Издание «Единый подход Турции к обеспечению безопасности». Часть 18.

В 2020 году в турецкий свет вышла книга «Целостный подход Турции к обеспечению безопасности». В подзаголовке книги значится «От энергетики – к здравоохранению, от миграции до внутренней и внешней безопасности, многомерная национальная оборона».

Книга была издана компанией оборонно-промышленного комплекса STM и созданным при ней издательством Think Tech. Технологический мозговой центр.

Продолжаем разбираться с этим изданием. Часть 17 нашего обзора опубликована на сайте ИБВ по ссылке http://www.iimes.ru/?p=82092.

Напомним, что в предыдущей части нашего разбора мы приступили к рассмотрению главы под названием «Миграция и безопасность границы». Сразу оговоримся, что мы будем пропускать обзорные части, а также части, затрагивающие миграционный опыт других государств, включая государства Ближнего Востока, на который турецкое издание ссылается.

Напомним, что в предыдущей части нашей публикации мы остановились на мысли турецких авторов о том, что интеграция прибывающих в страну беженцев рассматривается в Турции в качестве вопроса национальной безопасности.

Это касается как интеграции как взрослых, так и детей беженцев. На самом деле, надо отметить, что, помимо всего прочего, получение детьми сирийских беженцев образования в турецких школах означает создание потенциально лояльного Турции слоя сирийского общества, который может работать в качестве мостов между двумя странами, после своего возвращения в Сирию и интеграции в жизнь в стране своего происхождения.

Далее турецкими авторами сравнивается опыт обращения с беженцами в Палестине, Иордании и Ливане, чем мы можем, с учетом тематики нашей публикации, пренебречь.

Что же касается ситуации в Турции, где, как известно, нашло приют свыше 4 млн сирийских беженцев, как отмечается авторами издания, логичным, в краткосрочной перспективе, с целью экономии возникающих расходов, является либо закрытие лагерей беженцев, либо же отправка жителей лагерей в города.

Однако, в данном случае, как пишут авторы издания, решающей является численность беженцев. И если говорить о «группе беженцев численностью в 3 – 4 млн человек», то от подобного шага следует ожидать в средней среднесрочной и в долгосрочной перспективах негативных социологических последствий. Иными словами, как отмечается в турецком издании, «возможно в течение ближайших нескольких лет», «5% турецкого населения или 10% турецкого населения» будет сформировано гражданами сирийского происхождения, чьим родным языком является арабский язык.

В этом смысле, авторы, логичным образом задаются вопросом: да, в краткосрочной перспективе удается, путем размещения беженцев в городах, избежать дополнительных расходов. Однако, следует ли ожидать в долгосрочной перспективе того, что произойдет интеграция прибывших беженцев в турецкое общество?

Здесь авторами говорится о том, что 80% преступности в той же Франции – это деяния выходцев из Северной Африки. – Как мы можем видеть, то, что считается недопустимым – про этническую преступность – говорить на турецкой публике, все же обсуждается на страницах специальных турецких изданий.

И то, что ещё является крайне немаловажным – это та экономическая ситуация, в которой оказались турецкие граждане с падением курса турецкой лиры в два раза, буквально, за последние несколько недель.

Конечно же, у этого явления, как и многих других подобного рода, есть и те, кто от него выигрывают. За рамками торговцев валютой, в определенном выигрыше (чисто теоретически, тут, разумеется, нужен счет) оказались и турецкие экспортёры, чьи цены на фоне их конкурентов на мировых рынках оказались упавшими (насколько – это отдельный вопрос, с учетом того, что Турция закупает сырье, энергоносители и комплектующие для целого ряда экспортируемых собой позиций; то есть, покупает их за валюту – и эти расходы попадают в итоговую стоимость в независящем от курса турецкой лиры виде в валютном исчислении – И.С.).

Однако, среди обычных турецких граждан произошло стремительное обеднение на фоне бурного роста цен на товары первой необходимости. Оказались выбитыми «из седла» малоимущие граждане страны и сильный урон понес турецкий средний класс.

