О попытках нормализации отношений Германии и Марокко

С конца прошлого года в СМИ стали появляться сообщения о готовящемся потеплении отношении Берлина и Рабата, которые были разорваны весной прошлого года из-за статуса Западной Сахары. Со стороны королевства последовало заявление в твиттере, согласно которому такая вероятность продиктована транзитом власти в ФРГ, а также тем, что новая правительственная коалиция демонстрирует более конструктивный подход. Вероятно, власти Марокко взяли за основу изменения информации о стране, произошедшие на сайте МИД Германии с приходом туда нового руководителя. В частности, в соответствующем разделе было упомянуто, что североафриканское государство представляет собой «ключевого партнера» и «играет важную роль в обеспечении стабильности и устойчивого развития в регионе».

Помимо этого содействие в перезапуске отношений новому федеральному канцлеру и министру иностранных дел оказал президент Ф.В.-Штайнмайер, который в начале года позвонил королю Мухаммеду VI и пригласил его посетить Берлин. Также глава государства сделал несколько важных упоминаний, имеющих прямое отношение к практическому наполнению отношений. Во-первых, комментируя статус Западной Сахары, из-за которого, собственно, и разгорелся дипломатический скандал, он подчеркнул, что ФРГ воспринимает Марокканскую инициативу 2006 г., получившую название «План автономии» в качестве «серьезного и заслуживающего доверия усилия», а также «как хорошую основу для достижения соглашения». Наконец, Ф.-В. Штайнмаейр завил о приверженности королевства борьбе с терроризмом и отметил возможность сотрудничества для подготовки имамов, которую президент назвал «перспективным элементом, способным обуздать экстремизм».

В дальнейшем в открытых источниках стали появляться сведения о тайминге процесса восстановления межгосударственного диалога. В частности, предполагалось, что в конце января 2022 г. к исполнению обязанностей вернется посол Марокко в Германии З.Алауи, которая была назначена на этот пост осенью 2019 г.  После этого должен был стартовать зеркальный процесс с той лишь разницей, что глава германского представительства в Рабате ожидался новый. Впрочем, по сообщениям марокканских изданий, и с его кандидатурой стороны смогли достичь компромисса. Новым послом ФРГ в Марокко должен был отправиться Т.П.Цанайзен. Напрямую со стороны МИД подтверждения данной информации не последовала, хотя в беседах с журналистами германских изданий, представители ведомства отмечали, что в последнее время были сделаны новые назначения.

Несмотря на все упомянутые шаги, к концу текущей недели заявлений о выполнении первого шага в виде возобновления работы хотя бы одного из послов сделано не было. При этом стороны воздерживаются от любых комментариев на этот счет, а также от отказа следовать по пути нормализации. Как полагают эксперты в обеих странах, причиной для сдерживания усилий по восстановлению прежнего уровня контактов является то, что в реальности позиция Германии по статусу Западной Сахары не изменилась, что особенно важно в текущих условиях. Так, в конце января регион впервые посетил новый посланник ООН С. де Мистура. С его приездом связывают активизацию усилий по проведению референдума о статусе Западной Сахары. Несмотря на то, что власти Марокко, с которыми также встречался представитель ООН, дали понять, что готовы на переговоры под патронажем организации, они явно опасаются, что решения, последующие за этим, окажутся не в интересах королевства. При этом государства ЕС воспринимаются как сторонники ООН, которые способны оказывать дополнительное давление на Марокко.

В целом, определенная позитивная динамика в отношениях Берлина и Рабата присутствует, однако, характерна она для экономической сферы. В частности, внешнеторговая палата Германии отмечает восстановление мероприятий в онлайн режиме, а также предполагает, что в перспективе могут быть возобновлены проекты и личные контакты, замороженные в прошлом году. Не исключено, что именно в интересах торгово-экономических отношений при сохраняющемся расхождении политических взглядов стороны демонстрируют определенную сдержанность в адрес друг друга. У ФРГ есть дополнительный стимул не делать акцента на марокканском треке, что связано с политическим положением министра иностранных дел А.Баербок. Ранее в конце прошлого – начале нынешнего года позитивные сигналы, которых ей удалось добиться из Марокко стали восприниматься как первый дипломатический успех, обеспечить который удалось при минимальных затратах. Однако с течением времени в отношении главы внешнеполитического ведомства стало звучать все больше критики, суть которой состоит в том, что для быстрого прогресса новая коалиция готова отказаться от принципиальной позиции, затрагивающей не только региональную стабильность, но и международное право.

62.82MB | MySQL:102 | 0,479sec