После успешного применения в Нагорно-карабахском конфликте 2020 года беспилотные летательные аппараты (БПЛА) «Байрактар ТБ2» (Bayraktar TB2), разработанные и производимые турецкой компанией Baykar Makina, значительно улучшили свои рыночные позиции. По мнению целого ряда зарубежных аналитиков эффективное использование турецких дронов на Кавказе показало, что региональные конфликты могут достаточно скоро разрешаться с помощью недорогой и быстро изготавливаемой платформы.
Несмотря на то, что Азербайджан, Катар, Турция и Украина приобрели систему до начала конфликта, продуктивность модели TБ2 на Кавказе увеличила ее популярность и коммерческую привлекательность. В этой связи представляет интерес исследование рыночных достижений БПЛА «Байрактар ТБ2», проведенное экспертами британского военно-аналитического агентства Shephard Media (г. Лондон).
По данным аналитиков, на конец 2020 года доля TБ2 на рынке БПЛА класса MALE (средней высоты и большой продолжительности полета) оценивалась в 1,586 млрд долл. США. К концу 2021 года она выросла на 89%, до, примерно, 2,993 млрд. долл., что составляет 5,5% от общего рынка беспилотных авиационных систем этого класса, который оценивается в 54,35 млрд долл. США. Эта доля разделена на 10 программ, получивших контрактное подтверждение и подразумевающих производство 279 БПЛА «Байрактар ТБ2», а также на 10 прогнозируемых программ, включающих дополнительное производство еще 134 аппаратов.
Стоимость единицы изделия
Важной причиной рыночного успеха платформы британские исследователи называют ее относительно низкую стоимость. Согласно объявлению правительства Польши о контракте от 24 мая 2021 года на поставку 4 комплектов TБ2 для вооруженных сил страны, стоимость одного комплекта составляет 67 млн долл. Исходя из данных открытых источников, в состав такого комплекта входят 6 БПЛА, мобильная наземная станция управления, РЛС, тренажеры и запасные части. В результате валовая стоимость каждого БПЛА оценивается специалистами Shephard в 11,17 млн. долл., а расчетная стоимость одного аппарата – в 8,94 млн долл.
Причем, как пояснил министр обороны Польши Мариуш Блащак через месяц после объявления о контракте, предусматривается конфигурация заказанных TБ2 в соответствии с польскими требованиями и установка на них множества уникальных подсистем и вспомогательных элементов.
Таблица 1. Сравнение стоимости одного БПЛА класса MALE различных моделей
По данным Shephard, средняя стоимость одного БПЛА класса MALE составляет 19,11 млн долл. Следовательно, как показано в таблице 1, Польша приобрела изготовленные на заказ TБ2 по цене на 47% (10,17 млн долл.) дешевле, чем средняя стоимость беспилотников этого класса. Одновременно, TБ2, изготовленные в соответствии с требованиями Варшавы, обошлись лишь в 36% от цены американского MQ-9A Reaper производства General Atomics и в 48% от стоимости одного БПЛА Heron-TP от израильской IAI. Эти две платформы оцениваются в 25,04 млн долл. и 18,59 млн долл. за аппарат соответственно.
Помимо того, клиентам предоставляется возможность приобрести версию TB2 MOTS. Хотя заказчик не сможет настраивать эту версию в соответствии со своими конкретными потребностями, она дешевле по цене и требует меньше времени на производство. Так, в апреле 2021 года Королевские Вооруженные Силы Марокко подписали с Baykar Makina контракт на 70 млн долл. на поставку 13 БПЛА версии MOTS. Согласно расчетам аналитиков, ориентировочная цена одного аппарата в этом случае составила 4,3 млн долл.
