О критике решения президента США Дж.Байдена относительно распределения валютных резервов Афганистана

Решение президента США Джо Байдена о распределении 7 млрд долларов афганских валютных резервов вызвало гневные упреки со стороны критиков как внутри Афганистана, так и за его пределами. Хотя в рамках этой меры потенциально высвобождается 3,5 млрд долларов для преодоления гуманитарного кризиса в стране, другая половина останется в США и с высокой долей вероятности будет распределена среди родственников жертв терактов 11 сентября 2001 г. при условии соответствующего судебного решения. Указ Байдена встретил незамедлительное осуждение со стороны радикального исламистского движения «Талибан» (запрещено в РФ), руководство которого в очередной раз озвучило требования о немедленном освобождении всех резервов Центрального банка бывшего афганского правительства, хранившихся за границей. Вместе с тем талибы обвинили США в демонстрации «самого низкого уровня человеческого и морального разложения страны и нации». Другие представители зарубежных политических кругов, многие из которых не симпатизируют талибам, сравнили решение Байдена с воровством и назвали его «аморальным и бесчеловечным». Представители ООН в Афганистане призвали полностью высвободить резервы, вложив как можно больше афганских средств в экономику страны. Белый дом оправдал этот шаг, заявив, что он «предоставит доступ к средствам народу Афганистана, не давая им попасть в руки талибов и злоумышленников». Несмотря на то, что заявления Байдена встретили шквал критики, в данный момент политика США действительно выходит из многомесячного тупика, вызванного сомнениями по поводу целесообразности размораживания средств после захвата Афганистана талибами. Однако каким бы ни было окончательное решение, вряд ли оно устроит всех участников конфликта. В первую очередь вызывает вопросы судебный иск по делу 11 сентября. Несмотря на то, что «Талибан» был союзником «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) во время терактов, валютные резервы Афганистана не были созданы талибами и не принадлежали им, а на момент 2001 года их вовсе не существовало в таком объеме. И, хотя окончательная судьба замороженных резервов по-прежнему зависит от решения суда, решение Байдена способно принести талибам моральное удовлетворение, а также позволит выставить США козлом отпущения, ответственным за ухудшение гуманитарной ситуации в Афганистане. В то же время вызывает вопросы перспектива полного высвобождения средств и их перенаправления на оплату гуманитарной помощи и зарплаты бюджетникам. Золотовалютные резервы Афганистана в полной мере не заменят гуманитарную помощь, и они не должны использоваться для финансирования государственных расходов или проектов: в соответствии с Законом о Центральном банке Афганистана, они должны поддерживаться на уровне, достаточном для обеспечения макроэкономической и ценовой стабильности. По словам бывшего управляющего Центрального банка Афганистана Абдула Кадира Фитрата, за последние 20 лет государство неуклонно увеличивало свои валютные резервы с 500 млн долларов в 2002 году до 9,1 млрд долларов сегодня. Перераспределение этих средств в гуманитарный сектор может обеспечить краткосрочное облегчение, но быстрое истощение валютных резервов страны может дестабилизировать ее и без того хрупкую национальную валюту, вызвать инфляцию и усугубить экономические проблемы афганских граждан. По этой причине донорам целесообразно воздержаться от поддержки более амбициозных предложений по покрытию операционных расходов афганского государства, включая заработную плату в государственном секторе. За первые три месяца после захвата Афганистана талибы получили около 400 млн долларов дохода, что достаточно для покрытия этих расходов – даже без учета дополнительных доходов, получаемых талибами от неофициальной экономической деятельности, включающей наркотрафик и незаконную добычу полезных ископаемых. Тем не менее, государственные службы по-прежнему испытывают острую нехватку средств, а большинству афганских бюджетников месяцами не выплачивается заработная плата. Получить достоверную информацию о расходе талибами бюджетных средств невозможно, так как руководство движения не предоставляло отчетности о расходах за последние шесть месяцев, но разумно предположить, что большая их часть была направлена в сектор безопасности, включая компенсации семьям террористов-смертников. Неудивительно, что «Талибан» до сих пор не стремился финансировать заработную плату многих государственных служащих, учитывая готовность международных доноров оказывать поддержку в данном вопросе. Доноры могут полагать, что страхование расходов на общественные услуги даст им возможность влиять на политику талибов в некоторых областях, что в действительности очень маловероятно. Также неясно, каким образом на этот раз доноры планируют усилить мониторинг и избежать таких проблем как выплаты подставным лицам. Тем не менее, мировое сообщество может сделать многое, чтобы помочь улучшить разрушительную ситуацию в Афганистане. Международные организации должны продолжать распределять гуманитарную помощь на безоговорочной основе и по мере необходимости оказывать  дополнительную экстренную поддержку в проведении государственных операций в таких сферах как здравоохранение. Осуществление программ помощи мирному населению, таких как разминирование и вакцинация от полиомиелита, продолжится в любом случае, но доноры должны дать понять талибам, что финансирование основных оперативных расходов государства является обязанностью правительства. В любом случае, пока не появится больше уверенности в долгосрочности и стабильности нынешнего режима, наиболее разумным вариантом является сохранение большей части резервов Афганистана за границей. Если истцы по делу 11 сентября выиграют дело, США должны гарантировать, что они компенсируют потерянные средства дополнительными вложениями в золотовалютные резервы Афганистана. Это, вероятно, единственный способ, с помощью которого администрация Байдена может восстановить моральное превосходство и положить конец назревшей проблеме.

52.37MB | MySQL:103 | 0,581sec