Институт исследований национальной безопасности (INSS) провел 15-ю международную конференцию. Часть 4

Институт исследований национальной безопасности (INSS) Тель-Авивского университета 1-2 февраля с.г. провел 15-ю ежегодную международную конференцию «Время принятия важных решений». Становится традиционным выступление действующих и бывших руководителей государства на мероприятии, участниками которого являются видные эксперты из Израиля и США, а также некоторых арабских стран.

Эхуд Барак, бывший премьер-министр Израиля (1999-2001), министр обороны (2007-2013), министр иностранных дел (1995-1996), объяснил, в чем заключается опасность для Израиля в случае достижения Ираном статуса ядерного «порогового государства» и следует ли израильскому руководству к этому подготовиться.

По его мнению, «в результате почти любого исхода переговоров в Вене по возвращению великих держав к ядерному соглашению с Ираном – Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) – Иран станет ядерным пороговым государством в течение нескольких месяцев. У израильского руководства не будет иного выбора, кроме как предпринять следующие два шага: продолжать прилагать усилия, чтобы этого не произошло, главным образом посредством дипломатии, одновременно допуская, что пороговое состояние все-таки будет достигнуто».

Отвечая на вопрос, что означает «Иран как пороговое ядерное государство?», Э.Барак допустил вероятность того, что иранцам понадобится время для того, чтобы научиться обращаться с металлическим ураном. Однако необходимо понимать, что даже если Израилю ясны этапы иранской ядерной программы, ее развитие может осуществляться в небольшом по размеру помещении, и помешать иранцам в продвижении не удастся. В конце концов, Иран станет пороговым ядерным государством. Главное в этом то, что исключительно от иранского руководства будет зависеть, когда они станут обладателями ядерного оружия. В этом случае, Израиль попадает в очень сложное положение, вынуждающее его предпринимать шаги, отличные от тех, которые он делал в предыдущий период.

Для объяснения того, как именно следует действовать Израилю, Э.Барак привел пример Северной Кореи, которая создала бомбу не для разрушения Южной Кореи или разгрома американских объектов на Гуаме, а для обеспечения сохранности своего политического режима и свободы действия в регионе. «Они [Северная Корея] не применят ядерное оружие, потому что у них нет такого намерения, они не сумасшедшие. Так вот, Иран преследует такую же цель. Иранцы стремятся к получению ядерных возможностей для того, чтобы гарантированно защитить свой режим, получить иммунитет от вооруженного вторжения тех, кто хочет его свергнуть. Они достигнут своего рода стратегического баланса с Израилем, добьются всесторонней поддержки во всем, чего хотят достичь посредством прокси по всему Ближнему Востоку. Они фанатики и экстремисты, но далеко не идиоты и не сумасшедшие, не хотят вернуться в Каменный век», – сказал Э.Барак.

По его словам, «весь мир знает, что Израиль на протяжении 50 лет делал огромные вложения в подготовку к ситуации, при которой, несмотря на все усилия в рамках «доктрины Бегина», тот или иной сосед из первого или второго круга обзаведется ядерным оружием. Поэтому реальной угрозой является не запущенная в сторону Израиля бомба, а разрушение режима нераспространения ядерного оружия». Он вспомнил, как бывший турецкий премьер-министр (2014-2016) Ахмет Давутоглу сказал ему, что «у Турции не будет иного выбора, как заполучить ядерное оружие, если это сделает Иран. Египет последует их примеру, а Саудовская Аравия может даже всех опередить, наблюдая, как они пытаются не разработать, а просто купить ядерный потенциал. И в этот момент, когда произойдет разрушение режима нераспространения ядерного оружия после 75-летней гарантии защиты, каждый третьесортный диктатор в Юго-Восточной Азии, в странах к югу от Сахары или Латинской Америки, самостоятельно сможет заняться производством ядерной бомбы. С этого момента и начнется обратный отсчет».

Э.Барак упомянул профессора Гарварда Грэхема Аллисона, который в своей книге «Ядерный терроризм» описал, как террористическая организация заполучила ядерную бомбу, какая была сброшена на Хиросиму и Нагасаки. Они поместили ее в контейнер, который можно было послать в любой город, включая Ашдод. «Таким образом, – говорит Э.Барак, – необходимо быть готовыми ко всему, однако сейчас нет угрозы ядерного удара по Израилю».

Уди Декель, управляющий директор INSS, привел интервью Гади Айзенкота, в котором бывший начальник Генштаба ЦАХАЛа ссылается на Э.Барака, обозначившего «три условия, при которых Израилю придется принять решение об ударе по иранским ядерным объектам». Первое условие – наличие у Израиля способности совершить такую атаку. Второе – необходимость это сделать в отсутствие иного способа остановить иранцев. Третье – международная легитимность. В нынешней ситуации, полагает У.Декель, нет таких условий.

