Фактор оппозиции в отношениях Турции и ФРГ

На текущей неделе в Турции была оправдана журналистка из Германии курдского происхождения М.Толу, которую еще в 2017 г. арестовали в Стамбуле и обвинили в «пропаганде терроризма» и «участии в террористической организации». Процесс против нее стал одним из примеров кампании в отношении всего информационного агентства ETHA, занимавшегося в Турции освещением ситуации с правами национальных и сексуальных меньшинств. Впрочем, данный пример далеко не единственный инцидент с задержанием граждан ФРГ в республике во время их частных или рабочих визитов на основании подозрений в поддержке запрещенных Анкарой организаций. Так, за участие в акции 2012 г. в поддержку курдов в 2018 г. была задержана певица Х.Кане, проживавшая в Кёльне. Вернуться в Германию она смогла только 2021 г. Всего же более 50 граждан ФРГ, по информации СМИ, на начало января текущего года находятся в Турции под арестом.

Большой объем информации, которым владеют турецкие спецслужбы для таких задержаний, вполне резонно ставит вопрос о том, как она была получена. В этой связи, как кажется, интерес представляют данные федеральной прокуратуры Германии, согласно которым к началу декабря прошлого года было открыто 22 дела по подозрению в шпионаже в пользу иностранных государств, в то время как за аналогичный период 2020 г. их было лишь 14. При этом заметный всплеск активности фиксировался именно со стороны Турции. Если в 2020 г. было начато 4 таких производства, ни одно из которых не закончилось предъявлением официальных обвинений, то в 2021 г. их стало уже 6.

Примечательно, что публикация данных прокуратуры оказалась следствием ответа ведомства на парламентский запрос депутата от «Левой партии» С.Дагделен. Комментируя ответ, политик отметила: «продолжающееся преследование критиков режима Р.Т.Эрдогана, а также лишение свободы граждан Германии и Турции из-за возмутительных обвинений в терроризме не должны остаться незамеченными правительством “светофора”». При этом С.Дагделен, судя по всему, обращалась главным образом к федеральному министру иностранных дел А.Баербок, которая представляет партию «Зеленых», до вступления в коалицию проявлявшую солидарность с «Левыми» по многим пунктам. В частности, в 2017 г. в преддверии  Конституционного референдума в Турции обе немецкие партии выступили единым фронтом, призывая государства ЕС, в которых проживают значительные по численности турецкие общины, воздействовать на режим Р.Т.Эрдогана с тем, чтобы он не блокировал деятельность оппозиции.

Впрочем, помимо политиков в Германии с турецким влиянием пытаются бороться сами этнические турки. Так, скандал на днях разразился после того, как Анкара анонсировала назначение Ю.Еркеля новым атташе по торговле в Генеральном консульстве Турции во Франкфурте-на-Майне. Кандидатура вызвала сопротивление общины в связи с тем, что в 2014 г., занимая пост советника Р.Т.Эрдогана, он избил участника протестной акции, последовавшей за аварией на шахте в Соме. Председатель турецкой общинной организации А.Карабёрклю в связи с этим заявил: «абсурдно и непостижимо, как человек, явно склонный к насилию и являющийся врагом фундаментальных прав и демократии, может занять такой важный пост».  Отдельно он подчеркнул, что со стороны турецких властей не было проявлено «никакой справедливости» в адрес пострадавшего от Ю.Еркеля участника протестной акции.

Внешнеполитическое ведомство Германии, несмотря на запросы СМИ, от официальных комментариев воздерживается. Однако очевидно, что отношения Берлина с Анкарой рискуют стать предметом особого внимания как со стороны оппозиции в Бундестаге, так и общественности, прежде всего турецкой общины самой ФРГ. При этом новый кабинет министров во главе с О.Шольцем явно рассчитывает на потенциал турецко-израильских отношений. Об этом свидетельствуют в частности итоги первого телефонного разговора А.Баербок и ее турецкого контрпартнера М.Чавушоглу, в повестку дня которого вошли ситуация в Афганистане и Боснии, а также общая проблема миграции.

Исходя из этого, пока наиболее вероятным сценарием отношений двух государств является публичная критика Анкары по вопросам соблюдения прав человека, которая встречает одобрение как со стороны общественности внутри Германии, так и в Европе, где факты преследования оппозиционеров по политическим причинам привели к активизации усилий Совета Европы. Параллельно с этим не исключается сотрудничество по вопросам миграции и региональной безопасности на Большом Ближнем Востоке, в рамках которого Анкара попытается ответно давить на Берлин. При этом, однако, если европейски партнеры ФРГ, имеющие свои интересы в контактах с Турцией, в целом могут согласиться с такой двойственностью, то оппозиционные партии в парламенте и неправительственные организации при выявлении фактов взаимодействия с публично осуждаемым режимом, вероятно, будут лишь укреплять свою антиправительственную риторику.

52.24MB | MySQL:103 | 0,493sec