Как показано в таблице 1, если принять 4,3 млн долл. за расчетную цену версии ТБ2 MOTS – она окажется на 48% дешевле, чем аналог, выполненный на заказ (8,94 млн долл.). Кроме того, она составит всего 17% от стоимости одного американского MQ-9A Reaper, 23% от израильского Heron-TP и 23% от средней стоимости одного БПЛА класса MALE. При этом, только платформы китайского производства Wing Loong I и II, а также CH-4 со стоимостью одного БПЛА в пределах от 1 до 2 млн долл. имеют более низкую цену среди сопоставимых аппаратов.
Контрактные программы
Согласно исследованию, к концу 2021 года официально были заключены контракты на производство 279 БПЛА «Байрактар TБ2», что составляет 2,325 млрд долл., или 78% от оценочной доли рынка TБ2 в 2,993 млрд долл. США.
В таблице 2 показано, что финансирование первых TБ2 имело место в 2015 году, в рамках приобретения Турцией 151 аппарата на сумму 1,46 млрд долл. С точки зрения финансовых затрат и общих показателей эта программа остается крупнейшим контрактом на закупку ТБ2. Несмотря на то, что в период с 2015 по 2017 годы ежегодно финансировалось изготовление около 20 БПЛА, годовые расходы Турции в 2015 году оказались гораздо более значительными из-за затрат, связанных с созданием производственной линии.
Таблица 2. Законтрактованные программы: годовые расходы на «Байрактар TБ22 и профинансированное количество производства БПЛА
Как показано в таблице, ежегодные глобальные расходы на TБ2 постепенно увеличивались с 2016 по 2019 годы, что аналитики объясняют двумя причинами.
Во-первых, с 2017 года производитель ежегодно изготавливал 21 экземпляр для Турции, что больше, чем 18 аппаратов, которые он выпускал в каждый из предыдущих двух лет.
Во-вторых, в период с 2016 по 2019 годы компания Baykar Makina подписала три экспортных контракта. Катар в 2018 году заказал 6 БПЛА на сумму около 29,16 млн долл.; в начале 2019 года ВС Украины приобрели 12 аппаратов на сумму 69 млн долл.; а позже, в том же году, примерно 6 беспилотников закупил Азербайджан.
Согласно данным Shephard, в 2020 году, когда разразилась пандемия COVID-19, годовые расходы на TB2 снизились на 89,26% (с 205,2 млн долл. в 2019 году до 108,42 млн долл. в 2020 году). При этом, соответственно количество профинансированных аппаратов сократилось с 32 до 18. Однако, успешное применение «Байрактар ТБ 2» на Кавказе в конце 2020 года в сочетании со снижением воздействия COVID-19 на мировую экономику оживили спрос, и в 2021 году было официально заключено шесть новых контрактов.
Как отмечалось ранее, в Африке КВС Марокко объявили о приобретении 13 БПЛА на сумму 70 млн долл. Агентство Reuters в октябре 2021 года сообщило, что Эфиопия также приобрела 13 БПЛА, что подтвердилось поставкой TБ2 в ноябре того же года. В Центральной Азии заявили о приобретении платформ у Baykar Makina Киргизия и Туркменистан. В Европе ВМС Украины объявили о готовности присоединиться к армии страны и приступить к эксплуатации турецких БПЛА. В свою очередь Польша, разочарованная очевидным отсутствием жизнеспособных претендентов на участие в своей собственной программе «Гриф» (Gryf) на БПЛА класса MALE, подтвердила приобретение 24 единиц TБ2, выполненных на заказ.
Из-за этих контрактов, как показано в таблице 2, годовые затраты на TБ2 выросли на 229% (с 108,42 млн долл. в 2020 году до 356,83 млн долл. в 2021 году), что составило 23% мировых расходов на все БПЛА класса MALE в 2021 году. Ожидается, что эта цифра останется высокой и в 2022 году составит 348,26 млн долл.