В этой связи, остается лишь догадываться какой взгляд у турецкого населения будет на проживающих на территории Турции сирийских беженцев. Которых, разумеется, обвинят в «иждивенчестве» и в отъеме рабочих мест у «коренного населения страны». И тут мы, опять, приходим к мысли о том, что нельзя было «допускать уход в самоволку» сирийских граждан, попавших на территорию Турции. Это не раз ещё покажет свои негативные последствия турецким властям.

Тем не менее, вернемся к цитированию и разбору турецких авторов издания.

Как ими указывается, Турция уже «в курсе» о возможных последствиях и угрозах для себя в целом ряде сфер. Ими отмечается, что Управление по делам миграции опубликовало свой стратегический план действий.

Процитируем, в этой связи, одного из авторов турецкого издания:

«Но мы столкнулись с такой реальностью. Конечно, это может иметь самые разные последствия, но, по крайней мере, с точки зрения уровня преступности, нам, как Турции, повезло. На прошлой неделе у меня была возможность послушать исследование Полицейской академии. Уровень преступности (среди сирийских беженцев – И.С.), по-прежнему, довольно низкий по сравнению с турками. Я связываю это с нашим высоким общественным признанием (то есть, принятие сирийских беженцев турецким обществом – И.С.). Я связываю это с тем, что людям еще предстоит пройти процесс адаптации. Но, конечно, необходимо соблюдать меры предосторожности во многих различных областях, и в первую очередь мы должны думать о детях. Другими словами, более 60 процентов населения, о котором мы говорим, составляют женщины и дети. Вся политика интеграции на местах должна осуществляться с учетом демографических реалий. Тот факт, что эти дети не ходят в школу, означает, что через три года у нас останется серьезная проблема. Может быть, сейчас мы так не думаем, но проблемы безопасности, на которые я смотрю, больше ориентированы на человека и интеграцию этих детей в общество».

Иными словами, подчеркнем то, о чем говорят турецкие авторы.

Пока, как ими пишется, преступность мигрантов – существенно ниже по сравнению с преступностью коренного населения страны. Хотя, опять же, тут надо четко смотреть: если речь идет в общем, то, понятно, что сирийские мигранты не могут, к примеру, сходу влиться в турецкую организованную преступность. Надо смотреть именно в том разрезе, который касается мелких «индивидуальных правонарушений», включая к примеру, кражи. Однако, не следует думать, что со временем не может, к примеру, возникнуть организованная сирийская преступность. И, кроме того, как неоднократно подчеркивали турецкие авторы ранее в этом же издании, на 100% никакая власть не может быть уверена в том, кто «затесался» в «больших числах» прибывших в страну беженцев. Это вполне могут быть и террористы, и убийцы, «спящие до поры, до времени».

С другой стороны, как справедливо отмечают авторы, проблема будет вызревать по мере того, как подрастают сирийские дети, прибывшие с беженцами из Сирии, но, пожалуй, даже в большей мере, те дети, которые родились в Турции. Вот у них-то, как раз, будут все шансы пополнить ряды турецкой преступности – для этого у них будет и владение турецким языком, как родным, и опыт жизни в стране, и связи на турецкой улице. Если они не будут интегрированы турецкими работодателями, то они будут интегрированы турецкой улицей. И это – действительно, большая в перспективе проблема для Турции, которая не решает задачу образования сирийских детей на должном уровне. При этом, совершенно неважно, что это не делается по объективным причинам, включая отсутствие международной финансовой помощи на эти нужды. Когда Турция принимала на своей территории сирийских беженцев, разумеется, она должна была исходить лишь только из своих собственных сил, а не рассчитывать на то, что тот же ЕС «кинется» помогать Турции в вопросе должного содержания вынужденных сирийских мигрантов.

Пропускаем следующий раздел, озаглавленный «Интеграция беженцев Турции: сегодня и завтра», и переходим к следующему разделу издания «Безопасность границы».

