Системный продовольственный кризис в Алжире привел к нехватке молочных продуктов

На фоне впечатляющих успехов Алжира по наполнению своей казны в результате беспрецедентного удорожания на мировом рынке природного газа, в этой стране усугубляется продовольственный кризис.

Ранее мы уже неоднократно писали о зерновом/хлебном и «картофельном» кризисах. А теперь обострился и кризис молочный. Не случайно, что на последнем заседании национального правительства 21 декабря на данную проблему обратил внимание и сам президент АНДР Абдельмаджид Теббун. В частности, он предложил увеличить мощности молочного производства и улучшить контроль за его выпуском и распределением, особенно в крупных городах.

Дело в том, что молока и молочных продуктов в больших центрах страны стало действительно не хватать и основной причиной этому стали действия самих алжирских властей.

Среди них – замораживание импорта сухого молока с 9 сентября текущего года под предлогом соблюдения санитарных норм АНДР. На деле же речь идет о фактическом выполнении поручения президента А. Теббуна по искусственному ограничению импорта в Алжир с целью снижения вывоза из него капитала.

Это поставило переработчиков данного сырья в сложную ситуацию, приведя к уменьшению производства и даже его полному прекращению частью производителей, что уже отражается на предложении и стоимости молочных продуктов на рынке.

Так, из крупнейших производителей компания Summam работает менее чем на 50% от своей мощности, а Candia полностью прекратила производство. При этом руководство первой также предупреждает, что с 2022 года в случае сохранения данного положения оно может поступить по примеру последней.

В связи с этим объединение алжирских молочных производителей Cipa призывает власти как можно скорее действовать, «пока не стало слишком поздно», и если этого не произойдет, владельцы молочных заводов угрожают закрыть их с 31 декабря.

Они указывают, что им не останется ничего иного из-за ухудшения своего финансового положения, вызванного действиями алжирских властей по сохранению субсидируемой стоимости молока и молочных продуктов.

По словам президента Конфедерации алжирских промышленников и производителей (Cipa) Абдельвахаба Зиани, «Решение правительства сохранить стоимость пастеризованного молока в пакетах по цене 25 динар (0.18 доллара США) приемлемо лишь для немногих наращивающих производство в условиях постоянно растущих цен на сырье».

И действительно, его стоимость на международных рынках неуклонно растет. Так, например, на момент запрета иностранного импорта порошкового сухого молока его килограмм там стоил 600 динар (4.31 доллара), тогда как в настоящее время он стоит 800 динар (5.4 доллара).

По данным алжирских молочных производителей, себестоимость однолитрового пакета молока оценивается уже в 31 динар (0.23 доллара), тогда как при выходе на заводе она должна составить 23.35 динара, чтобы его можно было продать с минимальной выгодой по субсидируемой властями официальной цене в 25 динар.

«Кто заплатит эту разницу?» – тщетно вопрошает Зиани, по словам которого молочные заводы больше не могут работать себе в убыток, что продолжается уже более полугода. Во всяком случае, пока национальные власти не горят желанием делать это, хотя реально стоимость этого для казны невелика – всего 151 млн долларов в год.

А пока производители отрасли указывают, что в этих условиях они уже не в состоянии справиться с головокружительным ростом цен на сырье – на сухое молоко, и находятся на грани банкротства со всеми вытекающими отсюда социально-экономическими последствиями, включая безработицу для задействованных в ней 70 тысяч работников.

В этой связи лидеры отрасли бьют тревогу и обращаются в алжирское Министерство сельского хозяйства и развития сельских районов, чтобы найти срочные решения и не разориться.

Сейчас, когда запасы иностранного сырья исчерпаны, а своего катастрофически не хватает для насыщения алжирского рынка, они оказались в безвыходной ситуации, которую власти страны даже не пытаются оперативно решить.

Так, в 2021 году молочное производство в Алжире превысило 3.4 млрд литров, из которых только 900 млн литров производится из местного сырья. И эти показатели неуклонно увеличиваются. Причем потребление молока в Алжире продолжает расти и сейчас оно достигает 167 литров/год на душу населения по сравнению со средним показателем в мире в 87 литров/год.

В первую очередь это объясняется стремлением алжирцев заместить молочными продуктами другие более дорогостоящие продукты, включая мясные и рыбные.

По утверждениям А. Зиани, все это наглядно говорит о том, что «наша страна потерпела неудачу в своей политике по производству молока», и «правительству необходимо сменить соответствующую стратегию».

И, чтобы заметно изменить данную ситуацию, как он утверждает, алжирские производители молока настаивают на инвестировании в это серьезных сумм, которые должны пойти на увеличение поголовья коров и производство кормов для крупного рогатого скота. Для достижения этой цели стране требуется иметь 1.4 млн дойных коров, когда сейчас их насчитывается лишь 400 тысяч.

Для решения данной проблемы стране необходимо потратить как минимум полмиллиарда долларов для покупки более миллиона телят, но пока они не вырастут, уйдет не менее трех лет.

Однако в действительности на достижение самодостаточности в данной отрасли придется затратить гораздо больше средств. Например, для прокорма почти полутора миллионов коров ежегодно уйдет более 250 000 тонн кормового концентрата, который необходимо производить в самом Алжире. И на это требуется выделить орошаемую площадь почти в 100 000 гектаров, хотя свободных территорий для этого обеспечить крайне сложно. Равно как и необходимый объем воды с учетом участившихся засух в стране.

