О российско-турецком военно-техническом сотрудничестве

Турция обладает второй по численности армией в НАТО (до 800 тыс. человек). Ведущие позиции на турецком рынке вооружений традиционно занимают США, Великобритания, Франция и Германия. Важное место занимают контакты Анкары с Израилем. В последние годы отмечается также активность болгарских, румынских и украинских компаний. Ежегодные объемы продаж на турецком рынке вооружений составляют от 3 до 5 млрд долл. США.

С 1997 г. по 2007 г. в Турции осуществлялась программа модернизации вооруженных сил, в рамках которой армии и Ведомству оборонных отраслей промышленности Министерства национальной обороны Турции было выделено 27 млрд долл. В соответствии с перспективным планом по реализации данной программы на нужды модернизации армии в целом до 2020 года планируется выделение 150 млрд долларов. В основу современной турецкой стратегии в области обеспечения потребностей национальных вооруженных сил в различных видах вооружения положен переход от массовых закупок за рубежом к организации совместного или лицензионного производства внутри страны.

Военно-техническое сотрудничество между Россией и Турцией осуществляется с 1992 г. Турция стала первой страной-членом НАТО, с которой Россия установила связи в этой области.

В соответствии с договоренностями и межправительственными протоколами 1992-1993 гг. турецкой стороне (Главному управлению жандармских войск и Министерству национальной обороны) были поставлены бронетранспортеры БТР-60 и БТР-80, вертолеты Ми-17, пулеметы ПКМС, снайперские винтовки СВД, боеприпасы. Общий объем законтрактованного и поставленного имущества составил тогда более 200 млн долл. США.

Базовым документом сотрудничества в этой сфере является подписанное в апреле 1994 г. межправительственное Соглашение о сотрудничестве по военно-техническим вопросам и в области оборонной промышленности.

В ходе официального визита в Турцию президента В.В. Путина (декабрь 2004 г.) были подписаны межправсоглашения о взаимной защите секретной информации и о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности в сфере военно-технического сотрудничества. Эти документы расширяют договорно-правовую основу российско-турецкого взаимодействия на этом направлении.

Тематика ВТС традиционно обсуждается в ходе двусторонних политических контактов на высшем и высоком уровне, в рамках переговоров представителей министерств обороны и ведомств, ответственных за военно-технические связи. Так, обсуждению этой тематики было уделено заметное место в ходе визита в Россию Министра национальной обороны Турции В.Гёнюля (сентябрь 2006 г.). Ряд важных вопросов по двухстороннему военно-техническому сотрудничеству был обсужден во время недавнего визита в Турцию министра обороны России А.Э.Сердюкова.

Специализированным форматом обсуждения данной проблематики является созданная в 2001 г. Межправительственная российско-турецкая смешанная комиссия по сотрудничеству по военно-техническим вопросам и в области оборонной промышленности. До настоящего времени состоялось 6 заседаний комиссии (последнее – в июне 2008 г. в Москве). По результатам заседания определено 18 перспективных проектов, по которым будет продолжено сотрудничество.

Значительный потенциал для двустороннего взаимодействия выявляет участие российских оборонных предприятий в организуемой в Турции Международной выставке оборонной промышленности «ИДЕФ». Очередная такая выставка состоится 27-30 апреля с.г. в Стамбуле, в которой примет участие большая российская делегация, включающая представителей руководства Минобороны, Федеральной службы по ВТС, ФГУП «Рособоронэкспорт» и оборонных предприятий.

По итогам рассмотрения результатов проведенного в Турции тендера на поставку противотанковых ракетных комплексов средней дальности в апреле 2008 г. на заседании Исполкома оборонной промышленности Турции было принято решение о начале переговоров с ФГУП «Рособоронэкспорт», предлагающего поставку ПТРК «Корнет». Срок выполнения контракта объемом в 80 млн долларов, предусматривающего поставку 80 ПТРК средней дальности и 800 ракет к ним, определен до конца 2009 г. (это огромный прорыв после провала попытки продажи ударного вертолета Ка-50-2 Эрдоган). На состоянии двустороннего взаимодействия в сфере ВТС продолжает негативно сказываться застарелая проблема ремонта поставленных ранее для нужд жандармерии Турции российских вертолетов МИ-17. К числу перспективных направлений двустороннего сотрудничества можно отнести вопросы поставок в Турцию комплексов ПВО различной дальности в связи с принятой этой страной в 2006 г. программой создания в течение нескольких лет национальной системы ПВО/ПРО. Проявляется турками интерес и к закупке у России боевых вертолетов Ми-28.

Перспективы военно-технического сотрудничества между Россией и Турцией имеют объективные ограничители. К ним следует отнести применение в Турции стандартов НАТО и испытываемые сторонами финансовые трудности. К этому добавляется весьма жесткая конкуренция со стороны США и других западных государств, располагающих прочными позициями в военных и политических кругах Турции. Тем не менее, очевидны перспективы и высокая политическая значимость продвижения сотрудничества с Турцией на этом направлении.

Турция для России — это емкий рынок реализации своих вооружений, а Россия для Турции — выгодный поставщик вооружений, источник эксклюзивных военных технологий, которыми Запад не обладает. Россия рассматривается Турцией как выгодный альтернативный поставщик вооружений, основной гарант диверсификации источников получения вооружения и военной техники в случае очередного нажима со стороны западных союзников при возникновении противоречий по региональным проблемам. Для Анкары военно-техническое сотрудничество с Россией, можно сказать, является своеобразным козырем, который может быть использован для демонстрации США или странам-членам НАТО альтернативного варианта поставок современной военной техники и вооружений .

52.22MB | MySQL:103 | 0,646sec