Французские эксперты о политической активности алевитов Турции. Часть 2

Военный переворот 1960 года, приведший к свержению правительства Аднана Мендереса, одновременно совпал со структуризацией в Турции многочисленных левых партий и движений, выступавших с марксистской риторикой и под национально-освободительными лозунгами. Эти группировки считали, что Турция оккупирована США и призывали к выводу военных баз США, выходу из НАТО и проведению независимой внешней политики. Любопытно, что в начале 21 века часть этих лозунгов была взята на вооружение исламистами из Партии справедливости и развития. В 1970-е годы большинство левых активистов пришло к выводу, что власть в Турции можно взять только путем насилия. При этом творчески переняли опыт латиноамериканских леваков с их городской герильей. Эти партии и группировки привлекли к себе многочисленных курдов и алевитов, страдавших от национального и религиозного угнетения. Неслучайно, карательные органы считали много чисто турецкие организации «группами курдских сепаратистов».

Левые выдвигали лозунги равноправия для меньшинств. В этой связи показательны декларации лидера Революционной коммунистической партии Турции (ТНКО) Дениза Гезмиша, фигура которого до сих пор не потеряла популярность в среде левого движения. Перед расстрелом он крикнул: «Да здравствует марксизм-ленинизм! Да здравствует независимость турок и курдов! Да здравствуют трудящиеся! К дьяволу империализм!». Эти лозунги вызвали живой отклик в алевитской среде. Этому способствовал ряд причин.     Во-первых, марксизм выступал за отмену социального и экономического отчуждения. Во-вторых, лозунг турецко-курдской солидарности был позитивно воспринят алевитами, среди которых есть как туркоговорящие, так и курдоговорящие. В-третьих, антиимпериализм воспринимался ими как средство положить конец влиянию Западу, который, по их мнению, поддерживал репрессивный режим.

До военного переворота 1980 года курды и алевиты были в равных пропорциях представлены в левом движении в Турции. Однако данный переворот политическими репрессиями ослабил левое движение в собственно турецкой среде. Единственным выходом для радикально настроенных курдов стал переход в ряды Рабочей партии Курдистана (РПК), поднявшей лозунг независимости и отделения от Турции. Левый дискурс на какое-то время стал среди алевитов преобладающим. Однако их практически не было в среде ультраправых организаций, сторонники которых были, как правило, консервативно настроенными суннитами. После 1980 года многие молодые алевиты стали центрироваться вокруг таких организаций как  DHKP-C (Революционная народная партия освобождения). Это движение не только выдвигало лозунги классовой борьбы, но и создавало отряды самообороны алевитов от ультраправых экстремистов. Эта партия была создана в 1978 году. В Турции, Великобритании, США, Японии и многих странах Евросоюза она занесена в список террористических организаций. Во время Первой войны в Заливе (1990-1991 годы) активисты этой партии совершили нападение на 20 военных, коммерческих и культурных объектов США и НАТО, убив двух американских военнослужащих. В 2008 году командир стамбульской ячейки этой партии Асуман Акча была арестована за организацию покушения на премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана, но через четыре года отпущена за недостаточностью улик. Особенно подозрительно, что в ходе следствия ее хотели связать с участниками заговора «Эргенекон». Это почти невероятно, так как большинство обвиняемых по делу «Эрегнекон» были генералами турецкой армии, а партия  DHKP-C была смертельным врагом турецких военных и силовиков. В 1990-1992 годах ее активисты провели ликвидацию ряда отставных генералов турецкой армии и спецслужб: Хирама Аббаса, Кемаля Кайячана, Мемдуха Унлутюрка и Аднана Эрсуза.

В 1995 году в Стамбуле, в квартале Газиосманпаша (в просторечии Гази) произошло настоящее восстание алевитов. 12 марта 1995 года большинство кафе этого квартала, в которых собирались левые активисты, были обстреляны. Во время обстрелов погиб один алевитский священнослужитель (деде). Официально обстрелы были совершены ультраправыми, но местные жители подозревали полицию и спецслужбы. После этого в течение нескольких недель в квартале шли настоящие бои с полицией.  Уроженцем квартала Гази был и один из лидеров DHKP-C Дурсун Караташ, арестованный в 1994 году, умерший в тюрьме и похороненный на территории этого квартала. В 2001 году в турецких тюрьмах произошла голодовка политзаключенных, в ходе которой умерли 50 человек. По сведениям французского социолога Элиз Массикар, в их числе было значительное количество алевитов.

