Оценки китайских специалистов военно-технического сотрудничества Арабской Республики Египет и Республики Корея на современном этапе

Как известно, в ходе очередной выставки вооружений и военной техники EDEX-2021, прошедшей в Каире в конце ноября с.г. военно-политическое руководство Арабской Республики Египет подписало с южнокорейской компанией Hanwha Defense (структурное подразделение корпорации Samsung Group) контракт на поставку партии гусеничных самоходных артиллерийских установок модели К-9 и транспортно-заряжающих машин К10.

Кроме того, стороны подписали соглашение об организации на территории АРЕ лицензионного сборочного цеха для САУ К-9 и передаче части конструкторской документации для организации на территории Египта производства части комплектующих для данного образца артиллерийского вооружения.

По данным китайских источников, переговоры между СВ ВС АРЕ и южнокорейской компанией Hanwha Defense о приобретении партии САУ К-9 были начаты еще в 2010 г. – был подписан Меморандум о взаимопонимании.  Однако, в свете событий «арабской весны» стороны вынужденно приостановили переговорный процесс, который был возобновлен только в 2017 г. Согласно имеющееся информации испытания САУ К-9 на территории Арабской Республики Египет был начаты весной 2018 г.

Интерес египетских военных к продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса РК, а именно к САУ К-9 обусловлен тем, что артиллерийским подразделениям СВ ВС АРЕ необходимо радикально повысить боеготовность, поскольку имеющиеся САУ американского производства М109А2 (164 ед.) и М109А5 (204 ед.) практически исчерпали свой ресурс и их дальнейшее обслуживание и ремонт не представляются целесообразными. Следует отметить, что в приграничных с Египтом странах африканского континента сохраняется напряженность в свете активизации деятельности международной террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ).

Представляется возможным выделить несколько аспектов выбора ВС АРЕ в пользу южнокорейской САУ у которой есть несколько конкурентов на международном рынке вооружений, а именно немецкая PzH2000, американская М109А7 и французская «Цезарь», которые кроме ВС страны-производителя приняты на вооружение нескольких иностранных государств и были проверены в боевых действиях. Сравнение основных тактико-технических характеристики указанных САУ представлено в таблице 1.

 

     Таблица 1.

Сравнение тактико-технических характеристик САУ иностранного производства

Характеристика/модель К9 PzH2000 М109А7 «ЦЕЗАРЬ»
Компания производитель Hanwha Defense Krauss Maffei Wegmann и Rheinmetall BAE Systems Nexter
Калибр орудия (мм) 155 155 155 155
Длина орудия (калибр) 52 52 39 52
Максимальная масса (тонн) 47 55,8 35,4 30,2
Длина (м) 12 11,7 9 12,3
Ширина (м) 3,4 3,6 3,9 3,7
Высота (м) 2,73 3,1 3,7 3,7
Экипаж (чел) 5 5 4/5 5/6
Запас хода по топливу (км) 360 420 322 600
Максимальная скорость (км/ч) 67 60 61 50
Ходовая часть гусеничная гусеничная гусеничная колесная
ВС иностранных государств, принявшие на вооружение Финляндия

Эстония

Норвегия

Польша

Индия

Турция

Италия

Греция

Венгрия

Эмират Катар

Голландия

Литва

Хорватия

Королевство Саудовская Аравия,

Королевство Таиланд

Индонезия

 

Боевое применение Корея, Сирия (ВС ТР) Афганистан (ВС стран-членов НАТО) Афганистан,

Ирак

(ВС США)

Афганистан

Ирак

Таиланд

Йемен

Средняя стоимость на международном рынке ВВТ (млн долл. США за ед.) 3,5 7,0 6,4 5,4

 

Самым легких образцом САУ западного производства является разработка французской компании Nexter, поскольку в качестве платформы использованы грузовые автомобили с колесной формулой 6х6 или 8х8, что зависит от пожеланий заказчика. В самой легкой версии французскую САУ можно перевозить даже на средних военно-транспортных самолетах типа С-130. Остальные образцы самоходной артиллерии представляется возможным перевозить на специальных тралах с автомобильными тягачами, по железной дороге, морским транспортом или на тяжелых транспортных самолетах типа С-17 GlobemasterIII или даже С-5 Galaxy. Самыми схожими по своим свойствам являются именно южнокорейская К-9 и немецкая PzH-2000, поскольку в их конструкции использовано шасси от основных боевых танков – К-2 «Черная пантера» и «Леопард2 2А7 соответственно.

В данном аспекте следует обратить внимание на поступившую информацию о том, что кроме поставок САУ К-9 для СВ ВС Арабской Республики Египет официальные Каир и Сеул ведут переговоры о перспективных поставках основных боевых танков К-2 «Черная пантера», которые уже несколько лет как приняты на вооружение Султаната Оман и практически не имеют замечаний или нареканий.

 

Разработка и боевые возможности К-9

В 1989 г. южнокорейские оружейники начали опытно-конструкторскую работу под обозначением ХК-9 с целью создать новый образец артиллерийского вооружения для замены устаревающих САУ серии М109 американского производства и первый прототип был представлен военно-политическому руководству в 1994 г., а широкая общественность получила возможность ознакомится с данной разработкой в 1996 г.