Вопрос этот для Турции является далеко не праздным с учетом того простого обстоятельства, что у Турции – самая протяженная, 900-километровая граница с Сирией, Турция граничит с (послевоенным) Ираком, Турция граничит с санкционным Ираном и т.д. Отдельный вопрос составляет южная морская граница Турции. Иными словами, Турция находится, как говорится, в «турбулентном» окружении, и является центром притяжения, и транзитным пунктом не только для беженцев, но и для террористов.

Цитируем издание:

«В то время как Турция пытается решить проблемы беженцев на своей территории, она также пытается воспрепятствовать въезду новых иммигрантов в страну с помощью принятых ею мер пограничной безопасности. С этой целью, принимая меры, основанные, прежде всего, на наблюдении и на людских ресурсах, она (Турция – И.С.) диверсифицирует те меры, которые она принимала, особенно, в последние 10-15 лет, за счет использования технологий. В этом контексте ASELSAN (известная компания турецкого оборонно-промышленного комплекса – прим.) играет важную роль в развитии этих технологий».

И далее:

«Менеджер проектов по наблюдению за границей ASELSAN Танжу Карагез заявляет, что Турция подвержена угрозам терроризма и контрабанды, и объясняет некоторые из используемых технологических мер:

«Мы очень интенсивно используем системы камер. Мы также используем самые разные типы датчиков. Мы используем радары наземного наблюдения. Мы размещаем различные датчики и сейсмические датчики и постоянно контролируем их из определенных центров. Технологически они просматриваются, видео и изображения записываются, при необходимости воспроизводятся, когда происходит событие, при необходимости может быть исследовано, как оно произошло, и могут быть найдены юридические доказательства. Прилагаются усилия для завершения этой системы практически интегрированным образом на всех наших западных и восточных границах. Нам нужно больше времени. Так же, как физические барьеры завершены на юге, электронные меры завершены на востоке, западе и юге. У нас есть интегрированные системы оповещения, которые включают в себя множество высокотехнологичных методов обработки изображений таким образом, чтобы свести к минимуму человеческую ошибку. У нас есть системы, которые обнаруживают и предупреждают движение, даже если оператор его не видит».

«Одного движения недостаточно для борьбы с нашей террористической угрозой. В определенные моменты времени, террорист может двигаться очень медленно. У нас есть алгоритмы, программное обеспечение, которое обнаруживает изменения против этого. У нас есть широкий выбор типов камер. У нас есть камеры, которые видят днем и ночью. У нас есть камеры с коротковолновым инфракрасным излучением (SWIR), которые лучше работают в тумане. Они всегда контролируются и устанавливаются интегрированным образом в рамках логической схемы. Мы также устанавливаем дистанционно управляемые системы вооружения в районах, где существует террористическая угроза».

Танджу Карагез, со страниц турецкого издания, подчеркивает, что окончательное решение «уничтожить» в Вооруженных силах Турции принимается после прохождения многих уровней принятия решения, и отмечает, что, если не будет подтверждено наличие террористической угрозы, оружие, ни в коем случае, не используется.

Цитируем представителя турецкой компании Aselsan:

«Что касается оружия в террористически активных регионах – то оно, конечно, располагается не везде. Когда датчики получают интегрированный сигнал тревоги, в автоматическом режиме на эту точку направляется фокус внимания, датчики находят эту точку и вычисляют ее координаты. У нас есть системы с лазерными дальномерами. Вдоль всей пограничной линии, перед оператором, находится трехмерная цифровая карта. Выдается предупреждение о том, какой участок границы был пересечен, а какой нет. Другими словами, если наступает факт обнаружения, может быть измерено расстояние и вычислены координаты. Предупреждение наступает не в форме того, на какой границе (произошёл факт нарушения – прим.), а в форме того на каком расстоянии».

Эксперт компании Aselsan Танжу Карагёз следующем образом описывает то, как наряду с классическими технологиями, они пытаются внедрить и технологии новые.

