Об использовании шпионской программы Pegasus от израильской компании NSO Group. Часть 5

Как отразиться шпионский скандал на суде над Биньямином Нетаньяху?

Расследование показывает, что использование программного обеспечения Pegasus, не было «локальным» и не ограничивалось несколькими случаями. Экономическое издание «Калькалист» сообщило, что полиция устанавливала шпионское ПО в телефонах крупных чиновников, менеджеров, мэров, различных общественных активистов ,руководителей протестов для инвалидов и эфиопов , а так же людей из окружения главы оппозиции Биньямина Нетаньяху. И делала это без получения судебного ордера. По мнению редакции данное ПО стало одним из самых полезных инструментов, используемых полицией для сбора разведданных.

Так были взломаны телефоны одного из ключевых свидетелей по «делу 4000», гендиректора портала Илана Йегошуа и бывшего редактора портала, а ныне гендиректора службы новостей телеканала «Решет» Авирама Эльада. Полиция получила доступ и к содержимому телефонного аппарата Ирис Алович, жены Шауля Аловича, бывшего владельца «Безек» и владельца компании Walla, являющейся одним из фигурантов «Дела 4000».

Поскольку электронная слежка, использовалась и в ходе расследования уголовных дел Нетаньяху, лидер оппозиции и его подельники объявили себя главными жертвами полицейского произвола. Их адвокаты активно используют скандал, и это вполне понятно и правомерно. По требованию адвокатов завтрашнее заседание суда отложено — процесс возобновится после того, как судьи получат от прокуратуры объяснения по поводу применения Pegasus в расследовании «дела 4000».

Изначально Окружной суд в Иерусалиме отклонил просьбу адвокатов Биньямина Нетаньяху и Шауля Аловича, являющихся фигурантами по «Делу 4000», остановить процесс на фоне публикаций о несанкционированном использовании полицией технологических средств.

7 февраля  Окружном суде возобновилось судебное разбирательство по «Делу 4000». Адвокаты Жак Хен и Боаз Бен Цур обратились к суду с просьбой остановить разбирательству до того момента пока не будут завершено хотя бы первичное изучение обстоятельств скандала вокруг использования полицией технологий для получения данных из телефонов фигурантов и свидетелей.

В свою очередь, представитель Государственной прокуратуры Йегудит Тирош заявила, что Министерство юстиции делает все возможное для того, чтобы в ближайшие 24 часа завершить изучение материалов и дать ответ на вопрос, велось ли незаконное наблюдение за кем-либо из фигурантов или свидетелей.  Судьи приняли решение, что нет оснований для замораживания судебного процесса.

Однако уже на следующий день 8 февраля Окружной суд Иерусалима отменил по просьбе прокуратуры слушания по делам против бывшего премьер-министра Биньямина Нетаньяху, назначенные на 9 февраля.

Прокуратура попросила отсрочку для расследования утверждений о том, что полиция взломала телефоны ключевых свидетелей по «Делу 4000» c помощью шпионской программы Pegasus. Суд продлил прокуратуре крайний срок ответа на эти утверждения до воскресенья, 13 февраля.

Как стало известно «Гаарец», государство еще не получило новой информации о предполагаемом взломе телефона государственного свидетеля Шломо Фильбера. «Расследование ведется на нескольких уровнях, в том числе на технологическом», — сообщили в прокуратуре.

Однако по мнению специалистов подозрение, что полиция взломала телефон Шломо Фильбера, собирая свидетельства против Нетаньяху, не окажет большого влияния на судебный процесс, несмотря на всю серьезность такого правонарушения. «В Америке после такого дело бы уже закрыли!» – возмущаются некоторые. И они правы. Однако в Израиле действует совсем другая судебная доктрина.

Израильский закон стремится уравновесить права обвиняемого с общественными интересами – в отличие от куда более радикальной концепции, принятой в судебной системе США. Поэтому в Израиле далеко не всякое доказательство, добытое незаконно, будет отвергнуто.

Опасения, что полиция могла использовать шпионское программное обеспечение, чтобы следить за телефоном Шломо Фильбера – приближенного к премьер-министру, бывшего министра связи, ставшего потом государственным свидетелем, вернуло общественную дискуссию к доктрине под названием «плоды отравленного дерева» – иначе говоря, к вопросу о том, правомочно ли использовать незаконно полученные данные в суде. О том, что шпионское ПО применяли для извлечения данных из телефона Фильбера, сообщил на прошлой неделе 13-й канал ИТВ – за несколько дней до начала показаний того в суде. Некоторые комментаторы поспешили заявить, что это разоблачение лишит обвинение доказательств из-за доктрины «плодов отравленного дерева». На самом же деле единственное, что отравлено в данном случае, – это древо общественного мнения.

Да, несанкционированный взлом телефона полицией – нарушение закона и гражданских прав. Если это имело место, следователи должны будут пойти под суд, и их надлежит выгнать из полиции. Но к делу Нетаньяху  это не имеет отношения, потому что доктрина «плодов отравленного дерева» Израилем никогда не принималась! Вместо нее местные судьи предпочитают пользоваться доктриной «дисквалификации улик». Согласно ей суд может отвергнуть доказательства, полученные с нарушением закона, если было нарушено право подсудимого на справедливое судебное разбирательство. То есть суд, рассматривая вопрос о признании доказательств неприемлемыми, должен решить, не ущемлял ли способ их получения право подсудимого на защиту в суде. Не более того.

Метод, применяемый в Израиле, наиболее распространен во всем мире, тогда как метод, применяемый в США, – исключение в международной юридической системе. Доктрина «плодов отравленного дерева» – крайне радикальный и тоталитарный подход, полностью уничтожающий все доказательства, если они были получены с нарушением закона. Большинство стран мира отрицают подобную практику, и Израиль в их числе.

Доктрина «плодов отравленного дерева» плоха тем, что наказывает общество, а преступника, напротив, освобождает от ответственности из-за огрехов полиции. Согласимся ли мы видеть, как по нашим улицах разгуливают убийцы, насильники и грабители из-за ошибок, допущенных следователями? Доверие общества к израильской полиции и без того подорвано, так захотим ли мы все расплачиваться за ее провалы? Особенно если учесть, что эти провалы во многом объясняются плохой работой министров внутренних дел по устранению системных недостатков в работе полиции, то есть немалую долю вины за них несет политическая ветвь власти – вплоть до того же Нетаньяху?

Метод, применяемый в таких ситуациях израильским судом, более взвешенный, чем американским. Суд оценит размер ущерба, который был нанесен подсудимому неправомочными действиями полиции, и лишь тогда решит, принимать полученные таким образом доказательства или нет.

Пока из-за выявления нарушений защита экс-премьера по «Делу 2000» смогла выиграть время – добиться отсрочки в рассмотрении. И использовала случившееся для атак на прокуратуру и полицию. Во вторник суд должен определить, готов ли он принимать данные улики к рассмотрению, тогда как защита будет добиваться полной дисквалификации показаний Фильбера по всему делу, и если решение окружного суда ее не устроит, то она сможет оспорить его в Высшем суде справедливости.

Подобные проволочки играют на руку Нетаньяху, пока идут переговоры о подписании сделки и признании им вины: его юристы таким образом готовят почву для переговоров с новым юридическим советником правительства Гали Баарав-Миары, которая назначена буквально на днях.

52.31MB | MySQL:103 | 0,496sec