Что стоит за проведением массовой казни в Саудовской Аравии

Глава ООН по правам человека 14 марта  осудил казнь 81 человека в Саудовской Аравии за один день и призвал королевство прекратить применение смертной казни. Мишель Бачелет заявила, что военные преступления могли быть совершены, если бы люди были обезглавлены после судебных дел, которые не давали надлежащих гарантий справедливого судебного разбирательства. Саудовская Аравия заявила 12 марта, что за один день казнила рекордный 81 человек за преступления, связанные с терроризмом, что превысило общее число казненных за весь 2021 год и вызвало критику со стороны правозащитников. Все приговоренные были «признаны виновными в совершении множества чудовищных преступлений», сообщило официальное саудовское агентство печати, заявив, что среди них были осужденные, связанные с джихадистской группировкой «Исламское государство», «Аль-Каидой», йеменскими повстанческими силами хоуситов запрещены в Россиии, или «другими террористическими организациями».  «Я осуждаю массовую казнь в Саудовской Аравии в субботу 81 человека по обвинению в терроризме»,-говорится в заявлении Бачелет. Верховный комиссар ООН по правам человека заявила, что среди обезглавленных 41 человек принадлежал к шиитскому меньшинству и принимал участие в антиправительственных протестах в 2011-2012 годах. Еще 7 были йеменцами, а 1  — гражданином Сирии. «Наш мониторинг показывает, что некоторые из казненных были приговорены к смертной казни после судебных процессов, которые не соответствовали гарантиям справедливого судебного разбирательства и надлежащей правовой процедуры, а также за преступления, которые, по-видимому, не соответствовали порогу наиболее тяжких преступлений, как того требует международное право. Я также обеспокоена тем, что некоторые казни, по-видимому, связаны с продолжающимся вооруженным конфликтом в Йемене. Приведение в исполнение смертных приговоров после судебных процессов, которые не дают требуемых гарантий справедливого судебного разбирательства, запрещено международным правом прав человека и гуманитарным правом и может быть приравнено к военному преступлению», — заявила Бачелет. Дела Саудовской Аравии в области прав человека находятся под пристальным вниманием правозащитных групп и западных союзников после убийства обозревателя Джамаля Хашогги в 2018 году. В королевстве один из самых высоких показателей казней в мире: в 2021 году было зарегистрировано 67 казней, а в 2020 году — 27. В 2019 году 37 задержанных, большинство из которых принадлежали к шиитскому меньшинству страны, были казнены по обвинению в «терроризме». В последний раз Эр-Рияд проводил массовую казнь такого масштаба в 1980 году, после того как 63 боевика захватили Большую мечеть в Мекке в 1979 году.

Если мы оставим «за скобками»  тему прав человека, то в сухом остатке главным итогом этой массовой казни является факт того, что переговоры меду КСА и Ираном, которые шли с сентября прошлого года при посредничестве  сначала иракского премьера М.аль-Казыми, а затем Аммана, провались и закончились без внятных результатов.   Напомним, что главной темой этих консультаций было стремление Иран  достичь с  Саудовской Аравией соглашения о продаже своей нефти и обойти санкции США в обмен на ограничение нападений хоуситов на нефтяные объекты королевства. После разрыва дипломатических отношений в 2016 году давние региональные соперники начали серию прямых переговоров в иракской столице в прошлом месяце. Их цель, как сказал один иракский чиновник, состоит в том, чтобы «положить конец состоянию конфликта и подстрекательства, ведущемуся институтами, связанными с обеими странами на всех уровнях». Иракские источники говорили, что война в Йемене была самой обсуждаемой темой за столом переговоров. В ходе этих переговоров саудовцы стремились гарантировать прекращение нападений, почти ежедневных в последние месяцы, со стороны поддерживаемых Ираном хоуситов на свои нефтяные и экономические институты. Иранцы, тем временем, сосредоточились на преодолении экономического прессинга, которое Тегеран испытал с тех пор, как администрация бывшего президента США Дональда Трампа вышла из ядерного соглашения в 2018 году и вновь ввела в отношении страны широкомасштабные санкции. В частности, иранцы вновь обратились к саудовцам с просьбой помочь им продать свою нефть ниже международных цен при условии, что саудовцы сами продадут ее на мировых рынках. После последней по времени массовой казни эту тему можно закрыть. Иран приостановил переговоры с региональным соперником Саудовской Аравией, сообщил 13 марта  сайт, связанный с высшим органом безопасности Ирана, не объясняя причин такого решения, поскольку пятый раунд переговоров должен был начаться на этой неделе. Тегеран также осудил массовые казни в Саудовской Аравии, в которых, по словам активистов, участвовал 41 мусульманин-шиит. Тем временем переговоры по иранской ядерной сделке в Вене зашли в тупик. «Иран в одностороннем порядке приостановил переговоры с Саудовской Аравией», — говорится в сообщении Nor News без объяснения причин, сообщает Reuters. В нем говорилось, что никакой конкретной даты для нового раунда переговоров назначено не было.

