Турецкие БПЛА «Байрактар ТБ2»: рыночные достижения и перспективы

После успешного применения в Нагорно-карабахском конфликте 2020 года беспилотные летательные аппараты (БПЛА) «Байрактар ТБ2» (Bayraktar TB2), разработанные и производимые турецкой компанией Baykar Makina, значительно улучшили свои рыночные позиции. По мнению целого ряда зарубежных аналитиков эффективное использование турецких дронов на Кавказе показало, что региональные конфликты могут достаточно скоро разрешаться с помощью недорогой и быстро изготавливаемой платформы.

Несмотря на то, что Азербайджан, Катар, Турция и Украина приобрели систему до начала конфликта, продуктивность модели TБ2 на Кавказе увеличила ее популярность и коммерческую привлекательность. В этой связи представляет интерес исследование рыночных достижений БПЛА «Байрактар ТБ2», проведенное экспертами британского военно-аналитического агентства Shephard Media (г. Лондон).

По данным аналитиков, на конец 2020 года доля TБ2 на рынке БПЛА класса MALE (средней высоты и большой продолжительности полета) оценивалась в 1,586 млрд долл. США. К концу 2021 года она выросла на 89%, до, примерно, 2,993 млрд. долл., что составляет 5,5% от общего рынка беспилотных авиационных систем этого класса, который оценивается в 54,35 млрд долл. США. Эта доля разделена на 10 программ, получивших контрактное подтверждение и подразумевающих производство 279 БПЛА «Байрактар ТБ2», а также на 10 прогнозируемых программ, включающих дополнительное производство еще 134 аппаратов.

 

Стоимость единицы изделия

Важной причиной рыночного успеха платформы британские исследователи называют ее относительно низкую стоимость. Согласно объявлению правительства Польши о контракте от 24 мая 2021 года на поставку 4 комплектов TБ2 для вооруженных сил страны, стоимость одного комплекта составляет 67 млн долл. Исходя из данных  открытых источников, в состав такого комплекта входят 6 БПЛА, мобильная наземная станция управления, РЛС, тренажеры и запасные части. В результате валовая стоимость каждого БПЛА оценивается специалистами Shephard в 11,17 млн. долл., а расчетная стоимость одного аппарата – в 8,94 млн долл.

Причем, как пояснил министр обороны Польши Мариуш Блащак через месяц после объявления о контракте, предусматривается конфигурация заказанных TБ2 в соответствии с польскими требованиями и установка на них множества уникальных подсистем и вспомогательных элементов.

 

Таблица 1. Сравнение стоимости одного БПЛА класса MALE различных моделей

По данным Shephard, средняя стоимость одного БПЛА класса MALE составляет 19,11 млн долл. Следовательно, как показано в таблице 1, Польша приобрела изготовленные на заказ TБ2 по цене на 47% (10,17 млн долл.) дешевле, чем средняя стоимость беспилотников этого класса. Одновременно, TБ2, изготовленные в соответствии с требованиями Варшавы, обошлись лишь в 36% от цены американского MQ-9A Reaper производства General Atomics и в 48% от стоимости одного БПЛА Heron-TP от израильской IAI. Эти две платформы оцениваются в 25,04 млн долл. и 18,59 млн долл. за аппарат соответственно.

Помимо того, клиентам предоставляется возможность приобрести версию TB2 MOTS. Хотя заказчик не сможет настраивать эту версию в соответствии со своими конкретными потребностями, она дешевле по цене и требует меньше времени на производство. Так, в апреле 2021 года Королевские Вооруженные Силы Марокко подписали с Baykar Makina контракт на 70 млн долл. на поставку 13 БПЛА версии MOTS. Согласно расчетам аналитиков, ориентировочная цена одного аппарата в этом случае составила 4,3 млн долл.

Как показано в таблице 1, если принять 4,3 млн долл. за расчетную цену версии ТБ2 MOTS – она окажется на 48% дешевле, чем аналог, выполненный на заказ (8,94 млн долл.). Кроме того, она составит всего 17% от стоимости одного американского MQ-9A Reaper, 23% от израильского Heron-TP и 23% от средней стоимости одного БПЛА класса MALE. При этом, только платформы китайского производства Wing Loong I и II, а также CH-4 со стоимостью одного БПЛА в пределах от 1 до 2 млн долл. имеют более низкую цену среди сопоставимых аппаратов.

 

Контрактные программы

Согласно исследованию, к концу 2021 года официально были заключены контракты на производство 279 БПЛА «Байрактар TБ2», что составляет 2,325 млрд долл., или 78% от оценочной доли рынка TБ2 в 2,993 млрд долл. США.