Цитируем:

«Например, мы прокладываем оптоволоконный кабель вдоль границы. Существует технология под названием «Распределенное акустическое зондирование». Лазерный луч направляется по оптоволоконному кабелю. При приближении к нему — ходьбе, перемещении, копании — эта система подает сигнал тревоги. Предупреждение может быть сделано, потому что в этом месте на границе есть сигнал тревоги. Имеются алгоритмы классификации: могутся делать такие различия между человеком, автомобилем, рабочей машиной, земляными работами.

Из-за особенностей прохождения линии границы, недостаточно просто смотреть в камеру, иногда ее можно обойти, выкопав туннель снизу. Она (рассмотренная ниже система – И.С.) может обнаруживать туннели, когда туннель вырыт. Когда вы попадаете на место со своими техническими командами или путешествуете по миру, вы видите, что у нас есть особые проблемы. Наша география — очень сложная география, особенно восток-юго-восток. Это — настолько сложная география, что вы не можете увидеть человека буквально перед собой. Однако, с помощью такой разновидности передовых технологий вы можете зафиксировать попытки, такие как копание и переход (границе – И.С.). Когда стена не поддерживается технологиями и электронными системами, ее недостаточно, ее можно как-то преодолеть. Она может только продлить время, но вы постоянно принимаете меры предосторожности с вашими широкоугольными камерами сзади, при необходимости с вашими камерами, которые контролируют границу по длине, с вашими оптоволоконными датчиками. Фотоловушки и аналогичные методы в некоторых местах в приграничных регионах также входят в число применяемых мер. Угроза самодельных взрывных устройств очень распространена, особенно, в некоторых случаях. В этих местах, чаще всего, применяются фотоловушки. У него есть датчик PIR, когда он получает сигнал тревоги, он отправляет свое фото в центр по беспроводной сети. У нас тоже есть подобные практики. Мы размещаем индивидуальные сейсмические датчики с беспроводной связью, аналогичные фотоловушкам, в очень опасных местах.

Например, в радиусе 100 метров и 50 метров способность обнаружения изменяется в зависимости от свойств почвы. Возникает тревога, «ячеистые сети» выдают эту тревогу в центр. У нас есть такие приложения.

Теперь одна из относительно новых тем для нас — приложение с воздушными шарами. Мы собираемся реализовать это в Сирии. Для высотных аэростатов — это новая система — у нас есть, например, тепловизионные или дневные камеры, которые постоянно контролируют большую территорию.

В критических точках, где возникнет эта угроза, запускаются приложения для наблюдения за большой площадью с очень большой высоты с помощью воздушных шаров. Обычно на воздушный шар можно поставить обычную камеру, но эта точка обзора — узкая. В концепции пограничной безопасности, вы должны постоянно контролировать большую территорию.

У нас есть эти приложения. У нас есть новые современные самообучающиеся алгоритмы. Везде, где близко находится поселение, например, есть школа, время входа и выхода людей, более-менее, определено. Ваш алгоритм, ваше программное обеспечение изучает это и не предупреждает вас об этом через сигнал тревоги или аномалии. Но здесь, когда происходит что-то отличное от классического, оно (программное обеспечение – прим.) специально подает тревогу и предупреждает. В качестве самых передовых систем, над ними ведется интенсивная работа. Она (система – прим.) берет большие данные, анализирует их и придает им смысл. Это — системы, которые мы можем использовать в качестве новых для нашей пограничной безопасности.

Кроме того, мы также устанавливаем системы обнаружения снайперов в приграничных районах, где интенсивен терроризм. Если откуда-то раздается выстрел, акустически определяется его место, происходит уведомление центра о том, что здесь прозвучал выстрел, и это место начинает наблюдаться из центра. Мы можем передавать эту ценную информацию — выбранное изображение, информацию о тревоге и т.д. — лицам, принимающим решения, в иерархическом порядке, по беспроводной или проводной сети. Концепция пограничной безопасности включает в себя отчетность и передачу информации на более высокие уровни».

52.31MB | MySQL:103 | 0,560sec