Рискнем связать это действие саудовцев с двумя основными моментами изменения оперативной обстановки.

  1. Это прогресс в деле достижения новой редакции СВПД.    По крайней мере, российское требование «о гарантиях вывода из-под санкций», которое вынудило мировые державы приостановить переговоры на неопределенное время, несмотря на наличие в основном завершенного текста соглашения, судя по всему, преодолено после срочных визитов в Москву министров иностранных дел Катара и Ирана. 15 марта министр иностранных дел России заявил во вторник, что Москва получила «письменные гарантии» от США о том, что санкции, связанные с ее вторжением в Украину, не повлияют на ее соглашения о ядерных поставках и сотрудничестве с Ираном в соответствии с ядерным соглашением 2015 года. «Мы получили письменные гарантии. Они включены в текст самого соглашения о возобновлении действия Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе»,- заявил Сергей Лавров журналистам в ходе пресс-конференции в Москве со своим иранским коллегой Хосейном Амир-Абдоллахианом. Ранее в этом месяце Россия запросила у Вашингтона гарантии того, что ее торговому, инвестиционному и военному сотрудничеству с Ираном не помешают санкции США в связи с войной на Украине. США назвали это требование в последнюю минуту «неуместным», а также,  как сообщается, заявили, что не будут вести переговоры об освобождении России от санкций и могут попытаться договориться об отдельной сделке, исключающей Москву. Однако Франция, Германия и Великобритания предупредили, что требование России может привести к краху переговоров. Собственно это понимали и в Вашингтоне и просто пытались сохранить «хорошее лицо при плохой игре».  На совместной пресс-конференции Лавров и Амир-Абдоллахиан отвергли утверждения о том, что требование России представляет собой «препятствие» для переговоров в Вене, и поддержали возвращение к сделке, которая ограничит ядерную программу Ирана в обмен на смягчение санкций. Немедленного подтверждения комментариев Лаврова со стороны США не последовало, но потенциальный прорыв повышает вероятность того, что сделка все же может быть достигнута и иранская нефть вернется на мировые рынки. После комментариев Лаврова цена на нефть впервые в этом месяце опустилась ниже 100 долларов за баррель, взлетев до рекордных максимумов в начале марта. Представитель Госдепартамента заявил: «Мы, конечно, не будем санкционировать участие России в ядерных проектах, которые являются частью возобновления полного осуществления СВПД». Но пресс-секретарь добавил, что США «не могут предоставить гарантий сверх этого», и Госдепартамент «не комментирует публично высказывания министра иностранных дел Лаврова. Возможно, теперь Москве ясно, что, как мы уже публично заявили, новые санкции, связанные с Россией, не связаны с СВПД и не должны оказывать никакого влияния на его реализацию».

