Оценка китайскими аналитиками последствий российской специальной военной операции на Украине для оборонно-промышленного комплекса Турецкой Республики

Анализ публикаций в китайских специализированных военно-технических изданиях показывает, что военно-политическое руководство КНР располагало широкой сетью информаторов на территории Украины.  Благодаря этим специалистам в области разведки официальный Пекин достаточно оперативно получал информацию об украино-турецких проектах в области военной промышленности, поскольку граждане КНР проживали в городах, где расположены предприятия оборонно-промышленного комплекса Украины, что также позволяло им отслеживать деятельность представителей ВС стран-членов НАТО.

Следует отметить, что благодаря высокому уровню развития радиоэлектроники и прежде всего наличию космических аппаратов оптико-электронной разведки сотрудникам военной разведки КНР удалось собрать исчерпывающую информацию о присутствии и деятельности иностранных военных специалистов на территории Украины.

Наблюдение за публикациями в социальных сетях показывает, что в значительной мере ситуация на Украине до определенного момента привлекала внимание турецких специалистов, а именно военных и конструкторов компании «Байкар Макина», которая производит разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты «Байрактар ТВ2», применявшиеся подразделениями ВС Украины для борьбы с техникой ВС РФ.

Китайские специалисты не упустили из виду заявления турецкой стороны о готовности поставить для ВС Украины дополнительно около 10 БПЛА указанной модели, однако в создавшейся ситуации прямая транспортировка самолетами военно-транспортной авиации ВВС ТР из Анкары в Киев невозможна.

В этой связи отметим двойственность действий турецкой стороны, поскольку известно, что еще в ноябре-декабре 2021 г. военно-политическое руководство Турции серьезно сократило контингент военных советников и инструкторов на территории Украины, а на новогодние праздники граждане ТР были вывезены под предлогом новогодних каникул.

Китайские специалисты проводят анализ данных применения БПЛА «Байрактар ТВ2» на территории Украины, которые преимущественно выполняли полеты в дневное время и поражали одиночные боевые машины зенитно-ракетных комплексов, а также танки и другую бронетехнику. В отдельных случаях операторам БПЛА удавалось находить группы/колонны ВС РФ, однако скромный боекомплект «Байрактара ТВ2» (всего 4 ракеты или бомбы) не позволяет «испепелять противника» в отличие от штурмовиков или истребителей-бомбардировщиков.

Китайские аналитики сходятся во мнении, что низкая эффективность турецких БПЛА обусловлена тем уничтожением значительной части таковых ракетными ударами, которые ВКС РФ нанесли по авиабазам ВСУ.

В значительной мере продуктивность оперативных действий оставшихся дронов зависит от применения средств/систем радиоэлектронной борьбы (мобильный комплекс «КОРАЛ»), которые подавляют радиолокационные станции ЗРК/ЗРС и тем самым делают «Байрактар ТВ2» невидимым для ПВО противника.

Такого подхода турецкие военные придерживаются в Сирии и Ливии, однако первые результаты специальной военной операции ВС РФ на Украине подтверждают необходимость развития наступательных систем РЭБ, способных самостоятельно находить и подавлять источники сигналов – РЛС, радиостанции, системы спутниковой связи.  Появление подобной техники в ВС ТР указывает на готовность к ведению активных боевых действий с целью достижения полного превосходства в радиоэлектронной обстановке.

Следует отметить, что турецкие конструкторы радиоэлектроники и военные специалисты имели возможность подробно ознакомится с системами радиотехнической разведки типа «Кольчуга», которые также применяли в Ливии для борьбы с БПЛА и самолетами ЛНА. Кроме того, украинская сторона поставила для ВС ТР несколько батарей ЗРК С-125, которые были модифицированы с учетом требований времени.

По данным китайских источников, благодаря доверительным контактам специалисты ВС ТР смогли ознакомиться с возможностями и технической стороной ЗРС С-300П/ПС, находившихся на вооружении ПВО Украины. Вполне вероятно, что полученные сведения были использованы при выработке высшим военно-политическим руководством ТР  решения о покупке в РФ двух полковых комплектов С-400 «Триумф», поскольку турецкие специалисты рассчитывали при содействии украинских коллег разобрать зенитные управляемые ракеты российского производства и благодаря этому создать собственный ЗРК большой дальности.

Как известно, в определенной мере продолжение нескольких опытно-конструкторских работ предприятий ОПК Турецкой Республики зависело от стабильной работы украинских предприятий военной промышленности. В появлении разведывательно-ударного вертолета Т-929 «Атак-2», новых разведывательно-ударных БПЛА «Байрактар ТВ3» (палубный) и MIUS (малозаметный, высотный), а также совершенствовании возможностей существующих  («Байрактар ТВ2» и AKINCI) турецкие конструкторы и военные возлагали надежду на систематические поставки двигателей нескольких моделей из Украины.

Кроме того, турецкие военные промышленники рассчитывали на регулярные поставки турбодизельных двигателей, а также компонентов динамической и активной защиты основных боевых танков. Следует отметить, что американские специалисты самым внимательным образом изучили разработки ДЗ и КАЗ советской и украинской разработки благодаря нескольким танкам Т-80 в различных модификациях, которые были поставлены из Незалежной в США.

Представляется возможным утверждать, что украинские подрядчики были полностью согласны на условия оплаты труда, сформулированные турецкой стороной, которая также рассчитывала расширить производственные возможности за счет перспективных цехов и оборудования, рассчитанных именно на работу с продукцией ОПК Украины

С учетом того, что часть объектов военной промышленности Украины уничтожена в ходе специальной военной операции, а неустановленное количество сотрудников предприятий ОПК Ураины бежало в страны ЕС турецким оружейникам придется списать около 600 млн долл. США как чистый убыток по причине форс-мажорных обстоятельств. Очевидно, что основной результат специальной военной операции ВС РФ на Украине для ОПК Турции один – отставание от передовых военно-промышленных государств НАТО на неопределенный срок.

В этих условиях военная промышленность Турции может выбрать один или несколько вариантов.

Вариант 1. Восстановить военно-техническое сотрудничество с КНР, которое было серьезно сокращено после отказа официальной Анкары от покупки ЗРК «Красное знамя-9»;

Вариант 2. Нормализовать военно-политические отношения со странами ЕС и США с целью получения новейших компонентов, необходимых для серийного изготовления ВВТ – электроника, оптика, блоки управления и другие приборы;

Вариант 3. Расширить военно-техническое сотрудничество с РФ по таким направлениям, как газотурбинные двигатели для вертолетов, турбовентиляторные двигатели для пассажирских/грузопассажирских самолетов, турбореактивные двухконтурные двигатели для истребителей.

Вполне вероятно, что турецкие военные дипломаты и представители промышленности будут одновременно работать по всем трем направлениям, поскольку национальный ОПК находится под пристальным взором президента ТР Реджепа Тайипа Эрдогана, который уже приложил значительные усилия для развития военной промышленности и внешнего военно-технического сотрудничества и, в свою очередь, требует от ответственных чиновников сохранения набранных темпов работ.

52.3MB | MySQL:103 | 0,665sec