Э.Барак считает, что десять лет назад они были, но Израиль пытался соблюсти все сразу, тогда как одни говорили, что нет международной легитимности, а другие – возможности. Более того, в определенные периоды у Израиля были все условия, «но даже 8 членов узкого кабинета безопасности не могли достичь политического консенсуса для действий в этом направлении». «Поэтому, удар по Ирану не был нанесен по целому ряду причин, но был конкретный план, направленный на то, чтобы задержать развитие иранской ядерной программы на 2-3 года. По его словам, у Израиля была оперативная возможность для атаки по Ирану. Руководство (в лице Э.Барака, Биньямина Нетаньяху и Авигдора Либермана) полагало, что это можно было сделать при помощи Соединенных Штатов, даже если они не были согласны и не демонстрировали открытую поддержку Израилю. Вашингтон не собирался останавливать Израиль».

Он упомянул об утверждениях, что у Израиля есть возможности атаковать Иран. При этом имеются в виду совершенно разные вещи – возможность провести хирургически точную операцию против иранской ядерной программы, чтобы задержать ее продвижение на 2-3 года, и приказ самолету нанести удар по объектам на территории Ирана. Если у Израиля нет возможности для точечной операции, способной на несколько лет затормозить продвижение иранцев к ядерному статусу, он не советует действовать против их ядерной программы. Потому что в случае, если о таких шагах станет известно, они не только не остановят развитие иранской ядерной программы, но станут для Ирана источником международной легитимности для ускорения в стремлении заполучить ядерные возможности. «Иранцы заявят, что Израиль, который не подписал Договор о нераспространении ядерного оружия, будучи в глазах всего мира ядерным государством, не может атаковать их территорию и объекты ядерной программы, имеющей (как они будут утверждать) мирные цели. В этом случае, у них не остается иного выхода кроме как стать ядерной державой. Израилю будет очень сложно остановить иранцев».

Э.Барак отметил широко распространенное мнение, что 2-3 года – не очень большой отрезок времени. Такой временной лаг он объяснил следующим образом: «Когда Израиль разрушил иракский и сирийский атомные реакторы, нельзя было заявить с уверенностью, что удалось остановить развитие ядерных программ этих стран более чем на 3 года. Потому что тогда иракцы и сирийцы могли обратиться к тем, кто строил их реакторы (в одном случае, это была Франция, а в другом – Северная Корея), и предложить 50% сверх цены за риски в ходе возведения идентичного реактора в полукилометре от разрушенного. Несмотря на то, что тогда нельзя было утверждать, что иракцы и сирийцы были отброшены в своих планах на несколько лет, однако история повернулась таким образом, что их остановили навсегда. В случае с Ираном, – говорит Э.Барак, – Израиль борется с образом жизни, продиктованным действующим режимом. У нас нет конфликта с иранским народом. Но мы находимся в очень серьезном противостоянии с Ираном, злейшим и изощренным врагом, которого нельзя недооценивать, но слишком бояться тоже не стоит».

Таким образом, Израиль ведет борьбу за то, чтобы отсрочить получение иранцами ядерных возможностей. Если бы у израильского руководства был план, способный привести к отсрочке на 2-3 года, тогда был бы смысл подумать о его реализации, но если его нет – не стоит атаковать иранские объекты. Тем не менее, полагает Э.Барак, «у Израиля должна быть возможность действовать в пределах иранской территории. Даже если Израиль не хотел бы оказаться один на один в конфронтации с Ираном, в состоянии войны на истощение, которая будет вестись не только против него, но и ХАМАСа, «Хизбаллы» и других организаций в регионе, может быть в Йемене, ему нужно быть готовым к этому. Ситуация уже не может оставаться такой, как в последние годы, и у Израиля нет конкретного плана действий. Ухудшение ситуации происходит с Голанских высот; израильские военные уже наносили удары по базе Т-4, Абу-Камалю; они могли бы провести операции на территории Ирака. Может настать момент, когда придется атаковать и внутри Ирана. Поэтому к такому сценарию необходимо тщательно подготовиться, хотя и постараться не прибегать к его реализации».

Что касается палестинского вопроса, У.Декель спросил у Э.Барака по поводу адекватности такого понятия как «минимизация конфликта», и возможно ли его минимизировать таким образом, чтобы вечно поддерживать существующее положение вещей. Сам У.Декель утверждает, что это грозит Израилю скатыванием в реальность одного государства для двух народов. Он напомнил, что на протяжении многих лет INSS проводил исследования вопроса, и в 2021 г. впервые было зафиксировано снижение (ниже 50%) поддержки в обществе идеи создания двух государств в качестве оптимального решения палестино-израильского конфликта. В то же время 60% израильтян выступают за немедленное отделение от палестинцев. Он спросил Э.Барака, что возможно предпринять в отношении палестинской проблемы, если никто не верит в возможность разрешения конфликта, или их убедили в том, что это невозможно, и как остановить процесс образования одного государства.

