О борьбе алжирских властей против продуктовой спекуляции

Власти АНДР намерены жёстко бороться с устроенным ими же продуктовым дефицитом путем репрессий против торговцев. Это следует из последних заявлений и действий правительства. В частности, оно намерено это делать, руководствуясь положениями нового закона «О борьбе со спекуляциями», ужесточающего ответственность «за любые формы спекулятивного поведения в отношении продуктов питания».

Данный закон, доработанный в ноябре 2021 г., вступил в силу с 29 декабря прошлого года. Соответственно, на проведенном 11 января координационном совещании, посвященном мониторингу поставок на рынки товаров широкого потребления, министр торговли и содействия экспорту Камель Резиг поручил управляющим и торговым директорам провинций (вилай) «удвоить усилия по прекращению спекуляций и монополии на товары путем ужесточения контроля на местах».

Ради этого он распорядился обеспечить «постоянный контроль и мониторинг ситуации, в том числе с партнерами из других ведомств, особенно в праздничные и выходные дни».

Необходимость таких мер диктуется, по его словам, дефицитом некоторых товаров широкого потребления, несмотря на их достаточное предложение на внутреннем рынке», с которыми алжирское правительство планирует очень жестко бороться.

При этом особый упор будет делаться на выявлении «незаконных хранении и манипулирования ценами». Виновные будут караться на основе указанного выше антиспекулятивного закона, предусматривающего гигантские штрафы (до 20 млн динар или 143215 долларов США) и тюремное заключение от 3 до 30 лет.

Однако положения данного закона крайне «туманны», «обтекаемы» и создают широкую почву для его «двойного» толкования.

Рассмотрим их. Так, спекуляцией считается «любое хранение товаров, направленное на провоцирование нехватки или нарушения поставок на рынке, а также любое искусственное повышение или снижение цен на товары или курса национальной валюты прямым, косвенным образом или через посредников, а также при использовании электронных или любых мошеннических средств».

Закон также санкционирует жесткие кары виновным в «любом сознательном распространении лживых или клеветнических слухов, вызывающих нарушение работы рынка и внезапное необоснованное повышение цен».

Кроме того, аналогично жестко будет караться «использование рыночных предложений для повышения цен получения необоснованной естественной прибыли по сравнению с обычными, осуществляемое индивидуально, коллективно или по соглашению сторон».

В качестве наказания за эту «незаконную практику» новый закон предусматривает тюремное заключение на срок от трех до десяти лет и штрафами в размере от 1 000 000 динаров до 2 000 000 динаров (более 14300 долларов).

Более жестко карается спекуляция «зерном и зерновыми, продуктами их переработки, овощами, молоком, фруктами, маслом, сахаром, кофе, топливом и лекарствами». За это предусмотрено тюремное заключение на срок от десяти до двадцати лет и штрафы в размере от 2 000 000 динаров до 10 000 000 динаров (до 71500 долларов).

Наибольший срок наказания (от 20 до 30 лет лишения свободы и штрафы в размере от 10 000 000 динаров до 20 000 000 динаров) предусмотрен «за незаконную спекулятивную практику, создающую угрозу здравоохранению или когда торговцы пытаются «наварить» прибыль в момент стихийных бедствий.

Однако заметим, что при этом не были созданы четкие механизмы формирования рациональной системы ценообразования и мониторинга спроса и предложения на внутренних рынках, и критерии определения нарушения закона.

Соответственно, положения этого закона нечеткие и он действительно создает возможности для широкого его трактования и репрессий против многих торговцев.

Как известно, за минувший год цены на продовольствие в мире сильно выросли и Алжир, зависящий от поставок соответствующей зарубежной продукции, заметно от этого пострадал.

Однако в законе совершенно игнорируется этот внешний фактор увеличения стоимости товаров, как и другие моменты, влияющие на ценообразование – объемы алжирского урожая, продолжающийся рост населения, колебания курса национальной валюты, увеличение стоимости коммунальных услуг и пр.

Иными словами, создана отличная «кормовая база» для многочисленных алжирских силовиков и контролеров, которые уже пытаются использовать его для выбивания взяток из торговцев, и одновременно крайне некомфортная среда для нормального бизнеса.