Опытно-войсковая эксплуатация САУ под обозначением К-9 «Гром» была начата в подразделениях СВ ВС Республики Корея в 1998 г. продолжалась почти два года, поскольку конструкторы и металлурги столкнулись с очень опасной проблемой – разрыв казенной части ствола при высоком темпе стрельбы.

Согласно замыслу южнокорейских специалистов САУ К-9 получает данные о цели на марше и способна открыть огонь уже через 30 секунд после остановки, выполнить 3 выстрела за 15 секунд и покинуть позицию. Фактически, для выполнения внезапного огневого налета необходимо всего 60 секунд с учетом времени на переход из боевого положения в походное.  При долговременном нахождении на огневой позиции боепитание САУ обеспечивает транспортно-заряжающая машина под обозначением К-10, в роботизированной укладке которой находится 104 выстрела. Скорость пополнения боекомплекта составляет 15 боеприпасов в минуту.

За все время разработки и последующей эксплуатации К-9 в подразделениях СВ ВС РК произошло 20 случаев детонации заряда в казенной части с последующей гибелью части членов экипажа. Однако упорство и решительность южнокорейских инженеров, которые впервые создали САУ с орудием длиной 52 калибра привели к повышению качества изготавливаемых орудий и зарядов.

Выбор в пользу ствола длиной 52 калибра был сделан с целью обеспечить высокую дальность и высокую точность обстрела.  В данном аспекте отметим, что в ходе сравнительных стрельб САУ М109А7 с орудием длиной 39 калибров позволила поразить цель корректируемым боеприпасом типа М982 «Эскалибур» на дальности 40 км, тогда как при выстреле из К-9 это показатель составил 48 км.

 

Боеприпасы для К-9: международное сотрудничество

В настоящее время, при ведении стрельбы из К-9 применяются три типа зарядов – универсальный, средней дальности К676 и большой дальности К677. Для поражения целей на различной дальности специалисты южнокорейской Hanwha Corporation (ранее известна, как Korea Explosives Corp. – разработчик боеприпасов для ствольной и реактивной артиллерии, мин и неуправляемых авиационных ракет) разработали четыре типа боеприпасов, а именно: М107НЕ (максимальная дальность выстрела 18 км), М549А1 (максимальная дальность выстрела 30 км), К307 (максимальная дальность выстрела 43 км.) и К315 (максимальная дальность выстрела 58 км). Данные боеприпасы могут быть оснащены  механическим взрывателем М577А1 или дистанционным HW201.

По данным зарубежных источников, южнокорейские оружейники взаимодействуют с разработчиками боеприпасов под калибр 155 мм, а именно с финской компанией NAMMO (производитель твердотопливных двигателей для управляемых ракет класса «воздух-воздух» серий AIM-120, AIM-9 и зенитных управляемых ракет Evolved Sea Sparrow Missile) и южноафриканской Denel Land Systems (производитель широко спектра ВВТ).  Совместно с данным компаниями южнокорейские конструкторы работают над высокоточным активно-реактивным боеприпасом типа V-LAP с дальностью выстрела 90 км.  В настоящее время максимальная дальность для подобных боеприпасов – SMART (пр-во ФРГ) составляет 67 км.

Вполне очевидно, что военно-политическое руководство АРЕ достаточно хорошо осведомлено о взаимодействии южнокорейских оружейников с иностранными коллегами в области разработки боеприпасов, что позволит египетским военным приобретать и использовать боеприпасы различного производства исходя из критерия «эффективность-стоимость». По данным китайских источников, египетские военные рассчитывают на содействие южнокорейских партнеров в вопросе создания производства артиллерийских боеприпасов на территории АРЕ.

 

Продвижение К-9 на международный рынок вооружений

Как известно, первый экспортный контракт на поставку К-9 был заключен Hanwha Defense с Вооруженными силами Турецкой Республики еще в 2001 г. согласно которого южнокорейская компания поставила официальной Анкаре не только 350 САУ, которым в ТР было присвоено обозначение Т-155К/М OBUS и открытое наименование Firtina, но и сборочную линию для данного образца артиллерийского вооружения.

За прошедшие 20 лет турецкие оружейники, конструкторы и инженеры полностью не только освоили технологические процессы сборки, обслуживания и ремонта К-9, но и благодаря проведенному анализу разработали свою версию данной САУ под обозначением Firtina-NG (Next Generation), которая получила несколько изменений, внесение которых продиктовано опытом боевого применения в рамках нескольких войсковых операций проведенных ВС ТР в Сирии и Ираке.

По данным китайских источников, предприятия ОПК ТР выпускают не менее 80% компонентов для САУ Firtina. Следует учитывать, что сменно-запасные части, выпускаемые в Турции, сертифицированы южнокорейскими разработчиками для применения в других странах, ВС которых приняли на вооружение К-9 – фактически в ТР создан склад СЗЧ для К-9. Именно это обстоятельство позволит перспективным покупателям К-9 из стран Ближнего Востока и Африки максимально ускорить процесс ремонта/восстановления и снизить его стоимость.

