Институт исследований национальной безопасности (INSS) провел 15-ю международную конференцию. Часть 6

Институт исследований национальной безопасности (INSS) Тель-Авивского университета 1-2 февраля с.г. провел 15-ю ежегодную международную конференцию «Время принятия важных решений». Становится традиционным выступление действующих и бывших руководителей государства на мероприятии, участниками которого являются видные эксперты из Израиля и США, а также некоторых арабских стран.

Сима Шайн, старший научный сотрудник INSS, провела панель на тему «Иранская угроза и ядерные переговоры в Вене», в которой приняли участие экс-сенатор Джозеф И. Либерман, председатель UANI (United against nuclear Iran – «некоммерческой и беспристрастной политической организации, созданной для борьбы с угрозами, исходящими от Исламской Республики Иран»); генерал-майор (в отставке) Амос Ядлин, старший научный сотрудник Центра им. Белфера Гарвардской школы им. Кеннеди, бывший директор разведывательного управления Министерства обороны Израиля, принимал участие в израильской операции по нанесению удара по иракскому ядерному реактору; посол Цви Маген, старший научный сотрудник INSS; д-р Эбтесам Аль Кетби, президент Эмиратского центра политики (EPC).

С.Шайн задала участникам вопрос относительно того, какого рода соглашение с Ираном может быть заключено по результатам переговоров в Вене и чего от него ожидать региону в свете попыток США, Израиля и других региональных акторов, направленных на то, чтобы не позволить иранцам заниматься обогащением урана.

По мнению Дж.Либермана, есть два варианта развития ситуации по результатам переговоров в Вене. Это провал переговорного процесса или возвращение к тому, что он называет «в любом случае плохим соглашением» с Ираном. Поэтому для него предпочтительным является отсутствие какой-либо «ядерной сделки» с Тегераном. Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), заключенный при администрации Барака Обамы, был ошибкой, позволившей иранцам угрожать США и их союзникам в регионе. По его словам, «США – супердержава, намного сильнее Ирана, а иранцы даже не захотели сесть с американцами за стол переговоров, вынудив европейцев выступить в качестве посредников в передаче сообщений между делегациями». Поэтому он предсказывает и лично предпочитает, чтобы эти переговоры закончились ничем.

«До СВПД в США была мощная двухпартийная поддержка жесткой линии в отношении Ирана. Сегодня серьезные разногласия вредят Америке не только внутри, но и на международной арене, однако двухпартийная позиция будет еще жестче, поскольку республиканцы очень негативно настроены против Ирана, а кадровые дипломаты, участвующие в переговорном процессе также возмущены поведением иранцев», – говорит Дж.Либерман. Он надеется, что их сигналы дойдут до госсекретаря США Энтони Блинкена и самого Байдена.

Что касается позиции России, Цви Маген напомнил, что Тегеран и Москва являются хорошими партнерами во многих областях двухсторонних отношений, включая ситуацию на Ближнем Востоке и в целом на международной арене. Тем не менее, Россия никогда не поддерживала идею превращения Ирана в ядерную державу, более того, принимала активные меры по предотвращению подобных попыток со стороны иранского руководства. Россия является влиятельнейшей стороной в СВПД, который она рассматривает в качестве единственной возможности сдержать развитие иранской ядерной программы, не позволить иранцам обогащать уран до 90%. С другой стороны, Москва поддерживает право Ирана развивать гражданскую ядерную программу, а также его ракетную и космическую программу. Позиция русских заключается в том, что поведение иранцев является реакцией на действия США, их попыткой улучшить свое положение в мире.

Эбтесам Аль Кетби подчеркнула необходимость более широкого подхода к соглашению с Ираном, которое будет учитывать не только развитие им ядерных технологий, но и поведение в регионе, а также ракетную программу. По ее словам, Иран создает напряженную ситуацию в регионе, все более продвигается в своей ядерной программе с целью получения больших уступок от Запада.  Западные страны, в свою очередь, уже больше не считают, что СВПД будет достаточно для того, чтобы остановить иранскую ядерную программу. В любом случае, серьезные разногласия сторон в итоге приведут к разрушению достигнутых договоренностей. Она отметила, что региональные акторы также хотят участвовать в переговорах с иранцами за рамками их ядерной программы, чтобы гарантировать учет своих интересов. По ее словам, региональные державы заинтересованы в том, чтобы санкционный режим против Ирана усиливался и у него не было возможности финансировать своих прокси, которые действует против союзников США.

