О турецкой реакции на операцию РФ на Украине. Часть 33

24 февраля с. г. Российская Федерация начала специальную военную операцию, которая была обозначена, изначально, как операция по защите признанных Россией ДНР и ЛНР.

Однако, как можно заметить, границы операции значительно расширились и уже можно говорить об «операции» практически на всей территории Украины. Заменив в заголовке слово «Донбасс» на слово «Украина», продолжаем ранее начатый цикл публикаций, посвященный текущей, оперативной, реакции в Турции на российскую специальную операцию (хотя с учетом просачивающегося в СМИ хода переговоров между российской и украинской делегациями, возможно, придется обратно менять слово «Украина» на слово «Донбасс» — И.С.).

Имея в виду геополитическую важность Турции для России, как «южного окна» в мир, продолжаем разбираться с турецкой реакцией на происходящие события.

Часть 32 нашего цикла статей доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=85052.

Напомним, что, в предыдущей части нашей публикации, мы остановились на тех оценках работы ВС РФ, которые звучат в турецких средствах массовой информации.

Отметим, что, предсказуемо, на информационном поле Россия ведет неравный бой, чье течение ещё осложняется непростым ходом военной операции, а также тем затишьем, которое сегодня наблюдается на полях сражений в преддверии «генерального сражения».

Однако, уже сейчас действия ВС РФ прозападными СМИ во всеуслышание провозглашены «неуспешными» с военной точки зрения, да ещё и отягощенными многочисленными нарушениями прав человека – от обвинений в «геноциде в Буче» и «ударов по Краматорску» до многочисленных «изнасилований украинок, украинцев, и украинских детей». Причем, что характерно, подача в прозападных СМИ идет такая, что также действовала и Красная Армия в 1945 году «в Берлине».

Надо сказать, что реальность такова, что подавляющее большинство СМИ в Турции – прозападно настроенные.

А, следовательно, если разворачивается кампания по дискредитации ВС РФ на Западе, то она разворачивается и на турецком фронте. Отметим, что те самые заявления о, якобы, «массовых случаях изнасилования украинок» нашли отражение в крупнейшем турецком издании – газете Hürriyet.

Так, 8 апреля с. г. издание опубликовало статью под заголовком «Изнасилование как оружие войны! Что произошло в Берлине и Нанкине?» авторства штатных авторов газеты Селин Ырмак Качмаз и Тубы Озтюрк (подчеркиваем, «штатных», а не простых колумнистов – И.С.).

Мы не будем вдаваться в текст этой скандальной, даже по меркам нынешней информационной кампании против России, публикации. Заметим лишь, что она выдержана полностью в духе, описанном выше – Красная Армия и Армия РФ, как её правопреемница – это армия «насильников», творящая «беспредел» везде – хоть в Берлине, хоть в Буче. Для желающих ознакомиться с текстом этого «исследования» – ссылка: https://www.hurriyet.com.tr/gundem/bir-savas-silahi-olarak-tecavuz-berlin-ve-nankingte-neler-yasanmisti-42037992.

И ещё один нюанс – это приписка в конце статьи, что авторы, при подготовке своего материала воспользовались статьями британской газеты Guardian под красноречивыми заголовками «Изнасилование как орудие: выявлены огромные масштабы сексуального насилия в Украине» и «Русские солдаты изнасиловали каждую немку от восьми до 80 лет».

Заметим, что выход этой развернутой публикации был полностью синхронизирован с публикацией аналогичных материалов на Западе, что, вряд ли, можно считать случайностью. Речь идет о планомерной системной антироссийской работе.

Таким образом, прозападными СМИ решаются, одновременно, несколько задач.

Ну, для начала, заметим, что публикациями подобного рода прозападные СМИ пытаются подавить очаги сопротивления тех СМИ, которые выступают если не на российской стороне, то, по крайней мере, пытаются придерживаться равноудаленной подачи информации, черпая её не только из украинских / западных источников, но и из источников российских. Создавая шоковый эффект, Запад стремится выключить независимые и пророссийские СМИ из дискуссии, чтобы дальше уже безраздельно хозяйничать на информационном пространстве. Вплоть до той степени, что оппонировать иностранным обозревателям становится просто неудобно. Кроме того, стремятся уверить в том, что спорить «бесполезно» — все равно, весь мир поверит «во что надо поверить».

Если говорить, непосредственно, об эффекте на театр военных действий, то создается и эффект эйфории, поощряющий, во-первых, украинскую сторону тиражировать подобного рода громкие провокации, которые будут пользоваться «индульгенцией» от должного рода расследований. Совершенно неудивительно, что за Бучей последовал Краматорск, а за Краматорском последует что-то ещё.

Та же эйфория дает ложную надежду украинской стороне на то, что эту войну можно выиграть, а, следовательно, нужно воевать «до последнего солдата». Можно сказать, что развязанная война становится для Украины, если не допингом, то, по крайней мере, сильнодействующим наркотиком. В этом смысле, ВС РФ, на поле боя, воюют со стороной, пребывающей в сильном «неадеквате». К слову сказать, как можно судить из материалов, снимаемых «на передке», «информационный наркотик» — не единственный, принимаемый турецкой стороной.

