Израиль: утвержден десятилетний план эвакуации предпритий нефтехимической отрасли из Хайфского залива

Более двух лет в Израиле продолжались дебаты по вопросу о ликвидации всех нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий в зоне Хайфского залива. Несмотря на сложную экологическую ситуацию в районе, а так же большую вероятность эприродных катастроф в случае военных действий или человеческой ошибки противниками данного проекта, наряду с владельцами предприятий, выступали и ряд государственных структур. В первую очередь это Министерство финансов, которое опасалось потери государственных доходов от налогообложения продажи на внутреннем рынке и экспорта топлива, которые, по оценкам специалистов составляет 1% от ВВП, а так же Министерство энергетики, которое опасается ущерба для экономии топлива и Министерство экономики, которое опасается снижения занятости в регионе и зависимости от импорта пластмассовых изделий.

Стоит отметить, что НПЗ в Хайфе входит в  крупнейшую систему нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий страны, расположенных в зоне Хайфского залива и управляется  компанией Oil Refineries Ltd входящей в структуру Bazan Group. Акции нефтеперерабатывающего предприятия торгуются на Тель-Авивской фондовой бирже. В то же время на НПЗ приходится до 30% загрязнения в заливе. С другой стороны  данное предприятия производя  дизельное топливо и бензин, удерживает до 60% внутреннего рынка. Однако по прогнозам Министерства энергетики к 2030 году спрос на данные виды топлива уменьшиться  на 25 -33%.

В итоге, лишь после того как к протестам общественности и требованиям близлежащих муниципальных советов, воевавших с НПЗ более 10 лет, добавились Министерство экологии, Управление земельных ресурсов и Национальный экономический совет дело стало сдвигаться с мертвой точки.  Однако окончательное решение было принято лишь после смены в Израиле правительства, которое буквально на днях единогласно одобрило решение о прекращении деятельности нефтехимических предприятий в Хайфском заливе, реализации программы развития инфраструктурных проектов и продвижения экономического роста в этом районе.

Примечательно, что решение правительства, было инициировано не Министерством экологии или Министерством энергетики, в сферу ответственности которых и входит данный проект, а главой МИД и сменным премьер-министром Яиром Лапидом. Вполне возможно, что лидер партии «Еш атид» пытается забрать себе лавры главного борца за экологию страны и, скорее всего, в результате какой-то договоренности, получил на это карт-бланш от нынешнего премьер-министра Нафтали Беннета. В итоге предложение было сформулировано аппаратом МИД и Национальным экономическим советом.

Согласно решению, деятельность предприятий нефтехимической отрасли в Хайфском заливе прекратится в течение десяти лет. В то же время, план развития района будет поддерживаться инфраструктурными, жилыми и транспортными проектами на сумму в миллиарды шекелей.

Вот основные пункты решения:

  • Сокращение деятельности предприятий нефтехимической и химической промышленности в Хайфском заливе вплоть до закрытия заводов в течение десяти лет в рамках переговоров с компаниями.
  • Жилье: строительство 70 000–100 000 новых единиц жилья в центре Хайфы.
  • Транспорт: План включает масштабную модернизацию инфраструктуры общественного транспорта, включая удвоение железнодорожных путей между Тель-Авивом и Хайфским заливом и прокладку железнодорожного туннеля в Хайфе к 2035 году, чтобы поезд из Тель-Авива в Хайфу шел 41 минуту вместо 80 минут сегодня.
  • Окружающая среда: Сокращение или эвакуация резервуаров хранения опасных веществ в Кирьят-Хаим и эвакуация предприятий химической промышленности по производству удобрений, восстановление загрязненных земель для строительства жилья, вложение больших ресурсов в зеленые зоны, пляжи и ручьи, а также восстановление Нахаль-Саадия. В план также входит развитие парка вдоль десяти километров реки Кишон от причалов Шавит до озер Нешер, который будет больше, чем парк Яркон.
  • Здравоохранение: Создание новой больницы в Кирьят-Ата до 2029 года
  • Непрерывность энергоснабжения: План обеспечивает функциональную непрерывность энергосбережения на протяжении всего процесса эвакуации за счет создания необходимой инфраструктуры в соответствии с рекомендациями Комитета генерального директора по продвижению и развитию Хайфского залива.
  • Инновации: план включает в себя планирование нового парка высоких технологий рядом с Лев га-Мифрац и канатной дороги от Техниона и Хайфского университета.

В то же время чтобы избежать ненужного противостояния, между всеми интересантами как со стороны государственных структур, так и со стороны бизнеса было принято решение создать специальное управление, которое будет заниматься устранением препятствий, включая межведомственное сотрудничество и координацию с местными органами власти и гражданским обществом в содействии реализации проектов, а также контролировать и отчитываться перед правительством о соблюдении сроков.

Пока неизвестно по какому плану будет развиваться этот проект, но пока что будет создано целое управления с солидным штатом и руководством, что дает его автором, определенное число высокооплачиваемых рабочих мест для своих людей. Да и срок в десять лет слишком продолжительный для политической жизни Израиля, ведь за это время может смениться не одно правительство страны, а значит и неоднократно пересмотрено принятое сейчас решение.

Хотя возможно, что изменения в мире в области энергетики и переход к новым источникам энергии, само по себе сподвигнет владельцев нефтехимический предприятий к их закрытию и перепрофилированию. Но это будет явно не в ближайшие годы, а пока же Хайфский НПЗ входит в десятку самых загрязняющих предприятий страны и скорее всего останется таковым до момента его закрытия.

62.84MB | MySQL:102 | 0,562sec