Оценки в Израиле происходящего на Украине и ситуации вокруг нее. Часть 10

Боаз Бисмут, бывший главный редактор (с апреля 2017 до 31 января 2022 г.) газеты «Исраэль гайом», которая поддерживала политику правительств предыдущего премьер-министра Биньямина Нетаньяху (2009-2021), считает, что «вторая экономическая держава мира (китайская экономика в шесть раз больше российской) сегодня должна сделать нелегкий выбор: можно ли открыто помогать российскому лидеру, которого США окрестили “военным преступником”»?

По словам Б.Бисмута, несмотря на то, что 2 марта 2022 г. на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 141 страна, включая Израиль (из 193 стран), проголосовала за осуждение «нападения России на Украину», «Россия не одинока на украинском фронте». «И в Азии, и в Африке многие страны отказались присоединиться к осуждению Москвы. Например, Китай и Индия (2,8 млрд человек), вошедшие в число 35 избегающих осуждения стран, выбрали сторону: они заявили, что не принадлежат к антипутинскому лагерю».

По мнению Б.Бисмута, «Китай становится ключевым игроком в этой войне. В свете ожидания поглощения Тайваня КНР выйдет на авансцену в подходящий момент. Если сегодня у кого-то и есть возможность действовать против России, так это у Китая, но он не будет спешить использовать свои возможности, потому что известно, что его собственные интересы превыше всего».

Китай и Индия «не в восторге от войны, которая втягивает мир в экономические авантюры и приводит к нехватке сырья, столь необходимого для их роста, но они заявили в ходе того же голосования на ГА ООН, что они точно не входят в антипутинскую коалицию, очень быстро сформированную на Западе и вдохновленную общественным мнением и социальными сетями, которые оказывали сильное давление на различные правительства». Однако, полагает Б.Бисмут, «то самое давление, которое сегодня оказывается на Москву во имя справедливости и морали (вопрос суверенитета и гуманитарный кризис на Украине, в том числе проблема миллионов беженцев), со временем может быть направлено на Киев, чтобы он проявил гибкость и согласился с условиями Москвы. Затяжная война (вероятный сценарий) будет иметь экономические последствия для домохозяйств по всему миру. Повышение цен и/или нехватка продуктов на полках в худшем случае (и это включает в себя основные продукты, такие как мука), не говоря уже о высоких ценах или очередях на заправках, может перенести давление с одной стороны на другую. Несгибаемость никогда не была сильной стороной Запада в современную эпоху. Тогда как русские продемонстрировали превосходство в этом в различных и трудных периодах своего прошлого. Для достижения идеальной для Москвы ситуации – прекращения войны без отказа от интересов России – Путин отчаянно нуждается в поддержке старшего брата – Китая».

Б.Бисмут пишет о том, что «Москва чувствует себя сегодня, как и вчера, гораздо комфортнее на своем родном Востоке, даже если геополитически мир изменился. Китай уже не тот Китай». Российско-китайские отношения переживали взлеты и падения, но, полагает он, «Китай сегодня сильно выиграет от ловушки, в которую попал Путин на Украине, даже если российский лидер вынуждает Пекин делать то, что он не любит больше всего: раскрывать карты. Серьезным испытанием для китайцев сегодня стал вопрос о том, как помочь Москве, не засвечиваясь; задача осложняется стремлением быть одновременно нейтральным и пророссийским. Такая дипломатическая акробатика вполне под силу. Китай создал себе достаточно сильную позицию, чтобы иметь возможность для маневрирования. Помогает личностный фактор, продемонстрированная лидерами двух стран привязанность и признательность друг другу, а также сильная сплоченность в конкуренции с главным соперником – США».

В своей статье Б.Бисмут напоминает, что в начале февраля 2022 г., «еще до того, как российские бронетанковые войска вторглись на Украину, президент России Владимир Путин и председатель Си Цзиньпин встретились в китайской столице в рамках открытия зимних Олимпийских игр. Они решили подарить миру китайско-российский роман, повысив уровень взаимодействия до “партнерства без границ”. В это время мировые спецслужбы уже выяснили, что русские скоро вторгнутся на Украину. Трудно поверить, что китайский лидер об этом не знал. Среди прочего, оба лидера договорились не только сотрудничать по целому ряду вопросов, но и действовать против американского превосходства и продвигать новый мировой порядок, который не будет основываться на интересах Запада и его ценностях. Во время ужина на двоих они уже подвергались западному давлению. Путин уже сосредоточил силы на границе с Украиной и получал от Запада предупреждения не предпринимать наступательных действий, в то время как его китайский коллега пострадал от дипломатического бойкота проводимой в его стране Олимпиады». «Интересно, были ли Украина и Тайвань в меню, которое им [Путину и Си Цзиньпину] подавали во время той трапезы?» – задается вопросом Б.Бисмут.