Китайские специалисты отмечают, что кроме упомянутых выше САУ иностранного производства, конкуренцию К-9 на международном рынке вооружений мог бы составить такой продукт оборонно-промышленного комплекса РФ, как 2С19М1-155 (также известна как «Мста-С-155»), которую конструкторы «УралВагонЗавода» специально для ВС иностранных государств, на вооружении которых находятся артиллерийские системы калибра 155 мм.

По данным пакистанских источников, ОПК РФ направлял «Мста-С-155» для участия в тендере ВС Индии, однако российская САУ уступила южнокорейской К-9, после чего по закрытым каналам связи индийские военные распространили информацию о ненадежности «УралВагонЗавода» как разработчика и поставщика ВВТ. Данная информация дошла и до официального Каира и, вполне вероятно, что она сыграла против российской САУ в рамках тендера ВС АРЕ.   По информации китайских источников, ВС АРЕ обращались к руководству ОПК РФ с просьбой рассмотреть возможность поставки обновленных САУ 2С35 «»Коалиция-СВ», однако российская сторона отказалась от контракта в силу высокой секретности технологических решений, примененных в новейшей САУ.

В дополнение следует отметить, что предприятия ОПК КНР принимали участие в тендере СВ ВС АРЕ на поставку САУ и предложили самоходное орудие под обозначением PLZ-45, которая в настоящее время принята на вооружение в трех странах Персидского залива (поставлено около 150 ед.), однако, по неустановленным причинам, китайским оружейникам не удалось развить «экспортный успех» и расширить свою долю в арсеналах ВС АРЕ.

 

Ценовая политика ОПК Республики Корея

         Представляется возможным согласится с оценками китайских специалистов в том, что соотношение «цена-качество» стало одним из основных факторов, обусловивших заключение контракта между СВ ВС АРЕ и южнокорейской компанией Hanwha Techwin на поставку САУ К-9. Ценовые параметры контрактов, заключенных ранее на поставку К-9 для ВС иностранных государств приведены в таблице 2 .

                                                                                    Таблица 2

Страны-покупатели САУ К-9

Страна-покупатель Количество САУ Общая стоимость контракта Стоимость за одну САУ
Турецкая Республика 350 1 млрд долл. США 3,22 млн долл. США
Польша 120 320 млн долл. США 2,667 млн долл. США
Республика Индия 100 720 млн долл. США 6,76 млн долл. США
Норвегия 24 226,3 млн долл. США 9,0 млн долл. США
Финляндия 48 156 млн долл. США 3,22 млн долл. США
Эстония 12 46 млн долл. США 4,2 млн долл. США

 

Анализ данных позволяет утверждать, что южнокорейские оружейники во взаимодействии с национальными ВС ведут чрезвычайно гибкую ценовую политику в рамках поставок К-9.  Как известно, что СВ ВС Польши получили первую партию САУ в количестве 24 ед., которые были переданы из наличия СВ ВС РК. В свою очередь СВ ВС Норвегии подписали самый дорогой контракт с Hanwha Techwin поскольку кроме САУ закупили полноценный комплекс для подготовки личного состава, партию транспортно-заряжающих машин К-10, а также согласились на долгосрочное обслуживание техники силами южнокорейских специалистов.  Согласно расчетов южнокорейских специалистов для управления одним дивизионом рассматриваемых САУ необходима всего одна машина управления под обозначением К-77

Следует отметить, что ВС Австралии и Великобритании в перспективе примут именно К-9 на вооружение в рамках национальных программ перевооружения артиллерийских подразделений, что указывает на признание высокого качества ВВТ южнокорейского производства.

При рассмотрении ценового аспекта следует отметить, что ОПК КНР проиграл борьбу за египетский тендер поскольку предложил СВ ВС АРЕ самоходные артиллерийские установки PLZ-45 по цене 7,1 млн долл. США, что в два раза дороже в сравнении с К-9.

Суммарно только на поставках К-9 Южная Корея заработала почти 2,5 млрд долл. США. Систематическое получение экспортной выручки позволило южнокорейским специалистам разработать программу совершенствования САУ К-9 сроком до 2040 г. В перспективе данный образец артиллерийского вооружения получит безэкипажную башню, полностью роботизированную систему боепитания, новый двигатель и другие компоненты, позволяющие повысить эффективность САУ в современном бою.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным утверждать, что военно-политическое руководство АРЕ пошло на подписание контракта на поставку К-9  с последующей организацией сборочного производства и созданием мощностей по производству боеприпасов, поскольку южнокорейская сторона не скрывает своих планов по совершенствованию САУ. Кроме того, официальный Сеул гарантирует покупателям продукции национального ОПК, что предприятия будут выпускать комплектующие для современной модификации САУ К-9 вплоть до 2040 г., что вселяет уверенность в специалистов ВС иностранных сил при рассмотрении вопроса поддержания боевой готовности.

 

56.25MB | MySQL:116 | 0,841sec