Об изменениях в военной ситуации в Йемене

В течение последнего месяца произошла серьезная эскалация военно-политического конфликта в Йемене, продолжающегося с 2014 года. Обострение ситуации связано возобновлением и интенсификацией участия ОАЭ в военной операции «Буря решимости». Напомним, что летом 2019 года правительство ОАЭ приняло решение выйти из данной военной кампании. На принятие решения повлияло ряд факторов.

Во-первых, военная операция, по мнению Абу-Даби, не достигла своих результатов, то есть поражения йеменских хоуситов из движения «Ансар Аллах».

Во-вторых, человеческие потери в ходе военной кампании были весьма существенны для такого небольшого государства как ОАЭ.

В-третьих, правящие круги, стремившиеся к нормализации отношений с Ираном на фоне ракетных ударов по танкерам в Персидском заливе посчитали за лучшее не раздражать Тегеран.

В-четвертых, правительство ОАЭ приняло решение делегировать защиту своих интересов в Южном Йемене прокси-группам из числа южнойеменских сепаратистов, в частности вооруженным формированиям так называемого Южного переходного совета (ЮПС).

В свою очередь хоуситы, поражавшие на протяжении последних нескольких лет многочисленные цели на территории Саудовской Аравии в Асире, Неджране, Джиззане и Эр-Рияде, а в сентябре 2019 года осуществившие нападение беспилотников и ракет на объекты ТЭК в Хурейсе и Абкейке, избегали ударов по территории ОАЭ. По информации источника, близкого к руководству движения «Ансар Аллах», высказанной газете «Рай аль-йаум», такое поведение объяснялось несколькими причинами.

Во-первых, они избегали открытия одновременно сразу двух внешних фронтов (против КСА и ОАЭ), сражаясь на нескольких фронтах собственно на территории Йемена (против правительственных войск, отрядов ЮПС, вооруженных формирований партии «Ислах» и т.д.).

Во-вторых, между хоуситами и правительством ОАЭ была заключена негласная сделка о разделе сфер влияния. При этом хоуситы отказывались от претензий на Южный Йемен, а ОАЭ оставляли им свободу действий на севере страны.

В-третьих, иранские союзники побуждали хоуситов не наносить удары по территории ОАЭ, учитывая их исключительную важность, особенно эмирата Дубай для внешнеэкономических связей ИРИ (ежегодный товарооборот с Дубаем составляет около 14 млрд долларов).

В-четвертых, в Сане учли добрую волю ОАЭ, вышедших летом 2019 года из военной операции после гибели 150 военнослужащих, включая зятя фактического правителя этого государства Мухаммеда бен Заида  аль-Нахайяна(МБЗ).

Достаточно неожиданным на этом фоне стал удар ракет и беспилотников движения «Ансар Аллах» по объектам на территории эмирата Абу-Даби. По информации правительственного информационного агентства WAM, 17 января один из ударов был нанесен по индустриальной зоне Мусаффа, где расположены нефтехранилища государственной Abu Dhabi National Oil Company (ADNOC). Удар привел к пожару на трех нефтеналивных блоках. В результате погибли три человека: два пакистанских и один индийский рабочий. Второй удар пришелся по зоне международного аэропорта Абу-Даби, но никаких человеческих жертв и серьезных разрушений не последовало. Реакция правительства ОАЭ последовала незамедлительно. В течение 24 часов ВВС ОАЭ нанесли удар по центральному району Саны, в частности по дому, где проживал руководитель Академии ВВС Йемена отставной генерал Абдалла Касем аль-Джунейд. В данном здании проживали три семьи. В результате атаки погибло 23 гражданских лиц, десятки получили ранения.

Чем же было вызвано такое поведение хоуситов, решившихся нарушить негласное перемирие с ОАЭ? В течение двух последних месяцев хоуситы овладели юго-западной провинцией Аль-Байда, вытеснив оттуда проправительственные войска и боевиков «Аль-Каиды» (запрещена в России). Затем они стали перемещаться в провинцию Шабва под тем же предлогом борьбы с «Аль-Каидой». В то же время правительственные войска уходили из западной части этой провинции и сосредотачивались на юге и в провинциальном центре Атак. Так как основу правительственных войск здесь составляли отряды партии «Ислах», то южане из ЮПС обвинили «Братьев-мусульман» в намерении сдать Шабву хоуситам и усилили здесь присутствие своих «Кувват аль-Хасс Шабвани» («Элитных сил Шабвы»).