Он полагает, что «сегодня Путин возлагает большие надежды на китайского лидера. Москва ищет и ожидает как экономической, так и военной помощи от китайского партнера. Если это так, то война на Украине значительно расширится, и будет иметь далеко идущие последствия».

Отмечается, что «поначалу Запад считал достижением то, что Китай воздержался при голосовании в ГА ООН, хотя российское вторжение противоречило китайскому принципу уважения государственного суверенитета. В то время как США угрожали жесткими санкциями против Китая, если он проигнорирует санкции против Москвы и снабдит россиян оружием, китайцы воспользовались ситуацией и выдвинули свои требования: не допустить, чтобы американцы помогали тайваньским силам, призывающим к независимости острова».

Б.Бисмут напоминает о «напряженной встрече в Риме между советником по национальной безопасности США Джеком Салливаном и членом политбюро ЦК Компартии Китая Ян Цзечи», которая высветила противоречивые интересы сторон. «Партнерство между китайцами и американцами ограничено. Возможно, это не новость, но становится заметным, когда речь идет о Москве. Недаром госсекретарь США заявил, что “Китай находится не на той стороне истории”».

Допускается, что Китай не изменит своей позиции на волне угроз или «моральных» заявлений Вашингтона. Пекин, прежде всего, преследует интересы Китайской Народной Республики, в том числе усиление ее независимых возможностей во всех секторах. «Это необходимое условие для тех, кто стремится стать сверхдержавой завтрашнего дня. Кстати, Китай уже успешно справился с волной санкций. Его главная задача – минимальная зависимость от всего, что находится за пределами китайских границ».

Война на Украине может ускорить процесс самообеспечения Китая, что отражено в 14-м пятилетнем плане Китая, который был одобрен Всекитайским собранием народных представителей в марте 2021 г.

По мнению Б.Бисмута, война на Украине имеет потенциал для новой, более масштабной холодной войны между Россией и Китаем, с одной стороны, и Соединенными Штатами, с другой. Однако «поражение России на Украине только ускорит или высветит новую холодную войну, к которой мир движется семимильными шагами – между США и Китаем, и она разразится и даже решится только тогда, когда это будет удобно китайцам. «Путин является тем, кто ускорил китайский прорыв вперед. Не случайно китайцы видят в России важнейшего стратегического партнера, несмотря на трудности и противоречия на данном пути», – пишет Б.Бисмут. Он считает, что «Китай должен решить, как поддержать Россию, государство, которое нарушило четкое китайское правило – государственный суверенитет нерушим. И самый главный вопрос: как далеко можно зайти в помощи России перед лицом международных санкций?»

Б.Бисмут не сомневается в том, что это испытание для американо-китайских отношений. «По оценкам западных дипломатов, Китай продолжит поддерживать Путина, но помощь будет предоставляться косвенно. Китайцы будут использовать все существующие «серые» каналы. Более того, они не уверены в том, что сотрудничество с Западом поможет им противостоять США из-за многочисленных противоречий по вопросу уйгуров, Гонконга и милитаризации в Китайском море. Все это лишь сильнее подталкивает Китай к помощи Путину, который для Пекина является средством на пути к победе в борьбе с Вашингтоном за гегемонию в мире». «В 2049 г. будет отмечаться 100-летие образования Китайской Народной Республики, и это подходящее время, чтобы одержать верх над Соединенными Штатами», – полагает он.

Таким образом, «Китай не откажется от Путина, но одновременно продолжит обеспечивать себе доступ к передовым технологиям и международным рынкам, чтобы поддерживать темпы своего роста, необходимые для дебюта в международной системе. Дипломатия Китая будет стремиться, с одной стороны, сохранить геополитическое партнерство с Россией, а с другой – сохранить свои экономические отношения с Западом»[i].

[i] באוקראינה והמלחמה סין // JISS. 12.04.2022. https://jiss.org.il/he/bismuth-china-ukraine-war/

52.22MB | MySQL:103 | 0,487sec