По мнению Хаджа Тахара Буленуара и Хасена Менуара, президентов Национальной ассоциации торговцев и ремесленников (Anca) и Ассоциации защиты прав потребителей Эль-Амана соответственно, именно этот разрыв законодательной практики с социально-экономическими реалиями и создал дефицит и рост стоимости некоторых основных продуктов питания – молока, растительного масла, а теперь и манной крупы.

Причем, по их мнению, ситуация с маслом должна в ближайшие дни положительно разрешиться, поскольку, якобы ажиотажный спрос на него вскоре будет удовлетворен: скупающее его население, накопившее большие запасы этих товаров, прекратит наконец, сметать их с прилавков. По их данным, это неизбежно при рыночном предложении более 1700 тонн масла в день при спросе в 1500 тонн в день (главное, чтобы приводимые ими данные алжирской статистики в очередной раз не оказались ошибочными).

«Молочный» же кризис по их мнению ранее марта разрешить из-за ранее введенных властями «санитарных» запретов на импорт сухого молока не удастся.

Другая связанная с дефицитом и ростом цен на продукты проблема – что на рынке появилось множество контрафактных товаров, против чего, как жалуются алжирцы, власти почему-то не борются.

Наряду с этим алжирские власти бросили в бой против спекулянтов «парламентскую комиссию по расследованию нехватки продуктов питания широкого потребления, спекуляций и монополии», созданную председателем Совета нации (верхняя палата парламента) Салахом Гуджилом в соответствии с указаниями президента АНДР Абдельмаджида Теббуна.

И уже появились первые результаты ее работы. Заметим, что предварительную почву для деятельности этих парламентариев «в полях» подготовили эксперты и представители алжирских властей на местах, уже направившие им свои выводы по ситуации.

Официально комиссия заработала 16 января в крупных городах страны и 14 приграничных вилайях (Тебесса, Сук-Ахрас, Эль-Тарф, Наама, Тлемсен, Бешар, Адрар, Бордж Баджи-Мохтар, Таманрассет, Ин Гецзам, Уаргла, Эль-Уэд, Иллизи и Джанет). Туда уже прибыли парламентарии-ревизоры, которые при этом взаимодействовали с профильными органами власти этих провинций, торговцами «представителями гражданского общества и всеми заинтересованными сторонами в государственном и частном секторах».

Причем перед началом данного расследования Гуджил напомнил членам этой комиссии об их ответственности с учетом «национального аспекта войны, развязанной государством под руководством Президента Республики против тех, кто совершил эти безответственные и противоречащие закону спекулятивные действия», призвав «объединить усилия для решения этой проблемы и искоренить их».

Но особенно красноречивым является призыв председателя Совета нации членам комиссии избегать при своей работе контактов со СМИ «и воздерживаться от каких-либо заявлений».

Последнее замечание очень красноречивое. Судя по всему, глава верхней палаты парламента понимает «рукотворность» продуктового дефицита и опасается, что его эмиссары дадут журналистам основания обвинить за нелепые действия алжирских чиновников сами же власти АНДР, которые фактически и вызвали данную проблему.

В частности, это хорошо прослеживается по ситуации с молочными продуктами и противоречивыми заявлениями руководства страны относительно отмены/сохранения субсидирования их стоимости при параллельном ужесточении антиспекулятивного законодательства.

Однако это частности. Главное – на ухудшении ситуации прямо сказывается дирижизм алжирских лидеров, чрезмерно увлекающихся регулированием экономики, причем делающих это без консультаций со специалистами и проведения серьезного анализа. В результате каждое их действие лишь дополнительно усугубляет положение.

Казалось бы, чего проще признать собственные ошибки и отменить «неудачные» решения? Однако в сложившейся ситуации это означает риск полной «потери лица» перед собственными гражданами, терпение которых к очередным экспериментам их властей подходит к концу.

Между тем, как известно, февраль – любимый месяц для алжирских протестов, и если к этому времени правительство АНДР не разрешит ситуацию в лучшую сторону, оно рискует столкнуться с беспрецедентными за всю историю протестами, способными пошатнуть устойчивость правящего режима.

52.23MB | MySQL:103 | 0,603sec