О проблемах военно-технической сотрудничества Турции с союзниками по НАТО

Ряд ограничительных мер и санкций, введенных союзниками по НАТО в отношении Турции и ее стремления закупить вооружение и военную технику в связи с растущим расхождением с целями альянса, вызвали опасения среди ряда турецких экспертов по поводу риска исключения Турции из программы A400M. Беспокойство по поводу возможного исключения Турции из программы A400M было выражено оппозицией, которая сравнила эту ситуацию с исключением Турции из глобального консорциума совместных ударных истребителей F-35, в который правительство Эрдогана вложило 1,4 млрд долларов и, как ожидается, должно было принести  в долгосрочной перспективе в турецкую казну 11 млрд долларов доходов от экспорта. «Если то же самое [аналогично удалению F-35] произойдет с A400M, и они [партнеры Турции] однажды скажут: «Мы вас исключили», будет ли ясен путь к [международному] арбитражу [для возмещения убытков]?», — спросил Утку Чакырезер, депутат от основной оппозиционной Народно-еспубликанской партии (НРП). Его комментарии были сделаны на заседании парламентского комитета по иностранным делам, который обсуждал статьи пересмотренного соглашения по программе A400M 30 ноября перед утверждением. Он также задался вопросом, почему правительство не прибегает к арбитражу для взыскания платежа, который оно внесло в программу F-35, и поинтересовался, могут ли возникнуть аналогичные проблемы и в отношении A400M. Самолет A400M был разработан в 2003 году и изготовлен компанией Airbus в качестве передового военно-транспортного самолета для увеличения пропускной способности воздушных перевозок государств-участников и замены самолетов Lockheed Martin C-130 и Boeing C-17. Контракт был подписан Бельгией, Великобританией, Францией, Германией, Люксембургом, Испанией и Турцией. Организация по совместному сотрудничеству в области вооружений (OCCAR) является координатором по закупке и поставке самолетов A400M.  Программа, которая столкнулась с рядом проблем с момента ее создания и была по существу реанимирована  в 2010 году, была пересмотрена, при этом несколько основных государств-участников увеличили свои взносы в ее бюджет. Изменения были представлены турецкому парламенту для обсуждения и утверждения, поскольку законодательная власть имеет полномочия утверждать международные договоры от имени Турции. Турция не является членом OCCAR, но участвует в программе A400M на этапах проектирования, производства и логистической поддержки. Многие детали A400M были изготовлены в Турции государственной компанией Turkish Aerospace Industries (TUSAŞ) и ее субподрядчиком Selex. Турция имеет 7-процентную долю в программе A400M, и TUSAŞ производит 405 деталей для самолетов. Некоторые из деталей, произведенных в Турции, включают передний и задний центральный фюзеляж, хвостовой обтекатель, закрылки, тормоза, двери, системы освещения, системы очистки сточных вод и чистой воды, а также проводку. Детали экспортируются на предприятия в Германии и Великобритании до окончательной сборки в Испании. В Турции также есть два места технического обслуживания для поддержки работ по текущему и капитальному ремонту самолетов A400M.

Турция приняла поставку 9 самолетов A400M из 10, которые она заказала, причем последний, как ожидается, прибудет в марте 2022 года. По словам Абдуррахмана Шерефа Джана, главы Департамента воздушных судов при Управлении оборонной промышленности (SSВ), который проинформировал законодателей, на сегодняшний день компания получила более 500 млн долларов дохода от продажи деталей, изготовленных для самолетов, и, как ожидается, заработает почти миллиард долларов, как только будет выполнен заказ на общее количество 186 самолетов A400M. Турция заплатила около 100 млн евро за каждый полученный самолет, и к настоящему времени в рамках программы было произведено 118 самолетов, заявил заместитель министра иностранных дел Явуз Селим Кыран, подчеркнув, что Турция получила скидку, поскольку является партнером по программе. Вклад Турции в программу составляет 1,3 млрд евро, что составляет 5,56% ее бюджета. Хотя Германия, Франция и Бельгия увеличили свои взносы в бюджет программы, взносы Турции в проект остались прежними. Что касается истребителей F-35, Кыран сказал, что ведутся технические переговоры с правительством США, чтобы Турция окупила инвестиции, вложенные в программу, и что эксперты по правовым вопросам рассматривают все варианты, включая обращение в международный арбитраж, если это необходимо. Первый раунд переговоров с делегацией США состоялся в Анкаре 27 октября 2021 года, а второй состоится в январе 2022 года.

Турция оказалась под усиленным давлением своих союзников, особенно США, Канады и Германии, которые в той или иной степени объявили об ограничениях и санкциях в отношении Турции из-за сделки  Анкары с  Москвой по ЗРК С-400 и использования правительством Эрдогана оружия в приграничных зонах конфликтов. В декабре 2020 года США объявили главный орган Турции в области ВТС SSB объектом санкций. Санкции запрещают предоставление займов, кредитов и экспортных лицензий и разрешений США на любые товары или технологии, переданные SSB, а также займы или кредиты от финансовых учреждений США на общую сумму более 10 млн долларов США в любой 12-месячный период. Правительство США также выступило бы против любого взаимодействия третьей стороны с SSB и попыталось бы заблокировать любой кредит, который, вероятно, будет предоставлен SSB международными финансовыми институтами. Тем временем Канада также запретила экспорт важнейших деталей для производства беспилотных летательных аппаратов в Турции (это даже привело к банкротству канадского производителя комплектующих для турецкого дрона «Анка», но Оттаву эту не остановило – авт.), а Германия прекратила поставки двигателей для САУ и танков турецкого производства. В ноябре 2021 года министр национальной обороны Турции Хулуси Акар сообщил, что союзники также ввели эмбарго на импорт товаров двойного назначения для гражданских нужд из-за опасений, что они могут быть использованы в военных целях.

62.84MB | MySQL:102 | 0,508sec