По словам Э.Барака, сейчас неуместно об этом говорить в условиях нынешней правящей коалиции, внутрипалестинского раскола между Палестинской национальной администрацией (ПНА) и ХАМАСом, а также постоянной напряженности. Однако у Израиля должно быть понимание того, к чему он стремится – это ключевой вопрос. «Исторически складывается так, что Израиль не может быть одновременно еврейским и демократическим государством, управляя миллионами палестинцев на каждом квадратном метре в Иудее и Самарии (на Западном берегу р. Иордан). Формирование одного государства для двух народов немедленно приведет к тому, что Израиль перестанет быть еврейским. Любой здравомыслящий человек понимает, что в долгосрочной перспективе это закончится провалом сионистского проекта. За 10 лет до провозглашения Израиля Бен-Гурион размышлял над тем, какой смысл создавать государство на территории Большого Израиля, если там не будет еврейского большинства. Израильские правые политические силы на протяжении многих лет замалчивали эту проблему, даже скрывали демографическую и политическую реальность. Они утверждают, что невозможно гарантировать существование Государства Израиль с точки зрения безопасности без тотального контроля над Иудеей и Самарией, тогда как иной точки зрения придерживаются сотни различных экспертов, занимающихся вопросами обеспечения безопасности страны. Внутренняя логика такой позиции правых ведет к трансферу (населения), что нереализуемо с политической и физической точки зрения, или к апартеиду, который приведет сионистский проект к забвению с неясным концом.

Поэтому, полагает Э.Барак, как только израильское правительство будет более однородным, необходимо определить границы внутри государства, приблизительно по существующему разделительному забору. В их пределах будет проживать еврейское большинство, включая 80% поселенцев в Иудее и Самарии, будут соблюдены все израильские интересы в сфере безопасности вдоль демилитаризированного и устойчивого Палестинского государства, и Израиль будет контролировать всю необходимую для этого территорию.

Когда в Израиле будет сформировано однородное правительство, необходимо объявить о двухгосударственном принципе решения конфликта и готовности к переговорам с палестинцами, как только они для этого созреют. По словам Э.Барака, «мы постоянно обсуждаем взаимодействие с американцами, ЕС, Иорданией, Египтом и странами Персидского залива, чтобы усилить ПНА и ослабить ХАМАС, заключить соглашение на юге. Все это будет невероятно просто, если правительство объявит о поддержке двухгосударственного решения и готовности к переговорам». Нравственное превосходство, которое возрастет благодаря таким действиям, будет иметь политическую и историческую ценность. К сожалению, при нынешнем составе правительства это невозможно».

По словам У.Декеля, «большинство израильского общества понимает необходимость демографического, политического и территориального отделения от палестинцев. Но лидеры страны уходят от решения проблемы, потому что они боятся».

По поводу внутренних расколов и недостаточной сплоченности в израильском обществе, У.Декель отметил, что все поддерживают демократию, но каждый описывает ее по-своему. В этой связи он спросил Э.Барака, возможно ли вернуться к единству целей, которое когда-то было присуще Израилю? Более того, сейчас в стране раздаются призывы к созданию народных милиций для защиты от арабов, т.к. полиция и пограничные силы не могу уже защитить еврейское население.

По словам Э.Барака, государственная власть над гражданами – жизненно важное условие существования для каждого нормального государства. Монополия на насилие, владение оружием, принуждение к поведению принадлежит исключительно государству, и это правило необходимо установить железной рукой в каждом уголке страны. Экстремисты со всех политических сторон и из разных групп населения не должны иметь возможность определять развитие государства. Ситуация в стране ухудшалась на протяжении последних лет. К нынешнему плачевному состоянию привел процесс «темной националистической идентичности», своего рода «дремучий национализм», единение на основе ненависти к другим, в т.ч. инакомыслящим. Для исправления существующего положения вещей необходим долгий процесс, прежде всего, в сфере образования и просвещения.

Несмотря на все проблемы, Э.Барак оптимист, он призывает не забывать о том, что Израиль – самое сильное в военном отношении государство на Ближнем Востоке. Сейчас еврейское государство обладает такими стратегическими возможностями, о которых неизвестно широкой общественности. Например, Израиль – хоть и не самая сильная экономика, но он трансформировался от «нации стартапов до нации интенсивного роста» (scale-up nation). Израиль, несмотря на свои размеры, на третьем месте после США и Китая по количеству единорогов, частных компаний со стоимостью более 1 млрд долларов. Израиль обладает преимуществами в технологиях и качестве. Все это благодаря, в том числе, американской помощи, поддержанию израильского военного качественного преимущества в регионе. «Если грамотно вести себя с американцами и еврейской диаспорой в США, они всегда поддержат Израиль и обеспечат ему дипломатическую поддержку во всем мире».

В завершении Э.Барак определил 4 принципа, которые разделяют 80% израильтян: обеспечение безопасности; прежде всего нераздельность народа, а потом единство страны; Декларация независимости Израиля как основа ценностей и будущей конституции; достижения страны – достижения народа, которые должны ему принадлежать. В качестве примера он привел Финляндию, Нидерланды, Данию и Великобританию[i].

[i] Interview. Lt. Gen. (ret.) Ehud Barak, former Prime Minister of Israel: Where is Israel Headed? https://www.inss.org.il/february-2-2022/

62.86MB | MySQL:102 | 0,631sec