Об экономической политике президента Турции Р.Т.Эрдогана

Годовой уровень инфляции в Турции достиг двухдесятилетнего максимума в феврале, когда правительство снизило процентные ставки, показали 4 марта данные статистического агентства страны. Согласно им, в то время как потребительские цены выросли на 4,8 % инфляция достигла 54,4%.  Это полностью перекрыло прогнозы всех международных рейтинговых агентств и иностранных инвесторов, которые ожидали, что в этом году она может достичь 26% в годовом исчислении, а  Goldman Sachs спрогнозировал,  что инфляция достигнет 40% к середине 2022 года.  Турецкая лира остается в целом стабильной с начала года — несмотря на потерю 44% своей стоимости по отношению к доллару в 2021 году – и с тех пор как Центральный банк Турции снизил свою процентную ставку, несмотря на стремительный рост инфляции, в соответствии с нетрадиционной экономической политикой президента Р.Т.Эрдогана. Инфляция выросла во всем мире отчасти из-за финансовой политики, принятой в результате пандемии коронавируса, но эти проблемы, по-видимому, усугубились для Турции неортодоксальным экономическим подходом Эрдогана, который отвергает идею о том, что с инфляцией следует бороться путем повышения первичных процентных ставок. Вопреки общепринятому экономическому мышлению, президент Турции считает, что это приводит к еще большему росту цен. Оппозиционеры и некоторые экономисты считают, что официальные данные властей преуменьшают реальность ситуации в силу необъективности статистики. Но Эрдоган как раз сменил главу государственного агентства статистики (TUIK) Саита Эрдала Динсера  в январе, поскольку был недоволен опубликованной им «завышенной» статистикой инфляции. Если конкретнее, то имеется в виду цифры, согласно которым годовой уровень инфляции тогда достиг 19-летнего максимума в 36,1%. Эрдоган тогда раскритиковал TUIK  в частном порядке за публикацию данных, которые, по его мнению, преувеличивают масштабы экономических проблем Турции. При этом турецкий президент тогда никак не объяснил свое решение назначить новым главой TUIK Эрхана Четинкая, который занимал пост заместителя председателя банковского регулятора Турции. TUIK отверг обвинения во вмешательстве в официальные данные, но исследователи начали альтернативные расчеты инфляции. В феврале Эрдоган объявил, что снизит налог на добавленную стоимость с 8% до 1%, чтобы снизить уровень инфляции, а также призвал компании снизить цены, чтобы отразить эти изменения.

В прошлом месяце американская кредитная рейтинговая компания Fitch Ratings понизила рейтинг долга Турции с BB — до B+ с негативным прогнозом, сославшись на высокую инфляцию и отсутствие доверия к чиновникам, которые должны  изменить экономические перспективы страны. Рост стоимости жизни стал значительным источником общественного недовольства в Турции, и является основной «головной болью» для Эрдогана, который стремится победить на президентских выборах в следующем году. За год цены на муку подскочили на 300%, в то время как на другие основные товары, такие как молоко и сыр, цены выросли на 47% из-за роста издержек.  Несмотря на это, турецкий президент продолжает настаивать на том, что более низкие процентные ставки будут полезны для экономики его страны, и утверждает, что необходимо терпение, чтобы увидеть результаты этой новой, неизведанной и противоречивой политики. В качестве главного довода он указывает, что с  августа ЦБ снизил свою процентную ставку на 500 базисных пунктов, с 19% до 14%, а между тем экспорт подскочил на 33% достигнув 21,5 млрд долларов, в то время как профицит счета текущих операций в октябре составил 3,16 млрд долларов.

Президент Турции в этой ситуации делает  ставку именно на экономический рост и увеличение объемов экспорта и доходы от туризма, что должно перекрыть все «минусы» от роста инфляции, что собственно вытекает  из презентации, представленной ему и написанной его главным экономическим советником Джемилем Эртемом. Презентация «Новая экономическая модель: причины и ее преимущества», которая была представлена в декабре прошлого года, посвящена хроническим экономическим проблемам, с которыми Турция столкнулась за последние несколько десятилетий, вызванным высокими затратами по займам и более низкими обменными курсами. Главный посыл — экономическая независимость. Эртем снова и снова подчеркивает, что невозможно быть экономически независимым, проводя финансовую политику, основанную на высоких процентных ставках или рекомендациях Международного валютного фонда. Эксперт утверждает, что политика высоких процентных ставок вызвала порочный круг низкого экспорта, более низкой занятости, высокого импорта, растущего внешнего долга и зависимости, что снова требует более высоких процентных ставок, завершая полный круг. «В результате страна демонстрирует высокий дефицит текущего счета и зависит от краткосрочных притоков горячих денег и увеличения внешнего долга. Эта экономическая модель, из-за своей внешней зависимости, закладывает почву для экономических атак», — говорится в презентации.

52.27MB | MySQL:103 | 0,577sec