Оценки китайских специалистов усилий ВМС Пакистана по поддержанию боеготовности морской авиации

Как известно, на протяжении последних 50 лет в акватории Индийского океана ВМС Исламской Республики Пакистан предпринимают вполне успешные действия по обнаружению надводных кораблей и подводных лодок ВМС Индии и ведущую роль в этом процессе играют самолеты базовой патрульной авиации. Благодаря большой скорости полета и запасу топлива самолеты типа Р-3С «Орион» позволяют пакистанским военным своевременно задействовать корабельные группы для организации рубежей противолодочной обороны или разработке операций по «охоте» за ПЛ ВМС соседнего государства.

Актуальность базовой патрульной авиации, а именно противолодочных самолетов будет сохраняться для ВМС Пакистана поскольку военно-политическое руководство Индии уделяет все больше внимания развитию подводной компоненты национальных ВМС, что стало возможным благодаря устойчивому военно-техническому сотрудничеству с Францией.  Особо следует отметить, что в 2021 г. официальный Париж и Нью-Дели приступили к переговорам по вопросу поставки для ВМС Индии 6 многоцелевых атомных подводных лодок, которые ранее были запланированы для ВМС Австралии.

Подобный контракт позволит индийским военным морякам серьезно расширить свои оперативные возможности в дальней морской и океанских зонах, что вполне естественно, вызывает обеспокоенность у военно-политического руководства Исламской Республики Пакистан.

По данным китайских источников, Командование ВМС Исламской Республики Пакистан, получило информацию о перспективных направлениях развития ВМС Индии заблаговременно и еще в сентябре 2018 г. в рамках программы Sea Sultan была начата разработка тактико-технического задания для противолодочного патрульного самолета большой дальности. Пакистанские военные моряки рассматривали возможность приобретения в качестве базового самолета четыре модели воздушных судов, а именно: Embraer ERJ-190-100ECS (пр-во Бразилия), Airbus A-220 (пр-во Франция и Канада), Sukhoi Superjet-100 (пр-во РФ) и Bombardier Global (пр-во Канада).

ВМС Пакистана еще на стадии планирования определились, что основой для перспективного противолодочного самолета должен стать именно гражданский пассажирский лайнер, который не будет подпадать под международные ограничения на передачу военной техники.

Вполне вероятно, что определяющим фактором в пользу Embraer ERJ-190-100ECS (в подразделениях морской авиации ВМС ИРП известен как Lineage 1000), стало то, что данные самолеты пакистанская сторона покупает по секретному соглашению с китайской авиатранспортной компанией China Southern Airlines.

Подобный подход китайской стороны вполне традиционен, поскольку позволяет оказать Пакистану поддержку в сложных оборонных вопросах без привлечения внимания со стороны разведки Индии.

Всего ВМС Пакистана получат 10 самолетов указанной модели из КНР, которые позволят вывести из боевого состава устаревшие Р-3С «Орион». Первый самолет уже находится в Пакистане – бал замечен в аэропортах «Беназир Бхутто» г.Равалпинди и «Нур Хан» г.Чаклала, а также на авиационной базе МА ВМС Пакистана «Мехран» г.Карачи.

Как известно, узкофюзеляжные среднемагистральные пассажирские самолеты Embraer ERJ-190-100ECS бразильского производства  это достаточно надежные летательные аппараты, которые находятся в эксплуатации нескольких китайских авиакомпаний на протяжении последних 10 лет, а значит пакистанские технические специалисты получат исчерпывающие сведения о состоянии фюзеляжей, особенностях эксплуатации и обслуживания основных бортовых систем.

Согласно программе Sea Sultan 28-я эскадрилья морской авиации ВМС Пакистана получит самолеты которые будут переоборудованы с  расчетом на выполнение задач по разведке, ведению радиоэлектронной борьбы, обнаружению и уничтожению подводных лодок и надводных кораблей вероятного противника, а также поиску экипажей, терпящих бедствие.

По данным зарубежных СМИ, контракт стоимостью 190 млн долл.США получила южноафриканская компания Paramount Group, специалисты которой проведут обслуживание самолетов после и выполнят их переоборудование, которое подразумевает полную перепланировку внутреннего объема фюзеляжа, поскольку  необходимо:

– установить радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой  Sea Spray-5000Е (по другой версии Sea Spray-7500E) от итальянской компании Leonardo;

– смонтировать оптико-электронную систему разведки и наблюдения, а также датчики пуска зенитных ракет;

– разместить системы радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы;

– разместить в нижней части фюзеляжа отсек для вооружения, а также отсек для буев акустической разведки;

– установить систему сброса торпед/противокорабельных ракет.

Кроме того, в целях обеспечения необходимой продолжительности полета иностранным и пакистанским специалистам предстоит установить дополнительные топливные баки в нижней части фюзеляжа,  а также новые электрогенераторы, поскольку стандартные не обеспечат необходимое количество энергии для бортовых систем.

Следует отметить, что в тендере по программе Sea Sultan участвовала немецкая компания Rheinland Air Srevices и турецкая Turkish Aerospace Industrues, однако, по неустановленным причинам ВМС Пакистана сделали выбор в пользу южноафриканской компании, хотя компоненты поставляет итальянская компания Leonardo, которая ранее вполне успешно выполняла обязательства по различным контрактам с ВС Пакистана.

С учетом указанного списка работ по переоборудованию гражданских самолетов в противолодочные китайские специалисты высказывают сомнение об истинной цене контракта, поскольку по их оценкам, стоимость такого комплекса работ варьируется от 20 до 30 млн долл. США на один самолет. Также, высказывается мнение, что южноафриканские и европейские специалистам не смогут выполнить весь объем запланированных работ, поскольку, с высокой долей вероятности, возникнут проблемы с электромагнитной совместимостью такого большого количества оборудования, установленного в узкофюзеляжный самолет.

Очевидно, что пакистанские военные стараются скрыть реальный объем затрат на проект Sea Sultan, поскольку бюджет пакистанской армии крайне ограничен, а значит финансовую поддержку в вопросе модернизации морской авиации ВМС Пакистана оказывают «иностранные друзья Исламабада».

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным ожидать, что первый противолодочный самолет ВМС Пакистана на базе  ERJ-190-100ECS будет принят на вооружение 28-й эскадрильи базовой патрульной авиации (АвБ «Мехран», г.Карачи) через 2 – 3 года, т.е. в очень сжатые сроки.

Получение подобной техники позволит ВМС Пакистана своевременно обнаруживать, как дизель-электрические, так и атомные подводные лодки ВМС Индии на значительном удалении от побережья исламской республики. Зарубежные военные специалисты в свою очередь указывают, что в случае успешной реализации программы «Sea Sultan» ВМС Пакистана смогут сохранить паритет и будут способны эффективно противодействовать индийским ПЛ.

52.42MB | MySQL:103 | 0,494sec