В таблице 2 показано, что финансирование первых TБ2 имело место в 2015 году, в рамках приобретения Турцией 151 аппарата на сумму 1,46 млрд долл. С точки зрения финансовых затрат и общих показателей эта программа остается крупнейшим контрактом на закупку ТБ2. Несмотря на то, что в период с 2015 по 2017 годы ежегодно финансировалось изготовление около 20 БПЛА, годовые расходы Турции в 2015 году оказались гораздо более значительными из-за затрат, связанных с созданием производственной линии.

Таблица 2. Законтрактованные программы: годовые расходы на «Байрактар TБ22 и профинансированное количество производства БПЛА

Как показано в таблице, ежегодные глобальные расходы на TБ2 постепенно увеличивались с 2016 по 2019 годы, что аналитики объясняют двумя причинами.

Во-первых, с 2017 года производитель ежегодно изготавливал 21 экземпляр для Турции, что больше, чем 18 аппаратов, которые он выпускал в каждый из предыдущих двух лет.

Во-вторых, в период с 2016 по 2019 годы компания Baykar Makina подписала три экспортных контракта. Катар в 2018 году заказал 6 БПЛА на сумму около 29,16 млн долл.; в начале 2019 года ВС Украины приобрели 12 аппаратов на сумму 69 млн долл.; а позже, в том же году, примерно 6 беспилотников закупил Азербайджан.

Согласно данным Shephard, в 2020 году, когда разразилась пандемия COVID-19, годовые расходы на TB2 снизились на 89,26% (с 205,2 млн долл. в 2019 году до 108,42 млн долл. в 2020 году). При этом, соответственно количество профинансированных аппаратов сократилось с 32 до 18. Однако, успешное применение «Байрактар ТБ 2» на Кавказе в конце 2020 года в сочетании со снижением воздействия COVID-19 на мировую экономику оживили спрос, и в 2021 году было официально заключено шесть новых контрактов.

Как отмечалось ранее, в Африке КВС Марокко объявили о приобретении 13 БПЛА на сумму 70 млн долл. Агентство Reuters в октябре 2021 года сообщило, что Эфиопия также приобрела 13 БПЛА, что подтвердилось поставкой TБ2 в ноябре того же года. В Центральной Азии заявили о приобретении платформ у  Baykar Makina Киргизия и Туркменистан. В Европе ВМС Украины объявили о готовности  присоединиться к армии страны и приступить к эксплуатации турецких БПЛА. В свою очередь Польша, разочарованная очевидным отсутствием жизнеспособных претендентов на участие в своей собственной программе «Гриф» (Gryf) на БПЛА класса MALE, подтвердила приобретение 24 единиц TБ2, выполненных на заказ.

Из-за этих контрактов, как показано в таблице 2, годовые затраты на TБ2 выросли на 229% (с 108,42 млн долл. в 2020 году до 356,83 млн долл. в 2021 году), что составило 23% мировых расходов на все БПЛА класса MALE в 2021 году. Ожидается, что эта цифра останется высокой и в 2022 году составит 348,26 млн долл.

Касательно количества профинансированных аппаратов, как уже указывалось, 18 были оплачены в 2020 году, 56 – в 2021 году и, как предполагается, 55 БПЛА будут профинансированы в 2022 году. Далее, начиная с 2023 года, годовые расходы и годовое количество аппаратов, профинансированных и законтрактованных TБ2, как ожидается, начнет снижаться. На момент проведения исследования, этот прогноз аналитики объясняли тем, что среди текущих контрактных программ оставались незавершенными договоры с ВМС Польши и Украины. В настоящее время очевидно, что в отношении Украины следует ожидать корректировки, как следствия проведения Россией специальной военной операции.

 

Таблица 3. Общие расходы на законтрактованные программы TБ2 по странам и регионам

Страна (заказчик), % Регион, %
Турция 62,80 Ближний Восток 64,06
Катар 1,25    
Польша 11,53 Европа 28,54
Украина СВ и ВВС 12,84    
Украина ВМС 2,78    
Азербайджан 1,39    
Марокко 3,01 Африка 6,02
Эфиопия 3,01    
Туркменистан 0,69 Азия 1,38
Киргизия 0,69    

 

В таблице 3, в процентном выражении представлено распределение затрат между заказчиками ТБ2 в рамках заключенных договоров на сумму 2,325 млрд долл. При этом, британские эксперты подчеркивают три важных момента.

Во-первых, гигантская турецкая программа закупок TБ2 общей стоимостью 1,46 млрд долл. отвечает за 62,80% средств, выделенных на этот БПЛА с момента начала его производства.

Во-вторых, подчеркивается успех производителя ТБ2 в Европе. Поскольку продажи на континент составляют 28,54% — или 663,4 млн долл. — от законтрактованной доли рынка БПЛА. Этому успеху в первую очередь способствовали сделки с Польшей и Украиной.

