Ситуация в Сомали: октябрь 2021 г.

5 октября Сомали обвинило самопровозглашенный Сомалиленд в силовом выдворении сотен человек из приграничного городка Лас Анод. Подобные действия Сомалиленда вынудили Управление ООН по координации гуманитарных операций выступить с предупреждением о неминуемом кризисе. Местные жители сообщили, что их выселением без какого-либо предупреждения занимались вооруженные полицейские, которые вывозили их на грузовиках в чистое поле, заставив бросить дома, лавки, школы.

Власти Сомалиленда утверждали, что эта операция проведена в ответ на угрозу для безопасности, якобы исходившую от жителей Лас Анода. В свое время этот город принял тысячи сомалийцев, бежавших от насилия на юго-западе Сомали.

Премьер-министр Сомали Махамед Хусейн Робле выразил «сожаление» в связи с тем, что «сомалийцы, находившиеся на сомалийской территории, подверглись выселению под предлогом того, что они являлись выходцами с юга» страны. «Эта история получает развитие, и я надеюсь, что  жители Лас Анода ответят на это и покажут, что Сомали (существует) для всех сомалийцев», — утверждал он на пресс-конференции.

Со своей стороны глава штата Юго-Западный Сомали Абдиазиз Хасан Мохаммед назвал это выдворение «бесчеловечным». «Мы призываем администрацию Сомалиленда позволить этим лицам свободно вернуться с их имуществом и детьми, а не обращаться с ними бесчеловечно, как они это сделали», — сказал он.

Им ответило в коммюнике МИД Сомалиленда, заявив, что «доклады разведки и консультации четко указали, что выдворенные ставили под угрозу безопасность местного населения».

Сомалиленд (бывшее Британское Сомали) провозгласил свою независимость 30 лет назад. У этого образования есть свои правительство, армия, валюта. Однако оно не признано мировым сообществом и формально входит в состав Сомали.

12 октября ожидался вердикт базирующегося в Гааге в Международного суда (высшая юридическая инстанция ООН) относительно прохождения морской границы между Сомали и Кенией. Однако еще 8 октября в Найроби заявили, что не признают компетентность этого суда. В Сомали считают, что морская граница должна быть естественным продолжением сухопутной, то есть проходить в юго-восточном направлении. В Кении полагают, то морская граница должна проходить в перпендикулярном направлении от берега, то есть строго на восток. Оспариваемый треугольник водной поверхности имеет площадь более 100 тысяч кв. км. Международный суд признал себя компетентным в этом деле в феврале 2017 г.

Сомали обратилось в Международный суд в 2014 г. Кения считает, что эта   акватория находится под ее суверенитетом. Она выдала три разрешения на разведку там углеводородов итальянской компании ENI.

12 октября Международный суд вынес вердикт в пользу Сомали, признав его суверенитет над большей частью спорной морской зоны. В тот же день президент Сомали потребовал от Кении «уважать международное право». «Уважая международные законы и конвенции, федеральное правительство Сомали открыто заявляет, что подчиняется решению суда», — заявил он в телевизионном выступлении. «Мы ожидаем от соседней страны – Кении – что она будет уважать международное право и откажется от своих амбиций».

Также 12 октября президент Кении Ухуру Кениата отверг решение Международного суда.

В связи с истечением 31 декабря мандата Миссии Африканского союза в Сомали (Amisom) 11 октября в Аддис-Абебе было объявлено о намерении АС продлить миссию и даже расширить состав ее участников. АС хочет трансформировать Amisom численностью в 20 тысяч человек в совместную миссию с ООН, что предполагает подключение к ней новых стран. Этот проект должен быть одобрен Советом Безопасности ООН и Сомали. АС выразил «серьезную озабоченность в связи деградацией ситуации в плане безопасности в Сомали, где наблюдается тревожное повышение активности движения «Аш-Шабаб». Он же призвал президента Сомали Махамеда Абдуллахи Махамеда  (Фармаджо)и премьер-министра страны Махамеда Хусейна Робле урегулировать противоречия между ними и сосредоточиться на проведении неоднократно переносившихся выборов.