Активизация военных действий в провинции Шабва вызвана борьбой за ресурсы. В данной провинции находятся самый большой терминал СПГ в Бельхафе, основные нефтепроводы и газопроводы, ведущие к Аденскому заливу и порты Катан и Бир Али. На западе Шабва граничит с провинциями Абъян и Аль-Байда, на севере с Марибом, на востоке с Хадрамаутом. Она имеет 260 км морского побережья. Наиболее важные газопроводы СПГ проходят по территории этого региона с газовых месторождений Мариба через населенные пункты Джардан, аль-Равда и Майфаа к управляемому компанией Total терминалу Бальхаф.   Таким образом, сражения за эту территорию – это битва за природные ресурсы и прямой доступ к морю.

Между тем, начиная с 11 января, ОАЭ развернули в Шабве наступление силами своих прокси-групп и постепенно овладели провинцией. Губернатор провинции Мухаммед бен Адио, пытавшийся договориться с хоуситами был сменен на более лояльного Аввада аль-Авлаки. Основной ударной силой в Шабве и соседней провинции Маариб стали «Бригады Гигантов» («Лива аль-Амалика») во главе с племянником бывшего президента Али Абдаллы Салеха генералом Тариком Салехом. Хорошо вооруженные с помощью ОАЭ, они были оперативно переброшены с западного побережья в районе Ходейды в Шабву и Маариб. После гибели своего дяди в декабре 2017 года Тарик Салех стал кондотьером, предложившим свои услуги ОАЭ. Он претендует на руководство партией Всеобщий народный конгресс (бывшая правящая партия президента А.А.Салеха), хотя на самом деле является лидером одной из трех фракций ВНК. Кроме его группировки существуют также фракция с центром в Сане, союзная хоуситам, и просаудовская фракция в Адене. «Бригады Гигантов» совместно с вооруженными формированиями ЮПС не только овладели Шабвой, но и развернули наступление в Маарибе, отбив районный центр Хариб. Одновременно ВВС ОАЭ с 25 декабря прошлого года возобновили свое участие в налетах на территории, контролируемые движением «Ансар Аллах». Таким образом, хоуситы впервые за четыре года стали терпеть серьезные военные поражения.

Один из лидеров движения «Ансар Аллах» Мухаммед аль-Бухайти рассказал о существовании секретной сделки между правительствами КСА и ОАЭ, согласно которой  Эр-Рияд пообещал уступить своему союзнику Южный Йемен в обмен на возобновление участи более боеспособных Вооруженных сил ОАЭ в военных действиях против хоуситов на севере. Мухаммед аль-Бухайти отметил: «Эмираты хотели выйти из йеменского конфликта, и мы дали им такой шанс. Мы отложили наши планы ударов по территории ОАЭ. Однако они вновь перешли к эскалации. Мы советуем им не продолжать. В противном случае мы вынуждены будем по ним ударить».

В настоящее время у руководства ОАЭ есть два варианта поведения в йеменском конфликте. Первый заключается в том, чтобы возобновить мир с хоуситами. В этом случае они должны отказаться от боевых действий в Шабве, Маарибе и Аль-Байде и вернуть отряды Тарика Салеха на юго-западное побережье Йемена.  Негативными последствиями в таком случае будут ухудшение отношение с союзником, Саудовской Аравией, и необходимость сдерживать военные амбиции своих йеменских клиентов. Второй сценарий заключается в наращивании военного присутствия ОАЭ в Йемене и эскалации конфликта. Цена второго выбора может быть гораздо дороже, так как удары хоуситов по нефтегазовой и туристической инфраструктуре ОАЭ способны нанести значительный ущерб экономике этого государства.

62.85MB | MySQL:102 | 0,565sec