Наконец, в таблице 3 показано, что контрактные продажи TБ2 клиентам за пределами Европы и Ближнего Востока представляют собой небольшую часть существующего рынка платформы, на которую приходится в совокупности 7,4% (172,22 млн долл.) выделенных средств.

 

Прогнозы и возможности

Как отмечают в Shephard, изучение программ, в которых TБ2 получил контракт, выявляет большую часть, но не всю долю модели на рынке, оцениваемую в 2,993 млрд долл. На момент исследования 22% доли рынка (около 667,84 млн долл.) оставались в 10 программах, в которых победитель определен еще не был, но прогнозы Shephard отдавали предпочтение TБ2. Прогнозируемое количество аппаратов, которое приобретет каждый из этих 10 клиентов, показано в таблице 4.

 

Таблица 4. Прогноз количества БПЛА ТБ2 на одного клиента (страну)

Страна Количество аппаратов
Албания 2
Ангола 7
Ирак 18
Латвия 6
Марокко 6
Нигер 3
Нигерия 48
Руанда 12
ОАЭ 8
Украина 24

 

Ниже, таблица 5 показывает, что большая часть из 667,84 млн долл. будет потрачена в 2022 и 2023 годах. При этом, 160 и 140 млн долл. должны быть израсходованы в эти годы на производство 45 и 39 аппаратов соответственно. Это связано с тем, что запуск большинства прогнозируемых программ состоялся в 2021 году, и эксперты Shephard предполагают заключения дополнительных контрактов в 2022 году.

Ожидается, что из 10 вероятных заказчиков только четыре — Ирак, Нигерия, Руанда и Украина — приобретут более 10 аппаратов. Следовательно, как показано в таблице 5, поскольку эти программы, вероятно, начнутся в 2022 году, прогнозируется, что ежегодные расходы на TБ2 снизятся более чем наполовину в 2024 году и останутся на низком уровне в 51,60 млн долл. в 2025 и 2026 годах.

Вместе с тем, по предположению исследователей, маловероятно, что эти цифры останутся неизменными. Количество контрактов на TБ2 увеличилось с 4 в начале 2021 года до 10, а в конце 2021 года ожидалось еще 10 контрактов. Следовательно, вполне вероятно, что дополнительные сделки, о которых еще не объявлено, будут обнародованы в будущем, добавив прирост к глобальным затратам на TБ2.

 

Таблица 5. Прогноз годовых расходов на БПЛА ТБ2

Год Расходы, млн долл. США Количество, ед.
2022 160 45
2023 140 39
2024 около 60 около 16
2025 около 51,6 около 13
2026 около 51,6 около  11

 

Из прогнозируемых 667,84 млн долл., считают эксперты, интересна не только сама сумму, но и её источники. В июне 2021 года министр обороны Латвии и министр внутренних дел Албании по отдельности посетили объекты производства TB2 в Турции. После этих визитов латвийский министр разместил в интернете сообщение о том, что его страна приобретет платформу. Одновременно, свою заинтересованность в закупке БПЛА выразило и правительство Албании и, как сообщается, выделило средства для такой сделки. В Европе командование ВС Украины в конце 2021 года подтвердило закупку дополнительной партии ТБ2 для поддержки аппаратов, уже стоящих на вооружении  армии и флота.

Вместе с тем, как показано в таблицах 6 и 7, на эти три планируемые европейские программы приходится лишь 17,36% (115,92 млн долл.) прогнозируемой доли рынка TБ2 по сравнению с долей Европы в 28,54% законтрактованных сделок, показанных в таблице 3.

 

Таблица 6. Общие расходы на прогнозируемые программы ТБ2 по клиентам и регионам

Страны % Кол-во Регион %
Албания 1,35 2 Европа 17,36
Латвия 4,83 6    
Украина 11,18 24    
Ирак 14,97 18 Ближний Восток 21,41
ОАЭ 6,44 8    
Ангола 5,64 7 Африка 61,23
Марокко 4,83 6    
Нигер 2,42 3    
Нигерия 38,67 48    
Руанда 9,67 12    

 

Точно так же из-за закупок Турции на сумму 1,56 млрд долл., которые заканчиваются в 2022 году, доля рынка TБ2 на Ближнем Востоке снизится с 64,06% законтрактованных программ до 21,42% прогнозируемых. Эта меньшая последняя доля, оцениваемая в 143,04 млн долл. и, в основном, состоит из 100 млн долл., которые, как сообщается, выделило на приобретение TБ2 правительство Ирака.

 

Африканский интерес

Как показано в таблице 6, большая часть прогнозируемых рыночных затрат на TБ2 приходится на Африку. В конце октября 2021 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган провел то, что он назвал «продуктивным» четырехдневным туром по континенту, по результатам которого в Shephard предвидят подписание четырех возможных контрактов на поставку БПЛА «Байрактар TБ2».

