Роль ВВС САР в сирийском конфликте. Часть 3

Истребители МиГ-23 оказались более эффективными как показали боевые действия на северо-западе Сирии. Однако на долю 678-й эскадрильи МиГ-23 базировавшейся в Хаме приходилось только 4% боевых вылетов в последние 2 года. Несмотря на сложные обстоятельства ВВС САР, смогли не только сохранить свою боеспособность, но и повысить свою активность и эффективность. В период с 2016 по 2020 гг. сирийская авиация совершала до 1 тысячи боевых вылетов в месяц в районы, захваченные вооруженной сирийской оппозицией. После разгрома боевой инфраструктуры ИГ сирийские ВВС смогли заметно увеличить число боевых вылетов против вооруженной оппозиции в различных районах Сирии.  По мере разрастания вооруженного конфликта в Сирии и провала международных усилий урегулировать сирийский конфликт, многие политики в администрации США стали склоняться к повторению ливийского сценария в этой стране. Однако Россия и Китай твердо выступали против такого решения вопроса и стремились не дать возможности США повторить ливийский вариант в Сирии. К тому же администрация президента Б.Обамы, хотя и продолжала придерживаться принципа ухода Башара Асада с поста президента САР, не мола окончательно определиться в этом вопросе, принимая во внимание расклад внутри политической и военной элиты США. Ряд американских экспертов из RAND Corporation считали, что наихудшим для США выходом из кризиса в Сирии стало бы силовое свержение Башара Асада. В своем докладе Сенату США глава Объединенного комитета  начальников штабов генерал М.Демпси высказался за создание в Сирии «бесполетных зон», которые смогли  защитить гражданское население. Он также поддержал региональный подход к разрешению сирийского конфликта, который бы не дал возможности затронуть соседние страны, остановить распространение неконвенционального вооружения на Ближнем Востоке и поддержать умеренную сирийскую оппозицию. Однако после событий в пригородах Дамаска в августе 2013 г. США объявили о подготовке военной операции против САР, в том числе и ее ВВС. В конечном итоге после достигнутых между Россией и США соглашений на саммите  G 8, США не нанесли удар по Сирии, а Б. Асад лишился неконвенционального (химического) оружия под российские гарантии. Несмотря на это ВВС США в составе коалиционных сил наносили периодические удары по сирийским объектам под прикрытием операции против ИГ. Характерно, что американская авиация не трогала сирийские самолеты, которые демонстративно провоцировали ее и наносили удары по курдским союзникам США. Однако в 2017 г. США сбили сирийский бомбардировщик СУ-22. В конечном итоге Россия и США договорились о демаркации воздушной граница САР вдоль реки Евфрат. Таким образом, США фактически навязали свою «бесполетную зону» над 1/3  сирийской территории. Однако это не мешало сирийским ВВС продолжать бомбардировки районов захваченных оппозицией на западе Сирии, поскольку многие из них не вошли в договор. Единственной страной способной бросить вызов сирийской авиации была Турция. Однако после инцидента с российским самолетом в 2015 году Анкара еще долго не мгла прийти в себя. Только весной 2020 г. Турция решилась установить свою «бесполетную зону» на северо-западе Сирии. В итоге турецкие военные сбили 2 военных сирийских вертолета и 3 истребителя. При этом Анкара смогла избежать какого-либо столкновения с российскими военными на западе САР. Одновременно, Израиль усилил авиационные атаки на иранские объекты в Сирии. С 2017 г. Израиль совершил несколько сот боевых вылетов против подразделений КСИР и шиитских милиций в Сирии. Потери израильской авиации были минимальны. Турецкие и израильские  удары по Сирии показали, что они практически безопасны для атакующих сторон и к тому же мало затратные. К весне 2021 года сирийские ВВС состояли из двух дивизий. 