По мнению Эмиля Бувье, партия DHKP-C со временем трансформировалась в алевитское движение. Он прослеживает это на примере пропаганды и культурной политики этой партии. В частности, анализируя творчество музыкальной группы «Йорум».  Во-первых, на концертах обязательно присутствуют портреты Дениза Гезмиша, Махира Чаяна, Дурсуна Караташа и флаги их партий. Во-вторых, лозунги. Наиболее известным из них является «За нами правда, мы победим!». На концертах исполняются антифашистские песни, повторяются лозунги, унаследованные со времени борьбы с ультраправыми. Часто на афише можно прочитать: «Концерт за по-настоящему независимую Турцию», что заставляет вспомнить о последних словах Дениза Гезмиша. В-третьих, участники концерта и некоторые зрители приходят в одинаковой одежде: униформе цвета хаки, в берете с красной звездой, в красном шарфе. В творчестве группы причудливо переплетаются левые и алевитские мотивы. Многие песни посвящены борьбе молодых активистов с полицией и ультраправыми. Одна из песен называется «Джемо» и посвящена одному из лидеров курдско-алевитского восстания в Дерсиме в 1935 году. Руководитель восставших Джем изображается в берете с красной звездой, хотя у набожного крестьянина из традиционной семьи 1930-х годов вряд ли было что-то общее с коммунизмом и Че Геварой. Часто музыканты группы исполняют песни на стихи Назыма Хикмета, который одновременно был и турецким коммунистом, и носителем своеобразной культуры Центральной Анатолии. Одновременно музыканты часто исполняют песни на языках этнических меньшинств Турции: курманджи, черкесском, лазском, армянском и арабском.

С началом гражданской войны в Сирии в 2011 году члены DHKP-C и поклонники группы «Йорум» не колеблясь поддержали правительство Башара Асада в борьбе против джихадистов и «наймитов Америки». Многие молодые алевиты начали выражать солидарность с сирийскими алавитами. На концертах группы «Йорум» стали присутствовать флаги САР. Некоторые сторонники ультралевых партий, связанных с алевитами, даже поехали добровольцами в Сирию, чтобы сражаться на стороне Асада. Одному из них, Мирхачу Уралу удалось создать собственное вооруженное формирование. Урал погиб в 2016 году. На днях его поминовения коммунистическая символика причудливо сочеталась с шиитской.

Впрочем, алевиты широко присутствуют не только в ультралевых группировках, но и в статусных оппозиционных партиях. Прежде всего, в Народно-республиканской партии (НРП). К алевитской общине принадлежит ее нынешний лидер Кемаль Кылычдароглу, хотя он и не любит это афишировать. В последнее время, правда, все большее количество алевитской молодежи голосует за Партию демократии народов Салахеддина Демирташа. Демирташ позиционирует свою партию не как группировку курдских националистов, а как общетурецкую партию меньшинств, привлекая помимо курдов алевитов, армян, лазов, «зеленых» (активистов экологического движения) и даже представителей сексуальных меньшинств. Благодаря этим новым сторонникам ПДН на выборах в турецкий парламент в июне 2015 года набрала 13,7% голосов и чуть было не вошла в правительство.   В 2013 году в Стамбуле состоялись самые крупные за всю историю правления Партии справедливости и развития (ПСР) протестные выступления  в парке Гези (не путать с районом Гази). Поводом для протестов явилось решение турецкого правительства ликвидировать эту одну из немногих зеленых зон Стамбула и построить на ее месте гигантский торговый центр. По сведениям Директората общей безопасности Турции, 72% протестующих составляли алевиты. К этой информации нужно подходить осторожно, так как турецкие спецслужбы склонны представлять алевитов как антигосударственную, подрывную силу. В протестах в паре Гези помимо активистов НРП и левых партий участвовали представители Партии демократии народов и даже правой Партии националистического действия. Тем не менее, среди девяти демонстрантов, погибших в схватках с полицией, восемь человек были алевитами.

Анализ французского исследователя позволяет сделать один любопытный вывод. В настоящее время президент Р.Т.Эрдоган (но не его партия) является мощным объединяющим фактором в Турции, отстаивая турецкую независимость и великодержавность. В случае его ухода в 2023 году (что, разумеется, не так однозначно), возможно дальнейшее нарастание противоречий и конфликтного потенциала в турецком обществе. В этом случае раскол может произойти между консервативно настроенными суннитами, прозападными либералами и носителями левого дискурса, среди которых немало алевитов.

52.28MB | MySQL:103 | 0,606sec