17 % ниже показателей за аналогичный период 2020 г. Также в тексте было отмечено, что ведущими странами-получателями по предварительным данным оказались партнеры ФРГ по Евросоюзу и НАТО, а именно Нидерланды, США и Великобритания. Таким образом, промежуточная статистика выглядит весьма благоприятной для уходящего в отставку правительства. Более того, такой исход можно считать выгодным как для блока ХДС/ХСС в условиях перехода в оппозицию и важности сохранения позитивного имиджа и наследия А.Меркель, так и становящейся старшей коалиционной партии СДПГ, которая в прошлом кабинете, хотя и играла роль младшего партнера, но ее представители были вовлечены в процесс принятия решений в том числе по экспортным лицензиям.

Представление промежуточных итогов несколько омрачил парламентский запрос депутата от «Левой» фракции в Бундестаге С.Дагделен, парламентская группа которой, судя по всему, уже начала противостояния с новой властью, куда входят ее бывшие единомышленники – «Зеленые». В соответствии с ответом Министерства экономического развития, по состоянию на ноябрь 2021 г. экспорт вооружений уже составляет почти 4 млрд. евро. При этом особое внимание «Левых» привлекло то, что 27 % оружия и техники пришлось на т.н. третьи страны,  включая те, что  имеют неоднозначную репутацию с точки зрения нарушения прав собственных граждан и  участия в региональных конфликтах. Так, сразу за упомянутой в рассмотренном выше отчете «тройкой» Нидерландов, США и Великобритании следует Египет. Сумма экспорта в Каир, по информации федерального министерства экономического развития превысила 181 млн евро. Для сравнения, на долю Лондона пришлось 190 млн евро.

В случае с поставками в североафриканскую страну, с точки зрения текущей внутриполитической ситуации в Германии, значение имеет не только стоимость экспортных лицензий или факт вовлеченности Египта в региональные конфликты, но и то, что в 2020 г. в группе третьих стран он лидировал. Таким образом, предварительно отчитавшись о снижении поставок и сокращении их общих объемов для получателей, вызывающих наибольшие опасения с точки зрения дальнейшего использования продукции германского ВПК, кабинет А.Меркель в действительности продолжил практику, за которую его критиковала оппозиция, включая как «Левых», так и «Зеленых».

Важность общения между Берлином и Каиром до официального выхода в отставку канцлер продемонстрировала в ходе недавней видео-встречи с египетским президентом А.Ф.ас-Сиси. В рамках беседы, по информации официального представителя федерального правительства Ш.Зайберта, обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества, прежде всего в экономике, а также ситуация в регионе. В последнем случае внимание было сосредоточено на палестино-израильском треке, ситуации в Ливии и иранской ядерной сделке. Каир играет довольно заметную роль на Большом Ближнем Востоке. К примеру, будучи в последнее время главным региональным посредником между Израилем и Газой. В этой связи, амбиции новой коалиции по активизации своих миротворческих усилий, с одной стороны, и ранее сделанные заявления по вооружениям, с другой, ставят кабинет О.Шольца в весьма сложное положение.

Еще одним получателем германских вооружений вне ЕС и НАТО остается Алжир. Публикации в СМИ данных последнего парламентского запроса «Левых» о цифрах умалчивают, однако в статистике за первые шесть месяцев текущего года он даже немного обгонял Египет. При этом сотрудничество такого рода с данной африканской страной, возможно, даже более рискованно для ФРГ. Связано это с опасениями немецких обозревателей относительно высокой вероятности эскалации между Алжиром и Марокко, при этом с последним Германия так и не смогла пока восстановить отношения после мартовского письма Н.Буриты, содержавшего призыв к правительству государства и профильным ведомствам прекратить контакты с контрпартнерами из ФРГ.

Таким образом, Алжир, разорвавший дипломатические отношения с Марокко начинает восприниматься все больше как игрок, пользующийся покровительством Германии, в том числе в поставках вооружений. Рабат, в свою очередь, в рамках процесса нормализации проявляет особый  интерес к Иерусалиму в том, что касается беспилотников. Причем речь идет об аппаратах Heron, аналогичных тем, что арендует Бундесвер, то есть способных нести вооружения. Причем, по некоторым данным, помогает в их приобретении Марокко Франция. Таким образом, для Берлина нарастающий кризис между двумя североафриканскими государствами грозит не только перспективой новой волны миграционного кризиса, но и конфликтом интересов в области экспорта вооружений.

В итоге новая коалиция, еще не придя к власти в Германии, уже находится в довольно сложном положении. С одной стороны, существенно нарастает внутренняя критика со стороны «Левой» фракции Бундестага. Таким способом партия в некоторой степени пытается наверстать упущенное, поскольку, как полагают местные политологи, своему неуспеху на последних федеральных выборах она обязана, в том числе недостаточным вниманием к международной проблематике. В частности, как отмечает «левый» политик К.Лей, партия в целом уступила на дебатах, посвященных НАТО и Афганистану, однако для изменения имиджа и привлечения большего электората в будущем требуется трансформация всей внешнеполитической платформы. В новой редакции программы, предположительно, акцентом могут стать права человека, что автоматически подразумевает критику в адрес таких режимов, как египетский. Это, в свою очередь, создаст проблемы для общения правительства О.Шольца с А.Ф.ас-Сиси.

С другой стороны, по-прежнему неопределенным считается вопрос о стандартах экспортной политики в сфере вооружений. Объясняется это с тем, что при общем консенсусе СДПГ, «Зеленых» и СвДП о том, что ограничения нужны, как именно они будут вводиться, пока не ясно. Так, на текущем этапе партии новой коалиции говорят об унификации стандартов в ЕС, хотя в действительности внутреннее регулирование государств-участников Евросоюза на этом направлении серьезно разнится. И здесь большую роль может играть позиция Франции, которая не только имеет более свободные взгляды на поставки продукции своего ВПК в третьи страны, но ранее уже обвиняла ФРГ в срыве договоренностей, по которым германская сторона была одним из производителей комплектующих.

52.22MB | MySQL:103 | 0,465sec