20-я дивизия дислоцировалась на авиабазе  Думейр,  а 22-я дивизия  размещалась на авиабазе  Шайрат. Каждая дивизия включала три бригады эскадрилий бомбардировщиков, истребителей, истребителей-бомбардировщиков и перехватчиков. Наряду с этим в составе сирийских ВВС находилось 4 отдельные вертолетные бригады, одна из которых обеспечивала логистику и осуществляла охрану правительственного транспорта. Институт и колледж ВВС действовали как штабной командный центр и контролировал подготовку летного состава вертолетных звеньев и эскадрилью  легких штурмовиков L-39 (Albatros). В ходе конфликта сирийские ВВС утратили 6 из 17 авиабаз. В 2013-2014  вооруженная оппозиция захватила базы Тафтаназ, Джирах, Аль-Кусайр, Абу ад-Духур, Меннег и Табка. Эти потери вынудили командование ВВС САР сосредоточить силы на 4-х авиабазах. Основные операции сирийских ВВС осуществлялись с авиабаз Шайрат, Думейр, Тияс, Хама, Блай. Одновременно командование ВВС САР создало 8 новых передовых оперативных авиабаз и вертолетных площадок  в различных районах страны. Основной ремонтный центр сирийских ВВС располагается в Халебе (Алеппо). Несколько других находилось в районе баз Думэейр, Хама, Квейрис.  Ремонтные цеха работали на авиабазах Сайкал, Хальхала, Шайрат, Тияс, Блай и Акраба. Как уже упоминалось выше, накануне событий сирийские ВВС располагали 535 боевыми машинами. В период с 2012 по 2020 год 182 самолета были уничтожены. Из оставшейся авиатехники 157 самолетов сильно устарели и сегодня находятся на базах Думейр, Хама, Квейрис, Блай и Тияс. В настоящее время сирийские ВВС располагают 113 боевыми машинами. В сентябре 2017 г. «Силы тигра» сменили место дислокации и перебазировались в Хаму из центральных районов Сирии. Именно с этой авиабазы была проведена мощная воздушная атака на Саракиб в феврале 2018 г. Одновременно часть отрядов «Сил Тигра» были переброшены в районы пригородов Дамаска, где велись бои за Восточную Гуту. После освобождения Восточной Гуты  «Силы тигра» были переброшены на южный фронт для участия в масштабной операции по освобождению юга страны в 2018 г.  Характерно, что «Силы тигра» и вертолетная авиация не были атакованы США. Реальной опасности эти подразделения правительственных сил подверглись после вооруженного вмешательства Турции в конфликт в северо-западных и восточных районах САР в 2020 г. Командование операциями сирийских ВВС осуществляется по двум направлениям. Плановые операции проходили под строгим контролем высшего командного звена. Они носили бюрократический характер. С другой стороны, часть операций проходила в режиме ad-hoc и их проведение были не так сильно формализованы.  Большинство операций сирийских ВВС являлись результатом скоординированных плановых действий. С учетом нехватки топлива и высокой стоимости воздушных атак военные бюрократы пытались сбалансировать приоритеты военных операций и скудость ресурсной базы ВВС САР. Одновременно это позволяло командованию держать сирийские ВВС под своим жестким контролем. Цели определялись на основе ежедневных разведывательных сводок различных спецслужб САР. Процесс утверждения операций носил бюрократический характер и проходил утверждения по командной цепочке, начиная с полевых командиров и  заканчивая центральным командованием ВС САР и военным бюро в Президентском дворце. Утвержденный список целей мог корректироваться советниками президента в соответствии со стратегическими приоритетами режима. После этого список целей направлялся в обратном порядке, и командир бригады отбирал соответствующую эскадрилью и летчиков для выполнения поставленных задач. Такая усложненная процедура принятия решений затрудняла борьбу с мобильными отрядами вооруженной оппозиции. Она имела целью нанесение регулярных авиаударов по территориям, удерживаемым оппозицией, и решала больше политические задачи. В ходе крупномасштабных сухопутных операций армейские подразделения могли запросить воздушную поддержку. Тогда порядок принятия решений менялся и носил более динамичный характер. В этих случаях создавались объединенные командные штабы, которые координировали свою деятельность с иностранными союзниками, принимавшими участие в