Э. Аль Кетби предлагает создать финансовый механизм для того, чтобы склонить Иран к региональному диалогу. Сейчас его внутренние проблемы и экономическая ситуация очень серьезная, что заставляет Тегеран обращаться к России и Китаю, которые используют это для усиления своего присутствия в регионе, выходящее за рамки экономических проектов. Такие угрозы, говорит она, «заставляют страны Персидского залива задуматься над тем, продолжить ли им ориентироваться на своих западных стратегических союзников, или обратить взоры на восток».

Если переговоры в Вене закончатся ничем, Дж.Либерман надеется, что Байден обратиться ко всем конгрессменам с предложением совместно обсудить дальнейшие шаги Вашингтона. Он также согласен с тем, что необходимо учитывать опасения стран Персидского залива. Если переговоры не закончатся заключением ядерной сделки, необходимо усилить экономическое давление на Иран, особенно, что касается его торговли нефтью, прежде всего, с Китаем. «США до сих пор ничего не предприняли по этому поводу, видимо, из-за опасения осложнить отношения с Пекином. Однако они и так уже испорчены. Так не должно продолжаться. США также должны отслеживать развитие иранской ядерной программы, и если будет достигнут уровень обогащения урана, достаточный для создания оружия, Вашингтон должен вместе со своими союзниками принять решение о нанесении ударов по иранским ядерным объектам». Он вспомнил, как ему несколько лет назад сказали в Израиле, что Иран примет решение о сворачивании своей ядерной программы только в том случае, если поймет, что ее продолжение приведет  к уничтожению существующего режима. «Поэтому в случае провала переговоров в Вене необходимо будет продолжать удушение иранцев и держать наготове военный вариант решения проблемы», – полагает Дж.Либерман.

По мнению Ц.Магена, если переговоры в Вене провалятся, это будет большая проблема для международной системы безопасности. Россия в этой ситуации вместе с другими членами международного сообщества сделает все от нее зависящее, чтобы достичь приемлемого соглашения по иранской ядерной  программе, не оставит эту проблему нерешенной. Москва постарается создать новые рамки для продолжения переговорного процесса.

Что касается региона, то в случае отсутствия соглашения, Иран, по словам Аль Кетби, «бесспорно станет ядерной державой», «иранцев ничего не остановит». «Конечно, они хотят снятия санкций, в том числе для того, чтобы продолжать использовать своих прокси в регионе. Поэтому страны Персидского залива выступают за их ужесточение. Она привела в пример предыдущего президента США Дональда Трампа, который ввел санкционный режим против Корпуса стражей исламской революции, что привело к финансовому банкротству «Хизбаллы»; организации нечем было платить своим бойцам. В любом случае, по ее словам, «иранцы мало чего теряют, т.к. занимаются контрабандой».

Аль Кетби задала встречный вопрос – есть ли у США, которые ведут переговоры в Вене, «план Б»? Что они собираются предпринять в случае их провала? По ее словам, «план Б» Объединенных Арабских Эмиратов зависит от их союзников – США, Китая и России. Она отметила, что атака иранских прокси на нефтяные объекты ОАЭ и Саудовской Аравии – не только удар по этим странам, а по всему международному сообществу, куда идет экспорт сырья.

Амос Ядлин с позиции Израиля отметил, что прошел год с того момента, как сменилось руководство в США, Израиле и Иране. Главное изменение произошло в Вашингтоне, который в решении иранской проблемы решил вернуться к дипломатии, причем сделал это таким образом, что Израиль не может принимать участие в переговорном процессе, потому что ведение переговоров с иранцами требует наличие определенных рычагов воздействия. Другое изменение заключается в продвижении амбициозного плана заключить более удачную ядерную сделку – «на более длительный период и надежных условиях». В принципе, полагает А.Ядлин, «идея хорошая, но не реальная. Иранцы почувствовали, что нынешняя администрация стремится заключить соглашение, тогда как в последний год пребывания Трампа в Белом доме они были запуганы убийством Сулеймани и не могли ничего предпринять. После прихода администрации Байдена, Иран стал продвигаться по всем параметрам, прежде всего, в ядерной программе, заполучив достаточно материала для создания первой бомбы. Они также активизировались в регионе – против американцев в Ираке, Сирии, американских союзников, таких как ОАЭ и Израиль. Таким образом, иранцы получили много рычагов давления в ходе переговоров».

