Турецкий фашизм в европейских мечетях – реальная угроза

Пока курс турецкой лиры продолжал падать практически весь 2021 год, влияние Турции и лично ее президента Реджепа Тайипа Эрдогана в мусульманских общинах Европы не только не снижалось, но продолжало расти. При этом основной стимулирующий фактор в обоих процессах по сути один и тот же – словесные (преимущественно) интервенции турецкого президента. «Длившаяся веками эпоха гегемонии Запада закончилась», – провозгласил бессменный турецкий лидер в конце 2021 г. и практически в тот же момент Центральная мечеть Кельна, открывал которую в 2018 г. лично Эрдоган, получила право по пятницам осуществлять призыв верующих на намаз через свои громкоговорители. Совпадение? Почти наверняка. Однако независимо от этого колоссальную роль президента Турции в стремительном укреплении позиций ислама (или, скорее, его турецкой версии) в Европе в последние десятилетия сегодня невозможно недооценивать. Впрочем, это же касается и распространения влияния и укрепления позиций различных радикальных течений и группировок, считающих, что они действуют во имя ислама и/или интересов Турции.

Одним из первых в этом списке идёт пантюркистское ультраправое движение, изначально (с конца 1960-х) известное как «Идеалисты», а сегодня почти повсеместно преимущественно под своим неофициальным названием «Бозкурт» или «Серые волки». Идеология и методы движения любым адекватным законодательством едва ли могут быть квалифицированы как-то иначе, чем экстремистские и террористические, а турецкий историк Фатих Ясли (Fatih Yasli) прямо называет поднятую «волками» на щит идеологию туранизма/пантюркизма турецким фашизмом в книге «Наша ненависть – наша религия. Исследование турецкого фашизма» (Our Hate is our Religion. A Study on Turkist Fascism).

Тем не менее, Партия националистического движения (ПНД), боевым крылом которой по сути являются «Серые волки», прямо сейчас – ближайший политический союзник Партии справедливости и развития, возглавляемой Эрдоганом. А сам турецкий лидер (или, может быть, тут уместнее было бы сказать фюрер?) вместе с текущим главой ПНД Девлетом Бахчели без проблем фотографируется на фоне карты «великого Турана», государства-идеала пантюркистов в границах от Европы до Тихого океана (17 ноября 2021 г. перед совещанием в президентском дворце). В то же время неофициальность названия позволяет турецким политикам попросту отрицать существование ультраправого движения в принципе.

Так поступило министерство иностранных дел Турции ещё в ноябре 2020 г., заявив в своем пресс-релизе по поводу запрещения движения во Франции (после осквернения протурецкими надписями мемориала геноцида армян в пригороде Лиона) буквально следующее: «Хорошо известно, что движения «Серые волки», о роспуске которого (на территории страны) сегодня объявило правительство Франции, не существует. Попытки прибегнуть к мнимым решениям, предполагающим существование такого движения, ссылаясь на действия неких отдельных личностей, отражают новейшую противоречивую психологию, в которой живет эта страна. С другой стороны, даже предпринимая действия в отношении этого мнимого образования, недопустимо запрещать символику, широко используемую во многих странах и не имеющую противоправных аспектов… Это решение также показывает, что французское правительство полностью стало заложником армянских кругов».

В «заложники» к т.н. «армянским кругам» французское правительство попало в основном по двум причинам. Во-первых, потому что в отличие от Турции, прямо или опосредованно преследующей на своей территории представителей курдского и других этнических меньшинств, пытается такие меньшинства хоть как-то защищать. А во-вторых потому, что для «Серых волков» геноцид армян – это не исторический вопрос столетней давности, а вполне себе пункт текущей повседневной повестки и неотъемлемая часть идеологии. Более чем отчётливо это проявилось на улицах того же французского Лиона опять-таки в период конфликта в Нагорном Карабахе-2020. Тогда сотни турецких националистов устроили на улицах города практически факельное шествие, выкрикивая «Аллах акбар» и «где вы, армяне». Реакция же турецкого МИДа на французское решение о запрете «Серых волков» недвусмысленно показывает, что и турецким политикам и официальным лицам подобные взгляды совсем не чужды, ведь вполне очевидно, что не защити тогда Пятая республика свои «армянские круги», сегодня эти «круги» были бы просто вырезаны турецкими «идеалистами», тем более что в истории этого движения более чем достаточно примеров терроризма с этнической подоплекой.

То, что «Серые волки» не фикция и не выдумка, самой широкой общественности должно быть понятно благодаря тому, что угрозой это движение считают не только во Франции, но, например, в США, Германии и Евросоюзе в целом. Так, в конце 2021 г. конгресс США принял поправку к Закону о государственной обороне на 2022-й финансовый год (NDAA), которая может повлиять на правовой статус «Серых волков» в североамериканской стране. Поправка, внесенная конгрессменом Диной Титус, требует, чтобы Государственный департамент направил в Конгресс отчет о деятельности «Серых волков» против Соединенных Штатов и их союзников, включающий оценку того, соответствуют ли «Серые волки» критериям признания иностранной террористической организацией.