Касательно количества профинансированных аппаратов, как уже указывалось, 18 были оплачены в 2020 году, 56 – в 2021 году и, как предполагается, 55 БПЛА будут профинансированы в 2022 году. Далее, начиная с 2023 года, годовые расходы и годовое количество аппаратов, профинансированных и законтрактованных TБ2, как ожидается, начнет снижаться. На момент проведения исследования, этот прогноз аналитики объясняли тем, что среди текущих контрактных программ оставались незавершенными договоры с ВМС Польши и Украины. В настоящее время очевидно, что в отношении Украины следует ожидать корректировки, как следствия проведения Россией специальной военной операции.
Таблица 3. Общие расходы на законтрактованные программы TБ2 по странам и регионам
Страна (заказчик), % | Регион, % | ||
Турция | 62,80 | Ближний Восток | 64,06 |
Катар | 1,25 | ||
Польша | 11,53 | Европа | 28,54 |
Украина СВ и ВВС | 12,84 | ||
Украина ВМС | 2,78 | ||
Азербайджан | 1,39 | ||
Марокко | 3,01 | Африка | 6,02 |
Эфиопия | 3,01 | ||
Туркменистан | 0,69 | Азия | 1,38 |
Киргизия | 0,69 |
В таблице 3, в процентном выражении представлено распределение затрат между заказчиками ТБ2 в рамках заключенных договоров на сумму 2,325 млрд долл. При этом, британские эксперты подчеркивают три важных момента.
Во-первых, гигантская турецкая программа закупок TБ2 общей стоимостью 1,46 млрд долл. отвечает за 62,80% средств, выделенных на этот БПЛА с момента начала его производства.
Во-вторых, подчеркивается успех производителя ТБ2 в Европе. Поскольку продажи на континент составляют 28,54% — или 663,4 млн долл. — от законтрактованной доли рынка БПЛА. Этому успеху в первую очередь способствовали сделки с Польшей и Украиной.
Наконец, в таблице 3 показано, что контрактные продажи TБ2 клиентам за пределами Европы и Ближнего Востока представляют собой небольшую часть существующего рынка платформы, на которую приходится в совокупности 7,4% (172,22 млн долл.) выделенных средств.
Прогнозы и возможности
Как отмечают в Shephard, изучение программ, в которых TБ2 получил контракт, выявляет большую часть, но не всю долю модели на рынке, оцениваемую в 2,993 млрд долл. На момент исследования 22% доли рынка (около 667,84 млн долл.) оставались в 10 программах, в которых победитель определен еще не был, но прогнозы Shephard отдавали предпочтение TБ2. Прогнозируемое количество аппаратов, которое приобретет каждый из этих 10 клиентов, показано в таблице 4.
Таблица 4. Прогноз количества БПЛА ТБ2 на одного клиента (страну)
Страна | Количество аппаратов |
Албания | 2 |
Ангола | 7 |
Ирак | 18 |
Латвия | 6 |
Марокко | 6 |
Нигер | 3 |
Нигерия | 48 |
Руанда | 12 |
ОАЭ | 8 |
Украина | 24 |
Ниже, таблица 5 показывает, что большая часть из 667,84 млн долл. будет потрачена в 2022 и 2023 годах. При этом, 160 и 140 млн долл. должны быть израсходованы в эти годы на производство 45 и 39 аппаратов соответственно. Это связано с тем, что запуск большинства прогнозируемых программ состоялся в 2021 году, и эксперты Shephard предполагают заключения дополнительных контрактов в 2022 году.
Ожидается, что из 10 вероятных заказчиков только четыре — Ирак, Нигерия, Руанда и Украина — приобретут более 10 аппаратов. Следовательно, как показано в таблице 5, поскольку эти программы, вероятно, начнутся в 2022 году, прогнозируется, что ежегодные расходы на TБ2 снизятся более чем наполовину в 2024 году и останутся на низком уровне в 51,60 млн долл. в 2025 и 2026 годах.