Кроме того, наиболее ярые противники России, уверившись в «способности Украины победить», на фоне демонстрируемой Россией неготовности расценивать поставки оружия как «враждебный шаг» со всеми вытекающими последствиями, приступили к поставкам Украине тяжелых вооружений.

Ярким примером является Словакия, предоставившая, как сообщается, Украине единственную имеющуюся у неё систему С-300. Заметим, что это резко контрастирует с тем, что Турция, ранее, невзирая на огромное на себя давление и обещания со стороны Запада, отказалась предоставлять Украине приобретенные ею у России системы С-400, даже в обмен на снятие с неё ранее введенных санкций.

Это – к вопросу о том, что России сейчас нужны не «мифические друзья», а страны, обладающие собственной «субъектностью», с которыми можно разговаривать без участия третьей, западной стороны.

Заметим, что наркотический информационный эффект побуждает противников России «терять всяческие края» и здесь очень характерен пример Польши.

Согласно полученной нижеподписавшимся информации: Польша по официальным каналам предупредила Турцию, что будет конфисковывать на своей территории имущество тех турецких строительных компаний, которые работают в России. Турки пока не раздувают из этого скандала. Тем более, что не так много турецких строительных компаний работают одновременно в России и в Польше – их минимальное количество.

Однако, просматривается, что Польша так «осмелела» далеко неслучайно и можно это рассматривать в качестве «хитрого захода» на Турцию, предупреждения о том, что и другие страны, где турецкие подрядчики более активны, чем в Польше, могут выступить с аналогичным требованием. Если, разумеется, турок сейчас удастся «продавить» на таком мелком прецеденте, который представляет собой Польша. В следующий раз, с аналогичным требованием к Турции может обратиться уже и страна ЕС из «старой Европы» и даже США, где турецкие компании – не в пример более активны. Если один раз Турция на подобный «пробный шар» поддастся. Ну, а Запад пытается действовать пока методом «уговоров и увещеваний».

Пока же Турция, отказывающаяся вводить санкции против России, решает свои собственные задачи. Приведем наглядную иллюстрацию того, как это работает на практике:

На уходящей неделе министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что, на фоне войны на Украине, Великобритания сняла запрет на экспорт продукции своей оборонной промышленности, введенный в отношении Турции. Министр намекнул, что Канада также стремится ослабить свой запрет. Заявления турецкого министра прозвучали на министерской встрече НАТО в Брюсселе.

Цитируем турецкого министра:

«Мы говорили с министром иностранных дел Великобритании Лиз Трасс. Мы отслеживали вопросы, которые были подняты на встрече между премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном и президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом в этом зале около 15 дней назад», — сказал министр, подчеркнув, что один из вопросов касается закупки двигателей для TFX National — боевого самолета, одного из самых ожидаемых оборонных проектов Турции. «Великобритания сняла экспортные ограничения. Мы довольны этим», — сказал Чавушоглу. Однако, он добавил, что Турция хочет «улучшить сотрудничество с Великобританией в важных оборонных проектах, включая военные самолеты, военные корабли и авианосцы».

Как сообщают турецкие СМИ, в прошлом, «некоторые союзники по НАТО», а именно Канада, аннулировали разрешения на экспорт беспилотных технологий в Турцию после того, как пришли к выводу, что страна продала оборудование азербайджанским Вооруженным Силам во время войны в оккупированном Арменией Нагорном Карабахе.

Под эмбарго, как отмечается турецкими СМИ, попали системы камер для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) производства Baykar (изделие: БПЛА «Байрактар»), которые в настоящее время также «используются украинскими военными против России». Экспортные лицензии были приостановлены в 2019 году во время военных действий Турции в Сирии. Затем ограничения были ослаблены, но вновь введены во время Нагорно-Карабахского конфликта.

Кроме того, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу сказал, что некоторые страны, «такие как Канада», уже предприняли шаги по ослаблению ограничений в оборонной промышленности. Он заявил, что самым важным вопросом повестки дня его двусторонней встречи с министром иностранных дел Канады Мелани Жоли были ограничения в оборонной промышленности, и что они договорились преодолеть этот вопрос.

Как пишут турецкие СМИ, между тем, турецкие оборонные компании также работают над производством деталей, на которые распространяется эмбарго, внутри страны. На вооружении турецкой армии уже есть БПЛА Bayraktar TB2, который был оснащен разработанной ведущей оборонной фирмой Турции Aselsan системой наведения с общей апертурой (CATS), заменяющей канадские аналоги.

Разумеется, все это — ожидаемые новости:

Предварительным условием Западу для ведения с собой любых «союзнических» переговоров по «украинскому досье» Турция называет полную отмену ранее введенных ограничений против её ОПК, а ещё лучше – создание режима наибольшего благоприятствования сотрудничеству по линии ОПК (см. выше заявления министра иностранных дел Турции по перспективным направлениям сотрудничества с Великобританией – И.С.).