Британские эксперты ожидают, что Ангола за 37,7 млн ​​долл. приобретет 7 аппаратов, Нигер – 3 БПЛА на сумму 16,1 млн долл., Нигерия – 48 изделий за 258,2 млн долл. и Руанда – 12 беспилотников за 64,6 млн долл. В целом общие затраты новых африканских клиентов составят 376,6 млн долл. Помимо того, различные источники сообщают о готовности Марокко закупить вторую партию не менее, чем из 6 турецких дронов, примерно за 32,28 млн долл.

 

Таблица 7. Сравнение доли законтрактованного и прогнозируемого регионального рынка

Регион Законтрактовано, % Прогноз, %
Европа 17,36 28,54
Ближний Восток 64,02 21,41
Африка 6,02 61,23

 

Касательно программ, доведенных до контракта (таблица 3), на долю Африки приходилось всего 6,02%, или 139,94 млн. долл., от доли рынка TБ2 в 2,325 млрд долл. При этом, как отмечают исследователи, половина этой суммы нашла свое подтверждение только в ноябре 2021 года после турне Р.Т.Эрдогана. Однако, как отмечалось выше и показано в таблице 7, спрос на TБ2 в Африке значителен и составляет 61,23% (408,88 млн долл.) от прогнозируемой доли рынка БПЛА, что соответствует почти 10-кратному росту.

Растущая рыночная доля стран Африки и сокращающаяся доля Европы предполагают, что в будущем спрос на функциональные и недорогие БПЛА будет выше в развивающихся и неевропейских странах. Европа станет менее важной для этих типов аппаратов, и эта тенденция частично подпитывается тем, что многие европейские страны отдают предпочтение программам, которые подразумевают определенный уровень участия в производстве национальной промышленности.

Как полагают аналитики, руководство Baykar Makina осознает сложившуюся в Европе тенденцию. Вероятно, по этой причине, крупнейший европейский клиент TБ2 Украина подписала в конце 2021 года соглашение о создании в стране совместных центров обучения и обслуживания «Байрактаров», что формирует базу для украино-турецкого производства платформы.

 

Общая доля рынка

Согласно данным в таблице 8, в 2022 году за выпуск 100 аппаратов производитель получит около 509,12 млн долл. Хотя ожидается, что годовые расходы и количество профинансированных аппаратов сократятся в 2023 и 2024 годах (до 273,24 млн долл. и 57 БПЛА; 173,6 млн долл. и 32 БПЛА соответственно), эти цифры, по-прежнему, значительно превышают показатели 2020 года. Как отмечалось выше, это снижение связано с отсутствием данных по будущим контрактам.

 

Таб.8 Общие годовые расходы на TБ2 и количество оплаченных БПЛА

Географически из-за крупного контракта Турции на TБ2 54,54% общей рыночной стоимости платформы приходится на Ближний Восток (см. таблицу 9). Растущая популярность БПЛА в Африке и снижение популярности в Европе привели к тому, что 18,34% (548,82 млн долл.) от общей доли рынка приходится на Африку. Европа же сохранила за собой 24,96% (747,04 млн долл.) от рынка ТБ2.

 

Таб.9 Доля общих расходов на программу ТБ2 для каждого региона

Регион Доля расходов, %
Африка 18,34
Азия 2,16
Европа 24,96
Ближний Восток 54,54

 

Таким образом, представляется возможным согласиться с экспертами Shephard Media в отношении того, что из-за сравнительно низкой удельной стоимости и успешного применения в нагорно-карабахском конфликте 2020 года БПЛА модели «Байрактар ТБ2» в 2021 году доминировал на рынке БПЛА MALE и имеет все шансы сохранить свои позиции в ближайшие годы. Рыночная доля платформы увеличилась с 1,586 млрд долл. в 2020 году до, примерно, 2,993 млрд долл. в 2021 году. Кроме того, в декабре 2021 года в Shephard, со ссылкой на свои источники сообщили, что Пакистан приобрел TБ2, увеличив, тем самым, предполагаемую долю рынка модели до 3,154 млрд долл. Снижение интереса к модели в Европе и на Ближнем Востоке компенсируется новыми африканскими клиентами – география спроса может измениться, но этот спрос останется высоким в ближайшие годы.

Вместе с тем, следует отметить, что британский анализ рыночных успехов БПЛА «Байрактар ТБ2» вышел до начала специальной военной операции России на территории Украины. Информация о результатах боевого применения ТБ2 в конфликте крайне противоречива, а потери украинских беспилотников, включая «Байрактары», значительны. Очевидно, что эти события окажут негативное влияние не только, на рыночную привлекательность модели, но и на перспективы украино-турецкого сотрудничества в производстве ТБ2. Последнее, с высокой вероятностью, послужило для Анкары определенным стимулом взять на себя роль посредника между Москвой и Киевом.

52.38MB | MySQL:110 | 0,603sec