Параллельно с французским правительством осенью 2020 г. члены Европарламента, входящие в группу «Идентичность и демократия», предложили включить «Серых волков» в список террористических организаций Европейского союза, заявив, что Европейский парламент «осуждает насильственные действия и идеологию «Серых волков», чье растущее влияние представляет угрозу миру во всем мире и в Европе». В ноябре того же года парламент Германии принял предложение, призывающее правительство объявить филиалы движения вне закона, прекратить ее онлайн-агитацию и ввести контроль за ее деятельностью. По мнению депутата от германской Партии зеленых Джема Оздемира, движение является крупнейшей правой экстремистской организацией в Германии, насчитывающей до 20 000 членов. По данным внутренней разведки Германии, крупнейшей зонтичной организацией «Серых волков» является ADÜTF (Федерация демократических идеалистических турецких ассоциаций Германии), насчитывающая около 170 ассоциаций и 7000 членов. Оздемир полагает, что «Серые волки» несут ответственность за сотни убийств в Турции, но не ограничивают свою деятельность этой страной.

Однако едва ли подобные усилия европейских политиков и даже полный запрет деятельности движения на территории Евросоюза принесут хоть какие-то плоды в обозримом будущем. По одной простой причине: члены движения «Серые волки» (впрочем, как и представители многих других радикальных, экстремистских и террористических организаций) – всегда и в любых условиях желанные гости в многочисленных мечетях, которые сотнями на территории Европы в последние пару десятилетий строит (посредством финансирования такого строительства) Турецко-исламский союз по вопросам религии (DITIB), и самые крупные из которых (вроде кельнской) открывал лично Реджеп Тайип Эрдоган.

И тут европейские власти, кажется, совсем не отдают себе отчёт в том, что происходит прямо на их глазах. Потому что взаимодействовать просто с исламом на европейской территории (особенно если за этим исламом не стоит мощное финансирование какой-либо ближневосточной страны) – это одно. И совсем другое – иметь дело с «исламом», в который как в троянского коня упакована ультраправая экстремистская и фашистская по сути идеология доминирования одного этноса на континенте. Что же касается самих «Серых волков», то им на руку сегодня играет и общая конъюнктура отношений европейских политиков с мусульманами континента, хорошо просматривающаяся как раз на примере Германии.

Так, благодаря стараниям все того же DITIB, очень символичное событие произошло в немецком Аахене, некогда известном своим готическим собором и историческим статусом столицы Франкского государства. Теперь же этот курортный город как минимум в земле Северный Рейн — Вестфалия будет куда больше известен тем, что в нем есть «Площадь мечети» (Moscheeplatz), появившаяся там в результате соглашения между мэром города Марселем Филиппом и DITIB. К мечетям в Германии в последнее время вообще приковано повышенное внимание общественности и СМИ. Связано это с тем, что хотя далеко не все мечети в Германии и в Европе вообще сегодня строятся с минерами (при отсутствии формальных юридических запретов, за исключением Швейцарии), все больше германских мечетей подобно кельнской получают право на призыв верующих к намазу через громкоговорители. И это обстоятельство предсказуемо порождает в обществе дискуссии о том, насколько это вообще уместно.

«Будет ли призыв муэдзина слышен по всей Германии»? – задаётся вопросом одна из популярных немецких газет Bild в материале от 13 октября 2021 г. Власти Кельна, Мюнхена, Франкфурта, Ганновера и других крупнейших городов страны на этот вопрос отвечают уверенное «да», выдав разрешения осуществлять такой призыв десяткам мечетей, мотивируя это тем, что, как выразились политики Ганновера, «призыв муэдзина не требует одобрения, ведь это, как звон церковных колоколов, свободная религиозная практика, защищённая конституцией». Противники данного решения возражают, что сравнивать звон колоколов и призыв муэдзина в корне неверно. «Колокола — это сигнал без слов, который также помогает определить время. Но муэдзин восклицает: «Аллах велик!» и «Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха». Это большая разница», – пишет журналист Даниэль Кремер в Bild.

Профессор этнологии Сьюзан Шретер из франкфуртского Университета Гете считает, что европейские мусульмане рассматривают призыв муэдзина как «триумф сильного ислама над слабым христианством». А бывший президент конституционного суда земли Северный Рейн — Вестфалия Михаэль Бертрам в этом контексте говорит о «политическом триумфе турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана». Швейцарская Neue Zürcher Zeitung, старейшее немецкоязычное издание в Европе, добавляет, что «вся история Центральной мечети Кельна свидетельствует о наивности немецких властей в отношениях с исламскими организациями»: «Перед началом строительства Турецкая ассоциация пообещала тогдашнему мэру Кельна Фрицу Шрамме, что проповеди будут проходить на немецком языке и что мечеть станет местом встречи представителей разных религий. Бывшего мэра, одного из крупнейших спонсоров мечети, на инаугурацию не пригласили. Он предполагал, что будет построено место для межкультурных встреч, в котором ислам проповедовался бы на немецком языке. (Но) в духе (политики) Эрдогана был создан исламистский националистический центр. После этой истории очевидно, что все, кто думает, будто муэдзин остановится через пять минут, просто живут в мире сказок».

Что же касается турецкого национализма и пантюркизма в мечетях, то большинство мечетей, получивших разрешение на призыв муэдзина через громкоговорители, контролируется (вот так сюрприз!) все тем же Турецко-исламским союзом по вопросам религии, а, значит, в конечном итоге, подобный призыв, хотя и имеющий религиозную подоплеку, едва ли сильно отличается по смыслу и посылу от призыва, который обращают к своим сторонникам «Серые волки». Смысл этого призыва пантюркистских «идеалистов» в его крайней, идиллически-националистической форме – построение «великого Турана», от океана до океана, любыми способами и не считаясь со средствами и возможными жертвами. Само собой, с радикальной, туранистской версией ислама в качестве единственной религии и социально-политической идеологии. Сегодня только в одной Германии этот призыв из громкоговорителей во всех крупных городах каждый день слушают миллионы европейцев.

62.88MB | MySQL:102 | 0,634sec