Одним выражением дружелюбия и призывами к союзничеству Запад здесь, как можно судить, «не отделается». Турция демонстрирует свою субъектность в этом вопросе и отсутствие у Запада таких сильных рычагов на себя, какие, допустим, есть на «дружественную» России Сербию (как показало недавнее голосование по исключению России из СПЧ при ООН – И.С.).

Так что, благодаря турецкой настойчивости, «лед тронулся» — «дрогнули» Великобритания и Канада, США — пока отмалчиваются. Но там создан прямо под эти цели «стратегический механизм диалога». И там турки не отступят от своей принципиальной позиции. При этом, тут есть один «небольшой» нюанс: отмена санкций — это условие не для того, чтобы Турция пошла навстречу Западу и ввела санкции против России, а, чтобы Турция просто выслушала и поговорила со своими западными партнёрами.

С тем, чтобы прийти к закономерному итогу: проблема у Запада — такая, что любые санкций, вводимые в обход ООН, являются незаконными. Турция уже не раз заявила Западу, что присоединится только к санкциям ООН. Так что Турция, конечно, западных «партнёров» выслушает и ответит ровно это: «проведите санкции через ООН и тогда уже приходите снова».

Это, подчеркнем, — неизбежный итог любых переговоров между Турцией и Западом, из которых Турция будет пробовать с максимальными практическими выгодами для себя, не будучи готовой поступиться главным – продолжением своего сотрудничества с Россией.

Одним из тех козырей, которые Турция разыгрывает в отношениях с Западом – это статус «миротворца, поддерживающего Украину».

В этом смысле, Турция небезосновательно разыгрывает в отношениях с Западом ту карту, что, если она введет санкции по отношению к России, то утратит способность к миротворчеству. А это приведет к тому, что на первую позицию выйдет Беларусь, где шансы Украины на достижение желаемого для себя эффекта заметно снизятся. В то время, как Стамбул – это более комфортная для Украины площадка страны-члена НАТО. А, следовательно, терять его нельзя.

На самом деле, в такой риторике, присутствует изрядная доля «военной хитрости», используя которую Турция снижает на себя давление за продолжение диалога и сотрудничества с Россией. Однако, формально, Турция выглядит абсолютно правой в своих аргументах и Запад придраться к ней не может.

В русле того, что «и Россия, и Украина хотят видеть Турцию в качестве миротворца», а, следовательно, — все идет по плану, работают и турецкие СМИ. Цитируем свежую публикацию турецкого издания Daily Sabah:

«Официальный представитель Турции заявил, что Россия и Украина готовы к мирным переговорам, несмотря на резню в Буче», но есть «нерешенные вопросы».

«И Россия, и Украина готовы вести переговоры в Турции, но они далеки от согласования общего текста», — сказал чиновник.

По словам чиновника, есть «некоторые нерешенные вопросы», в том числе статус регионов Донбасс и Крым, а также гарантии безопасности; он добавил, что дата следующего раунда переговоров не определена.

Турция, в которой на прошлой неделе состоялись переговоры между российскими и украинскими переговорщиками, выступает посредником в поиске решения для прекращения конфликта.

«Мы — единственная страна, которая может разговаривать с обеими сторонами, единственная страна, которая может разговаривать с Россией», — подчеркнул чиновник.

«Введение санкций — не лучший способ решить проблему», — сказал турецкий чиновник, добавив, что Анкара присоединится только к санкциям ООН.

Чиновник сказал, что самые деликатные вопросы обсуждались в Стамбуле между переговорщиками двух стран, не уточнив подробностей.

«У нас есть некоторые идеи по поводу содержания, но мирный ли это договор? Мы не можем квалифицировать документ».

По словам чиновника, две страны «договорились по некоторым вопросам», включая так называемую денацификацию, нейтралитет Украины и гарантии безопасности.

Но они должны определить гарантии безопасности, потому что некоторые страны «обеспокоены тем, что это может привести к прямой конфронтации с Россией», сказал чиновник: «Есть некоторые юридические вопросы, которые необходимо решить в составе поручителей».

На предыдущих мирных переговорах в Стамбуле, украинские переговорщики заявили, что Киев готов принять нейтралитет в обмен на гарантии безопасности, которые будут предоставлены пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН, а также некоторыми другими странами, включая Турцию, Германию, Канаду и Израиль.

Украинские переговорщики сравнили гарантии безопасности, которых они хотят, со статьей 5 договора НАТО, согласно которой члены соглашаются встать на защиту друг друга в случае военной агрессии.

31 марта министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу заявил, что министры иностранных дел России и Украины могут встретиться в течение двух недель, но, по мнению турецкого правительства, снимки, появившиеся в Буче в минувшие выходные, бросили тень на мирные переговоры.

Россия обвинила украинских переговорщиков в изменении требований после переговоров в Стамбуле, заявив, что Киев не заинтересован в прекращении боевых действий.

В ответ Украина призвала Россию показать готовность к диалогу, снизив «враждебность».

62.89MB | MySQL:102 | 0,515sec