О вводе в эксплуатацию первого турецкого разведывательного корабля

10-летняя мечта Национальной разведывательной организации (MIT)  стала реальностью, когда в конце января с.г. был введен в эксплуатацию первый разведывательный корабль Турции. TCG Ufuk (A-591), корвет класса Ada, разработанный в рамках национальной программы военных кораблей, официально присоединился к ВМС Турции; однако на самом деле судно будет использоваться MIT для сбора разведданных. Идея о том, что у турецкой разведки должен быть  собственный разведывательный корабль, впервые возникла после того, как турецкий самолет RF-4E был сбит в Сирии в 2012 году. В то время в прессу просочилась информация о том, что низколетящий самолет выполнял разведывательные миссии в воздушном пространстве Сирии по просьбе MIT и ему было поручено обнаруживать радары и собирать информацию о сирийских системах ПВО, произведенных Россией, несмотря на связанную с этим опасность. После провала этой операции MIT убедила правительство в том, что необходимо иметь современное судно для сбора разведданных с моря, чтобы избежать таких опасных операций. Некоторые эксперты утверждают, что инцидент был  «ложным флагом», призванным создать для Турции предлог для ведения войны в Сирии и втянуть союзников по НАТО в Сирию, чтобы вынудить сменить там режим, но такие выводы выглядят очень натянутыми. Причины входа Турции в Сирию гораздо более глобальны.

То же самое касается темы постройки первого корабля для «гражданской» разведки.  Наземные устройства перехвата Турции не могут достичь некоторых районов Эгейского моря, особенно между греческими островами. То же самое касается и Ливии. В настоящее время MIT отслеживает суда, проходящие через турецкие проливы, с помощью устройств, развернутых по обе стороны водных путей. В отличие от других разведывательных кораблей в регионе, которые используются в военных целях, Ufuk будет использоваться исключительно MIT. В 2012 году самая мощная база разведки и перехвата в Турции, Командование электронных систем Генерального штаба (GES), которому было поручено перехватывать и анализировать все виды сигналов связи и радаров, а также анализировать разведданные о сигналах, была передана из Вооруженных сил Турции в MIT в результате усилий правительства президента Реджепа Тайипа Эрдогана по минимизации  возможностей для военных  прослушивать и мониторить разговоры внутри Турции в первую очередь. Не доверяя военным, правительство считало, что GES не только подслушивает противников Турции, но и отслеживает членов правительства. После этого перевода название GES было изменено на Управление разведки сигналов (SIB). Военные эксперты утверждают, что полная передача разведданных о сигналах в MIT ослабила эффективность борьбы Турции с терроризмом, также указывая на неизбежное усиление роли MIT в бюрократии безопасности. Отметив, что MIT внесла значительный вклад в национальную безопасность своими службами по борьбе с терроризмом и внешней разведкой, президент Эрдоган заявил во время церемонии ввода разведывательного корабля  в эксплуатацию, что «эта организация, которая изменила ход игры в пользу Турции с помощью тактической разведки и проведенных ею операций, также добилась успеха в области кибербезопасности.  Наш разведывательный корабль, который мы вводим в эксплуатацию, является новой и важной возможностью для нашей разведывательной организации. Я верю, что наша мощь возрастет на море, а также на суше и в воздухе, благодаря этому кораблю, который оснащен современным оборудованием, которым располагают очень немногие разведывательные службы в мире».  Эрдоган также заявил, что следующая цель MIT — занять свое место в космосе с помощью спутниковой разведки. На самом деле, у Анкары с 2016 года в космосе есть разведывательный спутник Göktürk-1, который был разработан для нужд Вооруженных сил Турции. Эрдоган, скорее всего, имел в виду новые спутниковые проекты исключительно для MIT.

STM (Savunma Teknolojileri Mühendislik) был главным подрядчиком строительства TCG Ufuk, официально идентифицированного как испытательный и учебный корабль, и строительство которого  был инициировано Управлением оборонной промышленности (SSB) в 2016 году. Строительство корабля началось в следующем году. Из-за пандемии официальная дата ввода в эксплуатацию несколько раз менялась. При общей длине 99,5 метра, максимальной ширине 14,4 метра, вместимости 110 человек, водоизмещении 2400 тонн и осадке 3,6 метра  Ufuk может принимать на борту 10-тонный вертолет и находиться в автономном плавании  в течение 45 дней без перерыва в суровых климатических и морских условиях. 194 турецкие  компании внесли свой вклад в проект, и SSB утверждает, что 70% проекта было реализовано с использованием отечественных средств и оборудования. К местным компаниям, принимавшим участие в производстве ТГК  Ufuk, относятся:

– Стамбульская военно-морская верфь (производственная площадка);

-ASELSAN (проектирование, производство и интеграция систем управления на корабле: радиолокация, связь, навигация на корабле);

-HAVELSAN (система управления боевыми действиями АДВЕНТА, система распределения корабельных данных, интегрированная информационная система корабля, система видеонаблюдения, операционная система сообщений);

-ИШБИР (бортовые генераторы);

-Anel (проектирование, поставка, производство и интеграция инфраструктуры судовых электрических систем);

-YALTES (разработка и производство интегрированной системы управления и мониторинга платформы и пультов на борту);

Турция ранее использовала еще один корабль TCG Çandarlı для сбора разведданных, но эксперты сочли судно слишком маленьким и недостаточно технологичным. Ufuk — это корвет, которому поручено собирать информацию, перехватывать сигналы и средства связи, а не корабль радиоэлектронной борьбы. Не имея оружия, которое несут военные корабли, он будет оснащен легким вооружением, чтобы защитить себя от незначительных рисков. При плавании в открытом море ожидается, что корвет будет сопровождать военный корабль.  В дополнение к Турции, Франция, Испания, Израиль и Франция имеют разведывательные корабли отечественного производства в Средиземном море. Франция направила свой разведывательный корабль «Дюпюи-де-Лом» в проливы и Черное море во время кризиса 2020 года между ЕС и Турцией, вызванного односторонним бурением природного газа Турцией в Восточном Средиземноморье, что вызвало возмущение Анкары. У Турции теперь есть разведывательный корабль, который она может в случае необходимости направить в международные воды у берегов Франции.

55.76MB | MySQL:116 | 0,502sec