Что привело к отставке премьер-министра Пакистана Имрана Хана

Срок Имрана Хана на посту премьер-министра Пакистана закончился после нескольких недель высокой внутриполитической напряженности. Вердиктом Верховного суда был восстановлен парламент, который Хан пытался распустить из-за выдвинутого в его адрес вотума недоверия. Конец пребывания бывшего премьер-министра в должности связан с двумя основными факторами. Партия Хана «Пакистан Техрик-е-Инсаф» (PTI) потеряла поддержку в парламенте со стороны союзников по коалиции, что лишило ее большинства, необходимого для победы над вотумом недоверия. За пределами парламента Хан, похоже, потерял поддержку руководства Вооруженных сил Пакистана, которое, по утверждению оппозиции, помогло ему победить на всеобщих выборах 2018 года. Недавно военные вступили в публичную конфронтацию с премьер-министром по поводу ряда назначений и политических решений. В последние недели, когда основные оппозиционные партии, такие как Пакистанская народная партия (ПНП) и Пакистанская мусульманская лига – Наваз (PML-N), активизировали усилия по свержению Хана, союзники по коалиции открыто заявляли о недовольстве по поводу принимаемых им решений. «Что касается управления, то правительство полностью потерпело неудачу», – заявил сенатор Анвар уль Хак Какар от Партии Авами Белуджистана (BAP), союзника по коалиции, отказавшегося от поддержки Хана в конце марта. «Последние два года мы испытывали недовольство», – добавил Какар. «Партия была неудовлетворена своей долей в федеральном правительстве и выделенным ей министерским портфелем». Негативный настрой среди бывших союзников Хана также поддержал Надим Афзал Чан, специальный помощник премьер-министра, который оставил свой пост и вернулся в оппозиционную ПНП в начале марта. «Я был впечатлен антикоррупционной системой Хана и устал от статус-кво», – отметил Чан, добавив: «но потом я увидел, что, хотя Хан публично говорил о бедных, в частном порядке он окружил себя состоятельными инвесторами».

 

Экономический фактор

Углубляющийся экономический кризис и двузначная инфляция способствовали росту недовольства, преследовавшего Имрана Хана большую часть его срока. В феврале, когда оппозиционные настроения стали заметно нарастать, премьер-министр объявил о снижении внутренних цен на топливо и электроэнергию, несмотря на глобальный рост, пообещав заморозить цены до конца финансового года. Этот шаг усилил давление на хронический бюджетный дефицит Пакистана и проблемы с платежным балансом. На прошлой неделе пакистанская рупия упала до исторического минимума по отношению к доллару США, а Государственный банк Пакистана резко повысил процентные ставки на экстренном заседании. Экономика станы и по сей день остается в плачевном состоянии. Мифтах Исмаил, бывший министр финансов от PML-N, считает: «Две самые большие экономические проблемы, стоящие перед Пакистаном на данный момент, – это высокая инфляция и быстрое истощение валютных резервов. Сложность состоит в том, что, поскольку валюта обесценивается из-за уменьшения резервов, это приводит к еще большей инфляции».

 

Военный фактор

После подтверждения отставки Имрана Хана бывшие союзники все более откровенно говорят об отношениях между гражданскими и военными  как существенной факторе пакистанской политики. Поддержка премьер-министра в парламенте начала ослабевать, когда военные дали понять, что не встанут на сторону Хана в борьбе против оппозиции, придерживаясь политики так называемого нейтралитета. «Когда истеблишмент стал нейтральным, союзники увидели, что правительству не выжить», – заявил сенатор Какар от BAP. «Как только закрепилось мнение, что он не может остаться, это стало лишь вопросом времени». Хан является последним в длинной череде пакистанских премьер-министров, вступившим в конфронтацию с военными из-за ключевых назначений и шагов в сфере внешней политики. В октябре 2021 года напряженность между гражданскими и военными достигла пика, когда Хан попытался сохранить генерал-лейтенанта Фаиза Хамида в качестве начальника разведки, отвергнув кандидатуру, предложенную главнокомандующим армией генералом Камаром Баджвой. Протеже Баджвы, генерал-лейтенант Надим Анджум, в конце концов был назначен новым генеральным директором Межведомственной разведки (МВР), но продолжавшееся несколько недель противостояние негативно сказалось на внутриполитических настроениях. Второй срок генерала Баджвы на посту командующего армией заканчивается в ноябре, и генерал Хамид является одним из самых высокопоставленных генералов, имеющих право занять его место. По законам страны, командующего армией назначает премьер-министр Пакистана.

 

Внешнеполитический фактор

Попытка Хана перестроить отношения с США, крупнейшим торговым партнером Пакистана и неоднозначным союзником, также была показательной. Преследуя так называемую нейтральную внешнюю политику, Хан отправился в Россию в поисках торговых сделок накануне начала спецоперации на Украине. Несмотря на то, что пакистанские военные поддержали визит Хана в Москву, разногласия усилились после инцидента с вотумом недоверия в парламенте. Хан назвал это заговором США с целью его смещения в отместку за поездку в Россию и нейтральную внешнюю политику. В качестве доказательства в ходе публичного митинга в Исламабаде 27 марта Хан продемонстрировал письмо, в котором утверждалось, что США направили Пакистану дипломатическое предупреждение о смещении его с поста премьер-министра. Дипломатическое послание, предполагаемая угроза со стороны США и заявление Хана о том, что недоверие было частью заговора под руководством Вашингтона в итоге не сыграли ему на пользу. Генерал-майор в отставке Атар Аббас, бывший военный пресс-секретарь и посол Пакистана на Украине с 2015 по 2018 год, заявил следующее: «Письмо требует жесткой реакции и корректирующих мер. Реакция (в вооруженных силах – авт.) на вопрос о том, следовало ли его использовать для вмешательства в вотум недоверия, неоднозначна». Аббас также привел в качестве примера разногласия между Ханом и военным руководством, которые накопились за время его пребывания у власти, в том числе из-за неэффективного политического и экономического управления, поспособствовавшего дискредитации имиджа армии в глазах общественности. Другой отставной военный чиновник, вице-маршал авиации Шахзад Чаудри, предположил, что напряженность в отношениях с военными также связана со стилем правления Хана. «В вопросах политики Хан мог быть непостоянным. В его действиях не было предсказуемости и стабильности. Имран Хан – популист, и в этом его уязвимость».

Однако, несмотря на тотальное поражение в парламенте, Хан вряд ли станет политически израсходованной силой. Циклический характер пакистанской политики уже приводил к тому, что бывшие премьер-министры возвращались в политическую игру и восстанавливались в должности (о чем свидетельствуют примеры Наваза Шарифа и Беназир Бхутто). Но сейчас ожидается, что пост временного премьер-министра до следующих всеобщих выборов займет Шахбаз Шариф – младший брат бывшего премьер-министра Наваза Шарифа и бывший главны министр Пенджаба, самой густонаселенной провинции страны. Временное правительство, которое он, как ожидается, возглавит, унаследует серьезные проблемы, от стремительного роста инфляции до все более поляризованного политического климата, который в конечном итоге может привести к очередному витку внутриполитических волнений в Пакистане.

52.23MB | MySQL:103 | 0,478sec