В этих условиях Cipa планирует обратиться в Министерство финансов с предложением обеспечить дополнительное финансирование этой отрасли, которая для достижения заявленных целей будет составлять явно не менее одного миллиарда долларов.

Заметим, что «половинчатое» решение проблемы уже не спасет ситуацию. Требуется не просто восстановление иностранного молочного импорта, но и решение проблемы субсидируемых ограничений. Правительство АНДР в этой связи должно либо открыто объявить, что оно отменяет соответствующую политику и в молочной отрасли, либо заявляет о ее сохранении при адекватном компенсировании затрат ее руководству.

Заметим, что последнее выступает против политики субсидирования в пользу ее замены адресной помощью наиболее нуждающимся семьям, поскольку государственные компенсации для сохранения низкой стоимости молока и молочных продуктов традиционно не поспевали за ростом их стоимости даже в лучшие для Алжира времена из-за крайне негибкой бюрократической государственной системы.

А пока у еще работающих молочных заводов заканчиваются необходимые для продолжения их работы ресурсы. И даже в самом лучшем случае им трудно будет полноценно восстановить свою работу, поскольку с лета текущего года из-за правительственных субсидируемых ограничений в условиях неуклонного роста молочных компонентов на мировом рынке они понесли большие убытки, накопили долги и рискуют обанкротиться.

Чтобы этого не произошло, правительство АНДР должно предоставить им дополнительную помощь, причем как минимум она должна выражаться в отмене как минимум на ближайший год налогов, а то и покрытия их убытков, происхождением которых они опять-таки обязаны алжирским властям.

Все эти сбои в производстве уже оказывают негативное влияние на предложение молочных продуктов на рынке и они будут серьезно ощутимы в случае неисправления положения уже в следующем месяце. Создается риск повторения ситуации с хлебом и картофелем, когда потребителю стало крайне сложно купить их по льготной субсидируемой цене и за ними при их появлении выстраивались длинные очереди.

При этом молочных производителей особенно тревожит отсутствие реакции на это властей. По информации президента Cipa, прошло более недели с момента их обращения к министру сельского хозяйства с предложением сесть за стол переговоров для обсуждения проблемы и нахождения решений, устраивающих всех», но до сих пор они не получили внятного ответа.

Возможно, такая реакция наблюдается потому, что он проговорился о том, по каким вопросам с ним хотят поговорить представители молочной отрасли: «Мы покажем истинную себестоимость литра молока в пакетах у производителей и, исходя из этого, будем предлагать свои условия», — утверждает Абдельвахаб Зиани.

Иными словами, речь идет о предложении продолжить отмену субсидирования продуктов и на молочную отрасль и всех ограничений, препятствующих импорту сухого молока в АНДР.

Он отмечает, что, несмотря на правительственное заявление от 19 декабря о возобновлении этих поставок, «службы, задействованные в применении этой меры, утверждают, что им не было дано никаких соответствующих инструкций», равно как и по прекращению блокирования валютных операций участвующих в торговой цепочке как «незаконных переводов».

А.Зиани при этом напоминает, что даже в лучшем случае на устранение последствий сентябрьского решения об ограничении поставок сухого молока уйдет три месяца. Именно такой срок доставки данного товара из Новой Зеландии, ведущего его поставщика в Алжир и потому как минимум до конца марта следующего года восстановить «товарную цепочку» не удастся и потому выходом из ситуации будет увеличение закупок в странах Евросоюза. Однако они вряд ли способны оперативно обеспечить АНДР интересующими ее руководство объемами молочной продукции.

И если ситуация в ближайшее время не улучшится, то уже к марту следующего года производители отрасли прогнозируют катастрофу на рынке.

По их данным, к этому времени ситуация еще больше осложнится, поскольку крупные компании помимо магазинов поставляют товары в школы, больницы, армейские казармы и другие учреждения, и тем самым власти «выстрелят в ногу» сами себе.

Возникает вопрос – почему при производстве субсидируемой молочной продукции не используется сырое алжирское молоко.

По утверждениям представителей молочной отрасли, сейчас это невозможно, поскольку, во-первых, его производится в стране недостаточно для удовлетворения нужд населения, а с другой стороны оно гораздо дороже субсидируемого, соответственно, при его использовании с учетом отсутствия необходимой государственной поддержки молочные производители разорятся гораздо быстрее.

В любом случае, даже если данный кризис удастся оперативно разрешить, становится ясно, что продуктовый кризис, составной частью которого является кризис молочный, стал уже алжирской системной проблемой, усугубляющейся в том числе и продолжающимся демографическим ростом.

И во многом эта ситуация порождена самими властями страны, стремящимися любыми путями ограничить вывоз со своей территории капиталов. Здесь же и отсутствие продуманной демографической политики. Все вместе это угрожает и без того хрупкой стабильности страны.

И, как показывает практика, несмотря на солидное пополнение газодолларами алжирской казны, это не решает продовольственного кризиса для населения страны, и в том случае, если ее власти не смогут достойно и оперативно решить данную проблему, в ближайшие месяцы АНДР рискует столкнуться с беспрецедентным ростом народных протестов.

И ее руководству следовало бы знать события мировой истории, которая дает немало примеров обрушения в результате голодных бунтов и более крупных и прочных государств и империй, чем Алжир.

Как представляется, сейчас еще возможно обратить ситуацию и не допустить маячащей продовольственной катастрофы, для чего у него имеется достаточно средств, полученных в результате продолжающейся «газовой лихорадки» в мире.

52.32MB | MySQL:103 | 0,472sec