Итоги президентских выборов в Алжире

По итогам прошедших 9 апреля в Алжире президентских выборов главой АНДР в третий раз подряд стал 72-летний Абдельазиз Бутефлика. И хотя Конституционный совет официально объявил об этом лишь 13 апреля, мало кто в самом Алжире и за его пределами сомневался в том, что итоги голосования могли быть иными. По официальным данным, в выборах приняли участие 74,6 проц. имевших право голоса. За Бутефлику проголосовали 90 проц. из числа пришедших на избирательные участки, то есть за него отдали свои голоса 13 млн алжирцев из 14,4 млн. Одновременно Конституционный совет отверг 47 жалоб, поданных другими кандидатами.

За выборами следили наблюдатели от ООН, Африканского Союза, Лиги арабских государств и Организации Исламская конференция.

Пять других претендентов пришли к финишу избирательной гонки со следующими результатами: второе место заняла лидер Партии трудящихся /левацкая/ Луиза Ханун /4,5 проц. голосов/, третье — президент партии Алжирский национальный фронт /АНФ — националистический/ Муса Туати /2,04 проц./, четвертое — представитель исламистской партии «Аль-Ислах» Джахид Юнси /2,04 проц./, пятое — представитель исламистской Партии справедливости и свободы /ПСР/ Мохаммед Саид /0,92 проц./, шестое — руководитель националистической партии «Аль-Ахд-54» Али Фавзи Ребен /0,86 проц./.

Многие из известных политиков заранее отказались от участия в выборах в качестве претендентов. В частности, так поступили бывший президент страны Ламин Зеруаль /1995 — 1998гг./ и бывший глава правительства Реда Малек. Исламистская оппозиция также мало интересовалась выборами, так как единственный из возможных кандидатов Абдалла Джабалла /он уже боролся за президентский пост в 2004г./ также отказался выставлять свою кандидатуру.

Накануне выборов не обошлось без скандала — 7 апреля был запрещен к распространению номер французского еженедельника «Экспресс», который обвинили в «покушении на национальные ценности». В нем, в частности, была опубликована статья о Бутефлике.

Ряд видных политиков призывал алжирцев бойкотировать выборы. Среди них — проживающий в Катаре бывший руководитель ныне запрещенного Исламского фронта спасения Аббас Мадани. Такую же позицию заняли влиятельные оппозиционные проберберские партии Объединение за культуру и демократию /ОКД/ и Фронт социалистических сил /ФСС/. ОКД даже предложило объявить 9 апреля днем траура в Алжире, заменив по этому поводу над своей штаб-квартирой национальный бело-зеленый флаг на черный. Эта партия обвинила «официального кандидата», в частности, в использовании государственных средств на ведение избирательной кампании в его поддержку.

Подобный расклад вынудил наблюдателей заранее предсказать, что президентские выборы пройдут без оппозиции, которая называла их результат предрешенным заранее. Главная интрига выборов заключалась в том, сколько избирателей примут участие в голосовании.

Первый раз Бутефлика победил на выборах в 1999г. Тогда шесть других претендентов в последний момент сняли свои кандидатуры в знак протеста против предрешенности, на их взгляд, итогов голосования. Это не помешало проведению «альтернативных» выборов без альтернативы. В 2004г. Бутефлика добился переизбрания. Тогда на избирательные участки пришли 58 проц. избирателей. Бутефлика получил 85 проц. голосов.

Поскольку действовавшая тогда конституция страны не позволяла ему баллотироваться в третий раз подряд, поддерживавшие Бутефлику пропрезидентские партии инициировали референдум, в ходе которого алжирцы 12 ноября 2008г. проголосовали за соответствующее изменение основного закона страны. Оппозиционное ОКД назвало этот референдум «государственным переворотом».

В этот раз победа Бутефлики считалась предрешенной заранее потому, что ему противостояли малоизвестные — за исключением Луизы Ханун — политики. Более того, можно предположить, что среди претендентов-националистов были т.н. дублеры, призванные не допустить повторения истории, происшедшей в 1999г., когда одновременным отказом от баллотирования шестеро конкурентов Бутефлики попытались сорвать выборы.

Предвыборная программа Бутефлики была достаточно амбициозной. Он обещал алжирцам создать 3 млн рабочих мест в ближайшие 5 лет, построить 1 млн квартир. Его экономическая программа на тот же период предусматривает инвестирование 150 млрд долларов — почти столько, сколько было направлено на реализацию двух предыдущих 5-летних планов экономического развития /160 млрд долларов/. Правда, экономисты сомневаются, что третий план будет реализован, поскольку из-за снижения цен на нефть на мировом рынке резко сократились доходы Алжира. По официальной версии, у Алжира достаточно средств, чтобы противостоять последствиям мирового экономического кризиса в течение трех лет и одновременно вкладывать деньги в проекты строительства объектов инфраструктуры.

