О причинах задержки в Турции реализации проекта производства ОБТ «Алтай»

На прошлой неделе министр национальной  обороны Турции Хулуси Акар проинформировал законодателей о проекте «Национальный танк «Алтай»» во время слушаний  по бюджету в парламенте. Что касается 15-летнего проекта, который превратился в «долгострой», министр сказал депутатам, что проблемы с двигателем и трансмиссией так и не были решены. В 2017 году президент Реджеп Тайип Эрдоган отклонил предложение частной компании, которая уже произвела прототип  танка «Алтай» и была готова к массовому производству и заключил контракт с другой компанией, принадлежащей бизнесмену из его близкого круга, что вызвало много споров. Неопределенность в отношении участия немецкой компании Rheinmetall, производителя танков Leopard, в проекте танка  «Алтай», официально завершилась выступлением Акара в парламенте. Ни для кого не было секретом, что в проекте были серьезные задержки из-за необъявленного эмбарго на поставки вооружения и военной техники Турции со стороны правительства ФРГ, которое началось в ответ на одностороннее военное турецкое  вмешательство  в Сирию в последние годы. Рискнем предположить, что не менее весомой причиной такого шага Берлина стал фактический ультиматум Эрдогана канцлеру ФРГ А.Меркель по вопросу беженцев. В то время как турецкое правительство вело интенсивную дипломатию, чтобы убедить Берлин изменить свою позицию, в качестве альтернативы были начаты переговоры с корейскими компаниями. При этом Х.Акар тогда уточнил, что Rheinmetall точно не будет участвовать в проекте производства танка «Алтай». «К сожалению, никаких результатов по заявкам на экспортную лицензию, поданным на поставку танковых двигателей и трансмиссионной для «Алтай», получено не было. При координации руководства оборонной промышленности продолжаются усилия по производству отечественного двигателя, а также переговоры с другими странами», — сказал он.  Ранее Акар утверждал, что лучшим решением для проекта было использование немецких технологий, после встречи с министром обороны ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр в феврале в Берлине: танк «Алтай» изначально  был разработан на базе немецкого двигателя. Найти альтернативный двигатель из другой страны и интегрировать его в уже спроектированный  танк — дело не простое. Конструкцию корпуса необходимо кардинально изменить, поэтому наиболее подходящим решением было бы приобретение немецкого двигателя. Позже  тот же  Акар объявил в парламенте, что турецкая компания  BMC выпустила прототип  двигателя для танка «Алтай». Эта информация, которая была широко распространена проправительственными СМИ как хорошая новость, на самом деле ничего не значит для экспертов, поскольку упомянутый прототип был изготовлен опять же с использованием немецкого двигателя и трансмиссии, которые были приобретены для целей исследований и разработок. Его придется перепроектировать с использованием нового компонента двигателя, если он будет поставляться из другой страны. Это не говоря уже о юридических исках немецкой стороны. Кроме того, компания Otokar, которая представила первое предложение по проекту танка  «Алтай»,  которое было отклонено Эрдоганом, в 2016 году изготовила 4 прототипа и передала их Вооруженным силам Турции для тестирования и определения соответствия требованиям.

Согласно проекту от 2018 года, ожидалось, что первый танк сойдет с конвейера в течение 18 месяцев и будет передан Сухопутным войскам Турции компанией BMC. Контракт предусматривал массовое производство и материально-техническое обеспечение жизненного цикла 250 единиц танка «Алтай». После подписания проекта  с BMC в 2018 году оппозиционные партии обвинили правительство в поддержке совместного турецко-катарского предприятия, принадлежащего турецкому бизнесмену Этему Санкаку, который входит в Исполнительный совет правящей Партии справедливости и развития (ПСР), и семье Озтюрк, дальним родственникам президента Эрдогана, а также Катару. Полные 49,9% акций BMC принадлежат Катару, в то время как Санкак владеет 25%, а семье Озтюрк (Ахмет Озтюрк, Талип Озтюрк и Таха Ясин Озтюрк) принадлежит 25,1 процента. Проект «Алтай» — первая в Турции программа разработки основного боевого танка (ОБТ) которая включает в себя электронные системы управления, 120-миллиметровую пушку и броню, все из которых будут изготовлены турецкими оборонными подрядчиками. На сегодня очевидно, что проект «Алтай» столкнулся с критическими технологическими проблемами, которые повлияли не только на сроки его реализации, но и вообще поставили этот проект под вопрос. До этого президент Эрдоган несколько раз объявлял, что массовое производство танка «Алтай» начнется в ближайшее время, указывая различные даты. Посетив завод BMC 2 июля 2021 года, Эрдоган сказал, что поговорил с инженерами-программистами и получил от них обещание, что производство танка может начаться в 2023 году. Однако проблемы  связаны с двигателем и трансмиссией, а не с программным обеспечением. Недавно Турция объявила, что приступила к производству танкового двигателя мощностью 1500 л. с., а видеозаписи двигателя были представлены прессе. Однако эксперты подчеркивают, что для осуществления его практического внедрения  потребуется много времени. И скорее всего, в нем будут использованы опять же иностранные комплектующие. Сейчас менеджмент компании BMC  ведет переговоры с корейским производителем двигателей Hyundai Doosan Infracore и компанией S&T Dynamics, которая производит автоматические коробки передач. Ожидается, что представители этих компаний посетят Турцию в феврале следующего года, после чего станет видимо понятным окончательные перспективы этого проекта. Как полагают местные эксперты,  южнокорейцы в данном случае испытывают серьезные сомнения в целесообразности своего участия, поскольку турки требуют создание локального производства комплектующих, к чему они не вполне готовы. Кроме того, не ясны перспективы возможных санкций со стороны США в случае контактов южнокорейской  стороны с  представителями оборонного комплекса Турции, которые находятся в «черном списке».  Таким образом, после выхода на договоренности с Турцией, компаниям их Южной Кореи необходимо будет получить одобрение из Вашингтона.

52.26MB | MySQL:103 | 0,614sec