Пакистанский «план Маршалла»

В середине апреля в столице Японии Токио состоялась международная конференция «Друзей демократического Пакистана», организованная Всемирным банком и правительством Японии, в которой приняли участие представители тридцати стран и международных организаций – США, Китай, Южная Корея, Саудовская Аравия, Ирана, ряда европейских стран и т.д.

Основная цель форума, как заявил один из главных устроителей, премьер-министр Японии Таро Асо, — «стабилизация ядерной державы и оказание донорской помощи». Приоритетным вопросом конференции был вопрос борьбы с терроризмом в пограничных с Афганистаном территориях расселения пуштунских племен Пакистана. Министр иностранных дел ИРП Куреши обратился к международному сообществу за «политическим выражением солидарности и поддержки в борьбе Пакистана, как прифронтового государства».

Прошедшая конференция – часть комплексной международной программы по оказанию финансовой и гуманитарной помощи Исламской Республике Пакистан/ИРП. Еще в 2008г. в этом направлении стартовал Международный валютный фонд, одобрив заем в размере 7.6 миллиардов американских долларов и т.д.

Одним из основных действующих лиц на конференции был президент Пакистана Асиф Али Зардари, вступивший на высший государственный пост в сентябре 2008 г. Мировая общественность ждала от него презентацию стратегической программы борьбы с терроризмом в ответ на финансовую щедрость доноров. В свою очередь Исламабад жестко увязывает решение кризиса в пограничных с Афганистаном территориях с общим подъемом экономики Пакистана в целом, и территорий, населенных пуштунскими племенами в частности. «Правительство взяло курс на борьбу с боевиками, и она требует помощи и программы реконструкции, похожей на американский «План Маршалла» для послевоенной Европы, — заявил президент, — «мы должны бороться с боевиками до конца, и никогда не позволим экстремистам диктовать свою повестку дня людям с оружием. За время , прошедшее после атак 11 сентября 2001 г., в результате которого США вошли в Афганистан и сделали Пакистан своим региональным стратегическим партнером – Исламабад уже потратил 35 миллиардов долларов на борьбу с экстремистами. Пакистан в одиночку не в состоянии нести огромное социальное и экономическое бремя – войну. Нам нужна мощная международная помощь. Пакистану нужен своего рода «План Маршалла»… Это обязательно условие, потому что региональный мир и безопасность, и мир в целом, зависят от того, насколько хорошо мы ведем борьбу с боевиками…., некоторые территории Пакистана, населенные племенами были превращены в оплот терроризма . Но проблема не в одном Пакистане. Это региональный вопрос, и он должен быть адресован всему региону». Многие зарубежные аналитики полагают, что «пакистанская экономика еще до недавнего времени, считалась второй в регионе Южной Азии, но за последние два года темпы роста резко снизились вследствие падения азиатского рынка, политических перестановок и развернувшейся борьбы протии боевиков движения Талибан».

Вниманию стран-доноров Зардари предложил план оздоровления экономики, состоящий из девяти пунктов, иными словами в него были включены отрасли народного хозяйства, срочно требующие мощных финансовых средств: «банки и финансы, сельское хозяйство, промышленность и торговля, образовательные программы, энергетический сектор, частное предпринимательство, рынок ценных бумаг, административные реформы, программа искоренения бедности ». Например, энергетический сектор – страна остро нуждается в электроэнергии, федеральные и муниципальные власти вынуждено идут на веерное отключение энергии даже в столице, Исламабаде.

В целом международные доноры обещали предоставить Пакистану финансовую помощь в размере шести миллиардов американских долларов на политическую и экономическую стабилизацию страны; европейское сообщество — в размере 640 миллионов, в то время как Саудовская Аравия – 700 миллионов долларов. В целом по подсчетам международных экспертов, прогнозируемый рост экономики после инвестиционных вливаний должен составить 2.5% — 3.5% к концу текущего финансового года, т.е. июню 2009.

Одним из традиционных солидных спонсоров Пакистана является страна восходящего солнца. «Япония готова предоставить финансовую помощь Пакистану в размере одного миллиарда долларов в течение двух лет в целях стабилизации экономики и борьбы с терроризмом…». «Стабильное развитие Пакистана напрямую приведет к стабильности в регионе в целом», — заявил Таро Асо, премьер-министр страны.

В то же время Япония, которая очень чувствительно относится к вопросам нераспространения ядерного оружия, высказала озабоченность по данному вопросу, предупредив Зардари, что «будет внимательно следить за выполнением Пакистаном как договоренностей по распределению донорской помощи, так и развитием ядерной программы в целом страны. Еще в августе 2000 г. премьер-министр Японии поднимал вопрос о подписании Исламабадом Договора о нераспространении ядерного оружия в канун его официального визита в Пакистан. Правивший в то время главный военный администратор генерал П.Мушарраф завил, что «не настояло время для подписания, и что подобный шаг только дестабилизирует ситуацию в Пакистане».

Также была высказана критика в адрес Пакистана, что помимо «недостаточно эффективной борьбы с боевиками, на него падают подозрения в передаче ядерных технологий другим странам, в частности Северной Корее».

В свою очередь Зардари пообещал предоставить японским компаниям режим наибольшего благоприятствования – учредить специальную экономическую зону в Карачи.

Также одним и крупных спонсоров выступили Соединенные Штаты Америки, предоставив один миллиард долларов в качестве предоплаты из обещанных семи с половиной миллиардов в течение пяти лет. Но американское донорство сопровождалось рядом жестких условий: «эффективная борьба с боевиками, жесткий надзор за распределением денег; пересмотр внешней политики Исламабада и стратегии борьбы с боевиками; изменения отношения к Индии, рассматривая ее как дружественную нацию, а не врага, несмотря на ответную реакцию Дели на подобный шаг. Исламабад также должен запретить деятельность всех кашмирских группировок, ведущих освободительную борьбу в долине; также законопроект затрагивает очень болезненный вопрос для Исламабада – допуск американских представителей к доктору Кадир Хану», отцу пакистанской ядерной бомбы, который уже несколько лет находится под домашним арестом. Подобные условия вызвали резкую негативную реакцию Исламабада.

Контроль США объясняется несколькими причинами — новая администрация Вашингтона заявила о региональном подходе к вопросу борьбы с талибами и «Аль-Каидой», в эту борьбу включен и Пакистан; ему на указанные цели администрация Б.Обамы планирует выделить 7.5 миллиардов долларов, и законопроект уже отправлен на рассмотрение в палату представителей Конгресса США. Но в ответ на выделяемую финансовую помощь те же конгрессмены требуют четкого плана борьбы с боевиками.

«А есть ли он у Пакистана», — задаются вопросом многие аналитики. Недавний внутриполитический кризис в Пакистане, разногласия правящей коалиции с армией, отсутствие единства в самой коалиции затрудняет действия, направленные на разработку единого стратегического плана развития экономики и борьбы с терроризмом, что в свою очередь заставляет пессимистично оценивать результативность эффективного распределения больших средств, выделяемых в настоящее время Пакистану.

52.28MB | MySQL:103 | 0,467sec