Вместе с тем, по предположению исследователей, маловероятно, что эти цифры останутся неизменными. Количество контрактов на TБ2 увеличилось с 4 в начале 2021 года до 10, а в конце 2021 года ожидалось еще 10 контрактов. Следовательно, вполне вероятно, что дополнительные сделки, о которых еще не объявлено, будут обнародованы в будущем, добавив прирост к глобальным затратам на TБ2.
Таблица 5. Прогноз годовых расходов на БПЛА ТБ2
Год | Расходы, млн долл. США | Количество, ед. |
2022 | 160 | 45 |
2023 | 140 | 39 |
2024 | около 60 | около 16 |
2025 | около 51,6 | около 13 |
2026 | около 51,6 | около 11 |
Из прогнозируемых 667,84 млн долл., считают эксперты, интересна не только сама сумму, но и её источники. В июне 2021 года министр обороны Латвии и министр внутренних дел Албании по отдельности посетили объекты производства TB2 в Турции. После этих визитов латвийский министр разместил в интернете сообщение о том, что его страна приобретет платформу. Одновременно, свою заинтересованность в закупке БПЛА выразило и правительство Албании и, как сообщается, выделило средства для такой сделки. В Европе командование ВС Украины в конце 2021 года подтвердило закупку дополнительной партии ТБ2 для поддержки аппаратов, уже стоящих на вооружении армии и флота.
Вместе с тем, как показано в таблицах 6 и 7, на эти три планируемые европейские программы приходится лишь 17,36% (115,92 млн долл.) прогнозируемой доли рынка TБ2 по сравнению с долей Европы в 28,54% законтрактованных сделок, показанных в таблице 3.
Таблица 6. Общие расходы на прогнозируемые программы ТБ2 по клиентам и регионам
Страны | % | Кол-во | Регион | % |
Албания | 1,35 | 2 | Европа | 17,36 |
Латвия | 4,83 | 6 | ||
Украина | 11,18 | 24 | ||
Ирак | 14,97 | 18 | Ближний Восток | 21,41 |
ОАЭ | 6,44 | 8 | ||
Ангола | 5,64 | 7 | Африка | 61,23 |
Марокко | 4,83 | 6 | ||
Нигер | 2,42 | 3 | ||
Нигерия | 38,67 | 48 | ||
Руанда | 9,67 | 12 |
Точно так же из-за закупок Турции на сумму 1,56 млрд долл., которые заканчиваются в 2022 году, доля рынка TБ2 на Ближнем Востоке снизится с 64,06% законтрактованных программ до 21,42% прогнозируемых. Эта меньшая последняя доля, оцениваемая в 143,04 млн долл. и, в основном, состоит из 100 млн долл., которые, как сообщается, выделило на приобретение TБ2 правительство Ирака.
Африканский интерес
Как показано в таблице 6, большая часть прогнозируемых рыночных затрат на TБ2 приходится на Африку. В конце октября 2021 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган провел то, что он назвал «продуктивным» четырехдневным туром по континенту, по результатам которого в Shephard предвидят подписание четырех возможных контрактов на поставку БПЛА «Байрактар TБ2».
Британские эксперты ожидают, что Ангола за 37,7 млн долл. приобретет 7 аппаратов, Нигер – 3 БПЛА на сумму 16,1 млн долл., Нигерия – 48 изделий за 258,2 млн долл. и Руанда – 12 беспилотников за 64,6 млн долл. В целом общие затраты новых африканских клиентов составят 376,6 млн долл. Помимо того, различные источники сообщают о готовности Марокко закупить вторую партию не менее, чем из 6 турецких дронов, примерно за 32,28 млн долл.
Таблица 7. Сравнение доли законтрактованного и прогнозируемого регионального рынка
Регион | Законтрактовано, % | Прогноз, % |
Европа | 17,36 | 28,54 |
Ближний Восток | 64,02 | 21,41 |
Африка | 6,02 | 61,23 |
Касательно программ, доведенных до контракта (таблица 3), на долю Африки приходилось всего 6,02%, или 139,94 млн. долл., от доли рынка TБ2 в 2,325 млрд долл. При этом, как отмечают исследователи, половина этой суммы нашла свое подтверждение только в ноябре 2021 года после турне Р.Т.Эрдогана. Однако, как отмечалось выше и показано в таблице 7, спрос на TБ2 в Африке значителен и составляет 61,23% (408,88 млн долл.) от прогнозируемой доли рынка БПЛА, что соответствует почти 10-кратному росту.