боевых операциях. Однако последнее слово оставалось за военным бюро Президентского дворца, которым руководил генерал Бассам Хассан. После одобрения плана операции воздушной поддержки, полевые командиры отправляли запросы в объединенный оперативный штаб офицерам по связи, которые передавали координаты целей командирам соответствующих подразделений ВВС САР. На практике летчики получали координаты целей и соответствующие инструкции только после взлета. Поскольку переговоры между пилотом и командным центром базы не были зашифрованы, специалисты  РЭБ в рядах повстанцев и даже гражданские лица часто перехватывали часть информации. Часто координаты цели передавались в обычном режиме  GPS и пилоты просто вставляли их в карту местности, «скаченную» на бортовой компьютер из приобретенного на коммерческой основе заграничного  «софта». Это позволяло повстанцам вовремя оставить место предполагаемого удара и сохранить личный состав и вооружения. Иногда решения могли меняться в ходе операции, что приводило к путанице и провалу миссии. Дезертировавшие офицеры из подразделений РЭБ иногда перехватывали разговоры пилота с авиабазой, вмешивались в них и отдавали ложные команды, что в ряде случаев приводило к авиационным ударам по позициям правительственных сил. До начала операций ВКС России, ВВС САР не оказывали решающего воздействия на исход сражений. Однако они во многом определяли характер сирийского конфликта. По данным оппозиции, в результате операций ВВС САР против вооруженной оппозиции пострадало около 10% ее личного состава. Силы повстанцев смогли приспособиться к тактике сирийских ВВС. На открытой местности они использовали естественные укрытия. В условиях города повстанцы рыли туннели, использовали старые подземные ходы,  а командные посты размещали в пригородах и хорошо укрепленных укрытиях.

Свои операции повстанцы проводили обычно в темное время суток, так как бойцы и летчики правительственных сил располагали ограниченным числом приборов ночного видения. К тому же повстанцы с помощью пилотов-перебежчиков и специалистов РЭБ внедрялись в переговоры правительственных войск и получали ценную разведывательную информацию о предстоящих операциях сирийских ВВС. Несмотря на незначительный потери среди боевых формирований повстанцев, регулярные удары сирийские ВВС по районам концентрации вооруженной оппозиции имели, куда больший эффект. В результате регулярных бомбардировок население этих территорий начинало мигрировать, а объем социальной поддержки вооруженной оппозиции и доверие к ней среди мирного населения неуклонно сокращались. Поэтому отряды вооруженной оппозиции всячески стремились сдержать действия сирийских ВВС. В период 2013-2014 гг. они захватили несколько авиабаз ВВС в районе Тафтаназ, Джирах, Аль-Кусайр, Абу ад-Духур и Меннег. Оппозиция использовала  захваченное на правительственных военных базах вооружение, и ей удалось сбить несколько правительственных самолетов в 2012-2013 гг. Однако после того, как сирийские ВВС стали наносить бомбовые удары с большей высоты повстанцы утратили паритет в борьбе с ВВС САР. Запад отказывался поставлять сирийским повстанцам современные системы ПВО, опасаясь, что в определенный момент они могут  попасть в третьи страны и быть задействованы против гражданских самолетов.  Осенью 2012 г. «Джейш аль-Ислам» удалось захватить три современных мобильных установки ПВО типа «Оса» и ряд других ракетных вооруженный в боях с правительственными войсками в пригородах Дамаска. Однако нехватка специально обученного персонала привела к тому, что захваченное вооружение больше служило инструментом устрашения. В течение последующих двух лет повстанцы смогли сбить с его помощью только 4 сирийских вертолета.  