А.Ядлин видит два варианта развития ситуации в Вене и оба, на его взгляд, для Израиля проблематичны. Если произойдет возвращение к СВПД 2015 года, соглашение будет менее эффективным, поскольку Иран усовершенствовал центрифуги, продвинулся в технологиях, и приближается окончание действия его пунктов. Таким образом, этот вариант не подходит.

Другой сценарий развития ситуации – постепенно, теми или иными способами пытаться остановить Иран в его продвижении к ядерной бомбе. Но это опасный вариант, т.к. может позволить Ирану приблизиться к пороговому ядерному состоянию и получить огромные средства, которые  дадут возможность финансировать враждебную деятельность в регионе. Поэтому, полагает эксперт, варианты с заключением соглашения не подходят Израилю.

Ситуация отсутствия ядерной сделки должна предполагать наличие «плана Б», согласно которому США и Израиль будут готовы не к бомбежке иранских объектов, а к другому дипломатическому процессу. Исходя из того, что антииранские санкции уже введены, успех нового процесса будет зависеть от того, удастся ли американцам убедить ЕС, Россию и Китай присоединиться к ним в большем давлении на Иран. Если европейцев при умном подходе можно будет убедить, то сложно представить, как США дипломатическими методами смогут склонить к сотрудничеству Россию и Китай, особенно в условиях одновременно двух кризисов – на Украине и Тайване. Таким образом, к провалу переговоров в Вене нужно быть готовыми, вооружившись «планом Б».

По словам израильского эксперта, иранская разведка и руководство знают, что американцы могут разрушить ядерную программу Ирана, но у них нет желания. Израиль хочет это сделать, но у него нет возможности, а значит, Тегерану по этому поводу можно не переживать.

А.Ядлин полагает, что действующий премьер-министр Израиля Нафтали Беннет избегает ошибки своего предшественника Биньямина Нетаньяху в 2015 г. и не бросает публично вызов президенту США по поводу Ирана. Н.Беннет отправился на встречу с Байденом, который официально заявил, что пока он у власти, не позволит иранцам заполучить ядерное оружие. Однако оба лидера не представили миру свой «план Б». В этой ситуации А.Ядлин советует США и Израилю хотя бы на экспертном уровне разработать варианты действий на тот или иной исход переговоров в Вене, чтобы усилить позиции Израиля, если Иран перейдет «красные линии», которые были очерчены совместно Вашингтоном и Иерусалимом.

Не менее важно, полагает А.Ядлин, чтобы любая новая ядерная сделка с Ираном не была отделена от его враждебной политики в регионе, дабы избежать ошибки 2016 г., когда Обама предоставил иранцам свободу действий в обмен на СВПД. США и Израиль, а также американские союзники в регионе должны заключить оборонительные договоры, защищающие их от Ирана. Тем более что после ракетных атак иранских прокси по ОАЭ и Саудовской Аравии у этих стран есть все возможности и законные основания для заключения такого оборонительного союза против Ирана вне зависимости от состояния его ядерной программы.

В конце концов, говорит А.Ядлин, «Израиль не против соглашения с Ираном, но против плохого соглашения». Каждому, кто выступает за дипломатическое разрешение иранской проблемы, он советует учитывать, что любя сделка не будет эффективной без наличия хорошо продуманного и надежного «плана Б» на случай ее нарушения.

Эксперт отметил, что в США и Израиле по-разному оценивают развитие ситуации после уничтожения иранской ядерной программы военным путем. В Америке полагают, что после этого в регионе начнется война, или Третья мировая война. В Израиле же исходят из другого опыта. В 1981 г. в Ираке и в 2007 г. в Сирии была реализована «доктрина Бегина» (предполагающая уничтожение Израилем ОМУ и ядерных программ потенциально враждебных государств). Сюда же А.Ядлин добавил убийство Касема Сулеймани, после которого 99 из 100 экспертов в США говорили о начале войны. В реальности этого не произошло. Таким образом, «Израиль обладает искусством применять дипломатию в сочетании с точечными военными операциями, что позволяет решать задачи, не доводя ситуацию до полномасштабной войны», – заключил А.Ядлин[i].

[i] INSS 15th Annual International Conference. https://www.inss.org.il/february-2-2022/

62.95MB | MySQL:105 | 0,812sec