В настоящее время валютные резервы Алжира составляют 140 млрд долларов, еще 55 млрд находятся в распоряжении фонда регулирования доходов. Внешний долг за годы высоких цен на нефть сократился до 600 млн долларов. Официальный уровень безработицы составляет 12 проц.

Президент заявил о намерении продолжить политику национального примирения, которую он начал после избрания на первый срок в 1999г. Тогда на основании закона о «гражданском согласии» властям сдались тысячи исламистов. В 2005г. эту практику продолжила «Хартия за мир и примирение», обещавшая вооруженным исламистам прощение в случае их сдачи. В планы Бутефлики входит объявление всеобщей амнистии, проведение которой должно быть одобрено алжирцами на референдуме.

Накануне и в ходе выборов алжирские власти с целью предупреждения возможных терактов усилили меры безопасности в Алжире, других больших городах, а также в районах, пользующихся репутацией «опасных». Перед началом избирательной кампании министр внутренних дел Алжира Язид Зерхуни признал, что в стране продолжают действовать «несколько» террористических групп, которые могут попытаться осуществить «показательные» теракты. Как известно, после серии терактов в августе 2008г. алжирские силы безопасности предприняли серию антитеррористических операций, в ходе которых были уничтожены свыше 150 боевиков. В день выборов Зерхуни сообщил о предотвращении трех попыток терактов.

Бутефлика заранее дал понять, с какими показателями он победит на выборах, заявив, что «президент, который не получает подавляющего большинства голосов на выборах, не может быть президентом». Поэтому его главным противником на выборах были не конкуренты, а те алжирцы, которые намеревались не приходить на избирательные участки. Независимые газеты по этому поводу ехидно заметили, что в Алжире выборы прошли «по советскому сценарию эпохи Брежнева». Оппозиция выразила сомнение в правдивости официального показателя участия алжирцев в голосовании. А участница избирательного марафона Луиза Ханун заявила о «массированных фальсификациях». По ее словам, она «в деталях и в целом отвергает официальные результаты, которые достойны только банановых республик». Ханун утверждала, что должна была получить «не менее 30 проц. голосов». Что касается показателя участия алжирцев в выборах, то он находился в пределах 52 проц. Она, а также другие проигравшие претенденты подали жалобы в Конституционный совет, Национальную политическую комиссию по наблюдению за президентскими выборами и ООН. Можно согласиться с оценкой результатов выборов, которую представил алжирский политолог Рашид Аит Каси. По его мнению, «показатель участия чрезвычайно завышен, но доля голосов, поданных за Бутефлику, напротив, не удивляет, так как у него не было настоящих соперников, за исключением Луизы Ханун».

Все это в определенной степени обесценило значение победы Бутефлики.

Еще один итог президентских выборов — 9 апреля имеет все шансы стать отправной точкой для объединения сил светской оппозиции. Лидер ФСС Хосин Аит Ахмед призвал все демократические силы страны «оставить в стороне существующие между ними разногласия с тем, чтобы создать силу, способную добиться изменений». Этот призыв нашел положительный отклик даже среди постоянных оппонентов Аит Ахмеда из ОКД. Аналогичный процесс консолидации сил начался и в лагере исламистской оппозиции.

Переизбрание Бутефлики на третий срок не стало неожиданностью для основных зарубежных партнеров Алжира. По оценке алжирских СМИ, США, в частности, «скорее поддержали его». Как заявил представитель госдепа США, «мы хотели бы сотрудничать с ним в деле реализации его экономических и политических реформ, а также политики национального примирения». Одновременно он сообщил, что «мы знаем о жалобах, связанных с выборами, а также о том, что некоторые оппозиционные партии бойкотировали выборы, поэтому мы будем взаимодействовать с алжирским властями с тем, чтобы урегулировать эти проблемы». «Мы озабочены этими вопросами, и мы хотели бы, чтобы алжирские власти ответили на них, но в данный момент мы не видим никаких причин, которые могли бы помешать продолжению нашего сотрудничества с президентом Бутефликой», — отметил представитель госдепа.

В целом, переизбрание Бутефлики продемонстрировало сиюминутную прочность алжирской политической системы, однако оно чревато как минимум двумя проблемами как для правящей элиты, так и для всей страны. Во-первых, с учетом возраста президента страна в любой момент может оказаться перед необходимостью решать проблему преемственности власти. Во-вторых, определенные положительные макроэкономические показатели были достигнуты в период нахождения Бутефлики у власти во многом за счет высоких цен на углеводороды на мировом рынке. Теперь же ему придется выполнять сделанные перед выборами обещания в совершено иных условиях. А любое обострение и без того непростых социально-экономических проблем чревато притоком молодежи в ряды исламистских бандформирований.

52.4MB | MySQL:103 | 0,460sec