Повстанцы смогли также захватить ряд систем противовоздушной обороны корейского производства типа «Игла». Катар поставил несколько экземпляров ПЗРК китайского производства через Турцию, несмотря на строгие запреты США. В итоге сирийские ВВС продолжили свою деятельность и регулярно бомбили удерживаемые вооруженной оппозиций районы, нанося ее подразделениям  серьезный  ущерб. По мере развития сирийского конфликта и его перерастания в гражданскую войну, правительственные ВВС стали мощным орудием в руках режима Асада по усмирению повстанческих движений  и  сдерживанию оппозиционных сил в пределах захваченных ими территорий. Несомненно, регулярные бомбардировки мятежных территорий наложили свой отпечаток на состояние сирийского общества и спровоцировали активные миграционные процессы. Гражданская война в Сирии унесла сотни тысяч жизней  и покалечила миллионы сирийцев с обеих сторон конфликта, прежде всего, детей. Значительная часть промышленной и социальной инфраструктуры страны оказалась разрушена. В этом, конечно, есть вина правительственных ВВС, которые выполняли приказы политического и военного руководства страны. Характерно, что опросы сирийских беженцев в Турции, чьи жилища в Сирии оказались разрушены были склонны обвинять обе воющие стороны в своих бедах. Они не стремились поддерживать вооруженные отряды оппозиции, считая их повинными в своих несчастьях. Таким образом, в результате бомбардировок сирийских ВВС режиму удалось разорвать связь между граждански населением и вооруженным сопротивлением, подорвав доверие к нему среди массы простых сирийцев. В 2016 г. технологическая компания Hala Systems смогла установить в ряде оппозиционных районов системы раннего оповещения  (МАРСАД — араб. яз.). Они предупреждали о готовящихся налетах сирийской правительственно авиации. Это помогло избежать дополнительных жертв местного населения, но не решить исход войны. Всего за время кризиса из ВВС САР дезертировали 165 военных. В боях с повстанцами погибли 201 пилот, 187 самолетов было уничтожено. В настоящее время ВВС САР располагают 61 боеспособными самолетами и вертолетами против 535  боевыми машин в начале кризиса. Несмотря на большие потери личного состава и техники, ВВС САР сумели перестроиться и продолжать достаточно эффективно выполнять возложенные на них задачи.  Несмотря на случаи дезертирства и конфессиональную рознь, фракционность большая часть личного состава сирийских ВВС оставалась верной режиму Башара Асада и служила мощным орудием в  борьбе с вооруженной оппозицией. После перехода значительной части сирийской территории под контроль сирийской оппозиции, ВВС САР служили серьезным политическим аргументом режима в сохранение его суверенитета над всей сирийской территорией. Совершая регулярные облеты сирийской территории, правительственная авиация показывали, что режим способен контролировать всю Сирию. Регулярные бомбардировки ВВС САР мятежных территорий, дискредитировали вооруженную оппозицию и лишали ее народной поддержки. Действия сирийских ВВС смогли отчасти предотвратить массированные вооруженные интервенции зарубежных стран, как это случилось в Ливии. Парадоксально, но утрата значительной части боевого потенциала сирийских ВВС в начале конфликта САР отчасти способствовала решению этой задачи. Режим  долго не решался активно использовать оставшиеся силы ВВС и, это, возможно, уберегло Башара Асада от того, чтобы не разделить судьбу Муаммара  Каддафи. С учетом особых отношений с режимом в силу конфессиональной специфики личного состава, командование сирийских ВВС считает, что их структура вряд ли подвергнется тотальной трансформации. Укрепление сирийских границ способствовало превращению ВВС САР в мощное оружие правящего режима. Сегодня сирийские ВВС превратились в особую военную организацию.  Они являются одним из тех государственных институтов, который может способствовать  прекращению вооруженной фазы конфликта и обеспечить формирование будущего облика Сирии. В силу своего особого места в структуре военной организации Сирии и характера выполняемых задач, ВВС САР способны гарантировать безопасность процесса политического транзита и внести весомый вклад в сохранение целостности и суверенности нового сирийского государства.

62.87MB | MySQL:102 | 0,558sec