Но помимо российских требований остаются еще несколько проблем.  На прошлой неделе переговоры в Вене, направленные на восстановление сделки, были приостановлены после того, как Вашингтон объявил, что захватил нефтяной груз двух иранских судов, которые, как он утверждал, нарушали санкции.  Но этот факт как раз не надо считать  главным барьером. Гораздо важнее, что Вашингтон отказывается отменить отнесение Корпуса стражей исламской революции к иностранной террористической организации;  между Ираном и Международным агентством по атомной энергии остается нерешенным вопрос о «возможных военных измерениях» деятельности Ирана, а также остается вопрос об исключении из санкционного списка других компаний, юридических и физических лиц. Но дело движется к подписанию СВПД, и в Эр-Рияде решили пойти «ва-банк»  в рамках своего отношения к этому процессу. На Востоке все и даже казнь является всегда сигналам тем или иным сторонам.

  1. Саудовцы решили попытаться обойти Иран с точки зрения купирования йеменского конфликта и выйти на сепаратные переговоры с хоуситами. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) рассматривает возможность приглашения повстанцев-хоуситов и других йеменских сторон на консультации в Эр-Рияде в этом месяце в рамках инициативы, направленной на поддержку мирных усилий под руководством ООН, сообщили два официальных лица из стран Персидского залива. Официальные лица, которые отказались назвать свои имена до официального объявления об этой инициативе на этой неделе, сообщили агентству Reuters, что в течение нескольких дней будут разосланы официальные приглашения на переговоры по военным, политическим и экономическим аспектам войны между хоуситами и международно- признанным правительством, поддерживаемым возглавляемой Саудовской Аравией военной коалицией. Они заявили, что официальные лица хуситов будут «гостями» генерального секретаря ССАГПЗ Найефа Фалаха Мубарака аль-Хаджрафа в штаб-квартире организации в Эр-Рияде и получат его гарантии безопасности, если группа примет приглашение на переговоры, которые, по их словам, запланированы с 29 марта по 17 апреля. Не сразу стало ясно, согласятся ли официальные лица хоуситов поехать в Саудовскую Аравию, которая поддерживает изгнанного президента Йемена Абд Раббо Мансура Хади. Рискнем предположить, что это маловероятно: главным условием своего участия в переговорах хоуситы называют признание их монопольной власти на севере страны, к чему в Эр-Рияде пока очевидно не готовы или вернее оговаривают это рядом условий, например, признания саудовской территорией двух спорных провинций, и создание устойчивой системы гарантий своей безопасности от обстрелов.  Официальные лица заявили, что Хади, базирующийся в Эр-Рияде, согласился на переговоры. Эр-Рияд изо всех сил пытается выбраться из дорогостоящей и непопулярной войны, которая унесла жизни десятков тысяч человек, в основном мирных жителей, и поставила Йемен на грань голода. В последние недели конфликт был затенен военной операцией России на Украине, и инициатива ССАГПЗ была выдвинута в преддверии конференции доноров 16 марта. Специальный посланник Организации Объединенных Наций в Йемене на прошлой неделе провел переговоры с йеменскими сторонами, направленные на создание рамок для инклюзивных политических переговоров. Усилия Соединенных Штатов и ООН по обеспечению прекращения огня в прошлом году провалились, и насилие усилилось. Тем временем администрация президента США Джо Байдена дала неоднозначные сигналы по поводу войны в Йемене. В феврале 2021 года Байден объявил о прекращении поддержки США наступательных операций возглавляемой Саудовской Аравией коалиции, что стало серьезным изменением политики предыдущей администрации, которая поддерживала саудовцев поставками на миллиарды долларов оружия для ведения войны. В ноябре Вашингтон одобрил продажу Саудовской Аравии 280 ракет класса «воздух-воздух» AIM-120C на сумму 650 млн долларов и начал предоставлять КСА техническую разведывательную информацию в режиме он-лайн.
62.87MB | MySQL:102 | 0,524sec