Растущая рыночная доля стран Африки и сокращающаяся доля Европы предполагают, что в будущем спрос на функциональные и недорогие БПЛА будет выше в развивающихся и неевропейских странах. Европа станет менее важной для этих типов аппаратов, и эта тенденция частично подпитывается тем, что многие европейские страны отдают предпочтение программам, которые подразумевают определенный уровень участия в производстве национальной промышленности.
Как полагают аналитики, руководство Baykar Makina осознает сложившуюся в Европе тенденцию. Вероятно, по этой причине, крупнейший европейский клиент TБ2 Украина подписала в конце 2021 года соглашение о создании в стране совместных центров обучения и обслуживания «Байрактаров», что формирует базу для украино-турецкого производства платформы.
Общая доля рынка
Согласно данным в таблице 8, в 2022 году за выпуск 100 аппаратов производитель получит около 509,12 млн долл. Хотя ожидается, что годовые расходы и количество профинансированных аппаратов сократятся в 2023 и 2024 годах (до 273,24 млн долл. и 57 БПЛА; 173,6 млн долл. и 32 БПЛА соответственно), эти цифры, по-прежнему, значительно превышают показатели 2020 года. Как отмечалось выше, это снижение связано с отсутствием данных по будущим контрактам.
Таб.8 Общие годовые расходы на TБ2 и количество оплаченных БПЛА
Географически из-за крупного контракта Турции на TБ2 54,54% общей рыночной стоимости платформы приходится на Ближний Восток (см. таблицу 9). Растущая популярность БПЛА в Африке и снижение популярности в Европе привели к тому, что 18,34% (548,82 млн долл.) от общей доли рынка приходится на Африку. Европа же сохранила за собой 24,96% (747,04 млн долл.) от рынка ТБ2.
Таб.9 Доля общих расходов на программу ТБ2 для каждого региона
Регион | Доля расходов, % |
Африка | 18,34 |
Азия | 2,16 |
Европа | 24,96 |
Ближний Восток | 54,54 |
Таким образом, представляется возможным согласиться с экспертами Shephard Media в отношении того, что из-за сравнительно низкой удельной стоимости и успешного применения в нагорно-карабахском конфликте 2020 года БПЛА модели «Байрактар ТБ2» в 2021 году доминировал на рынке БПЛА MALE и имеет все шансы сохранить свои позиции в ближайшие годы. Рыночная доля платформы увеличилась с 1,586 млрд долл. в 2020 году до, примерно, 2,993 млрд долл. в 2021 году. Кроме того, в декабре 2021 года в Shephard, со ссылкой на свои источники сообщили, что Пакистан приобрел TБ2, увеличив, тем самым, предполагаемую долю рынка модели до 3,154 млрд долл. Снижение интереса к модели в Европе и на Ближнем Востоке компенсируется новыми африканскими клиентами – география спроса может измениться, но этот спрос останется высоким в ближайшие годы.
Вместе с тем, следует отметить, что британский анализ рыночных успехов БПЛА «Байрактар ТБ2» вышел до начала специальной военной операции России на территории Украины. Информация о результатах боевого применения ТБ2 в конфликте крайне противоречива, а потери украинских беспилотников, включая «Байрактары», значительны. Очевидно, что эти события окажут негативное влияние не только, на рыночную привлекательность модели, но и на перспективы украино-турецкого сотрудничества в производстве ТБ2. Последнее, с высокой вероятностью, послужило для Анкары определенным стимулом взять на себя роль посредника между Москвой и Киевом.