22 октября в редком совместном коммюнике президент и премьер Сомали призвали «ускорить» избирательный процесс, призванный привести к назначению нового главы государства. Тем самым два политика прекратили открытый конфликт, продолжавшийся между ними более месяца. В своем обращении они призвали федеральные штаты приступить к выборам нижнюю палату парламента «в ближайшие две недели».

Напомним, что очередной виток напряженности в отношениях между президентом и премьером возник вокруг противоречивого расследования Агентства служб разведки и безопасности (NISA) относительно насильственного исчезновения сотрудницы этого ведомства Икран Тахлиль, после которого премьер отправил в отставку главу NISA Фахада Ясина, который являлся доверенным лицом президента. Последний  сначала отменил это решение, а затем назначил нового главу NISA, назначив Ф.Ясина на пост советника президента по национальной безопасности. Дело тогда дошло до того, что 16 сентября президент приостановил исполнительную власть премьера. Робле не подчинился этому решению президента.

В совместном коммюнике президент и премьер заявили, что прекращают противостояние вокруг назначений, поддерживают новое расследование относительно исчезновения Икран Тахлиль, семья которой обвинила NISA в ее убийстве.  «Конфликт исчерпал себя, воцарился мир, чтобы страна могла заняться выборами», — заявил в этой связи глава штата Юго-Западный Сомали Абдиазиз Хасан Мохаммед, сыгравший роль посредника между президентом и премьером.

Фармаджо – так в просторечии именуют президента Сомали – занял этот пост в 2017 г. Его мандат истек 8 февраля, и он попытался продлить его на два года. С этим не согласились лидеры регионов. Возник серьезный конституционный кризис, приведший к вооруженным столкновениям в Могадишо. В знак примирения Фармаджо поручил Робле, занимающему пост премьера с 2020 г., организовать президентские выборы.

По последнему по времени графику сложных непрямых выборов, депутатов нижней палаты парламента должны были назвать в период с  1 октября по 25 ноября. Затем они должны были назвать имя нового президента Сомали.

23 октября по меньшей мере 12 человек погибли в центральной части Сомали, где проправительственные силы с боем овладели оплотом суфийского формирования «Ахлу Сунна валь-Джамаа» в населенном пункте Гурисель в полуавтономном регионе Гальмудуг.

Бойцы «Ахлу Сунна валь-Джамаа» ранее сыграли важную роль в борьбе против движения «Аш-Шабаб». Они установили контроль над Гуриселем – вторым по значимости населенным пунктом Гальмудуга – в сентябре. Группа «Ахлу Сунна валь-Джамаа» находится в конфликте с региональными властями. Она контролирует ряд населенных пунктов в Гальмудуге. Предпринимавшиеся попытки прийти к военно-политическому соглашению с ней ни к чему не привели.

Министр информации Гальмудуга Ахмед Шир возложил ответственность за начало боев на «Ахлу Сунна валь-Джамаа», которая отказалась покинуть Гурисель после соответствующего требования властей, и более того – атаковала позиции правительственных сил.

26 октября представитель ООН в Сомали Джеймс Сван выразил «тревогу» в связи с ситуацией в Гальмудуге, где бои между проправительственными силами и боевиками группы «Ахлу Сунна валь-Джамаа» вынудили покинуть насиженные места примерно 100 тысяч человек.

В любом случае очевидно, что кризис во власти в Сомали отвлек исполнительные структуры от главного – борьбы с джихадистами из движения «Аш-Шабаб». Поэтому можно только разделить вывод АС о деградации ситуации в стране, в которой обширные районы в сельской местности остаются под контролем боевиков.

52.26MB | MySQL:103 | 0,610sec