Ассоциация «Братья-мусульмане» в преддверии выборов верховного наставника

Ассоциация «Братья-мусульмане» (Муассасат аль-Ихван аль-Муслимин) является одним из самых влиятельных и многочисленных исламских движений умеренного толка в мире. Неожиданный успех, который организация одержала в конце 2005 г., получив в парламенте Египта 20% мест, привел к началу переосмысления ее роли в политической жизни страны. Вопреки сложившимся вокруг этой организации стереотипам, «Братья-мусульмане» продемонстрировали, что они не несут угрозу существующей власти, но намерены играть активную роль в политической жизни своей страны. В конечном итоге сам процесс демократизации в Египте стал немыслим без участия этой организации.

Являясь самым влиятельным оппозиционным движением в Египте, Ассоциация «Братья-мусульмане» (АБМ) неизбежно приковывает к себе пристальное внимание со стороны египетских и зарубежных наблюдателей. Все события, которые разворачиваются внутри организации и которые могут оказать заметное влияние на ее будущее развитие, становятся объектами пристального изучения. Самым знаменательным событием последнего времени вокруг АБМ стало заявление ее верховного наставника (аль-муршид аль-‘амм) Мухаммада Махди Акефа о том, что он намерен покинуть свой пост в конце 2009 г., уступив его новому руководителю организации. Смена власти, которая, возможно, ожидает «Братьев-мусульман» в начале будущего года, должна стать важным событием как в развитии самой организации, так и во внутренней жизни Египта.

По словам Акефа, его решение покинуть пост верховного наставника Ассоциации «Братья-мусульмане» носит личный характер: «Мне уже 81 год, и я убежден, что уже настало время, когда я должен освободить себя от всех руководящих должностей». Его заявление хотя и имеет важное значение для внутренней жизни организации, тем не менее не является большой сенсацией. Практически с самого начала своего избрания верховным наставником «Братьев-мусульман» в 2004 г., Акеф стал говорить о том, что повторно баллотироваться на этот пост в 2010 г. он не намерен.

Решение об отставке главы организации должен принять Совет шуры (Маджлис аш-шура), однако его члены пока отказываются давать окончательные комментарии по этому поводу. Все же с большой долей вероятности можно утверждать, что в будущем году АБМ ждет смена власти. Прежде всего, это подтверждает серьезность намерений самого Акефа уступить место «молодому поколению». По его словам, если члены Совета шуры откажут ему в желании уйти в отставку и вновь выдвинут его в качестве кандидата в верховные наставники организации, он не примет это предложение. В уставе АБМ (полное название – «Главный устав «Братьев-мусульман») ничего не говорится о том, как должны пройти выборы верховного наставника в случае, если один из кандидатов отказывается в них участвовать. Однако можно предположить, что члены организации вряд ли намеренно форсируют подобную ситуацию, которая может вызвать серьезный институциональный кризис внутри Ассоциации.

Если Главное руководящее бюро (Мактаб аль-иршад аль-‘амм) АБМ удовлетворит просьбу Акефа, и тот сложит свои полномочия, это будет первый случай в истории республиканского Египта, когда видный политический деятель этой страны покинет свой пост по собственному желанию, а не по причине смерти (естественной или насильственной). Смена государственной власти в Арабской Республике Египет и смена верховных наставников в АБМ в последние десятилетия происходила именно по последней схеме. Привычка египетских руководителей править вплоть до собственной смерти, а также спонтанные и далеко не всегда демократичные выборы нового руководителя после внезапной кончины старого, значительно обеднили политическую жизнь страны. В итоге выборы превратились в формальность, и процедура их проведения надолго оттолкнула массы от участия в них и проявления своей политической активности.

Несмотря на то, что «Братья-мусульмане» находятся в оппозиции к нынешним египетским властям и нередко критикуют их за застой в политическом развитии, сама организация в последнее время также испытывает подобные трудности. По причине того, что все предыдущие руководители АБМ умирали внезапно, процедура выборов нового верховного наставника проходила в упрощенном и ускоренном виде. Сам Махди Акеф после скорой кончины Мамуна Аль-Худейби в 2004 г. был избран верховным наставником организации не Советом шуры, состоящим в то время из 100 членов «Братьев-мусульман», а гораздо менее значительным (всего 13 членов) составом Главного руководящего бюро (ГРБ). Этот сценарий выборов, безусловно, менее демократичен, нежели стандартная процедура выборов (большинством голосов Совета шуры). Таким образом, объявив заранее о своем намерении покинуть пост верховного наставника в начале 2010 г., Махди Акеф предоставил своей организации уникальную возможность подготовиться к будущим выборам и впервые за последние десятилетия провести их в стандартном и более демократичном виде.

Выборы нового верховного наставника Ассоциации «Братья-мусульмане» должны стать своеобразным барометром настроений внутри организации. Они покажут, в каком направлении она будет развиваться в ближайшие годы. На сегодняшний момент в АБМ существует два основных течения. Члены так называемого умеренного крыла, или реформаторы, наиболее яркими представителями которого являются Абдель Мунем Абу Аль-Фаттух (член ГРБ АБМ и глава Союза арабских врачей), Иссам Аль-Эрйан (исполнительный руководитель политического бюро АБМ в Египте) и Хейрат Аш-Шатер (бывший бизнесмен и второй заместитель М. Акефа, в данный момент сидит в тюрьме по обвинению в подготовке переворота), выступают за продолжение взятого несколько лет назад курса на активное участие организации во внутриполитической жизни Египта и институциональный диалог с властями. К этому крылу также примыкают многочисленные представители молодого поколения АБМ, члены всевозможных профсоюзов, представители студенчества и т.д. Консерваторы внутри организации во главе с Махмудом Иззатом (Генеральный Секретарь и член ГРБ АБМ) и Мухаммадом Морси (член ГРБ АБМ) являются сторонниками религиозной ориентированности курса организации, а также сворачивания политической активности «Братьев-мусульман», считая, что институциональный диалог с египетскими властями невозможен в условиях жестких репрессий в отношении членов АБМ. Выбор нового верховного наставника должен будет определить, какая из двух стратегий – реформистская или консервативная — будет господствующей в ближайшее время, и продолжит ли АБМ взятый несколько лет назад путь на превращение в системную оппозицию или же полностью вернется в подполье, как это было во времена правления монархии, а позже президентов Гамаля Абдель Насера (1954-1970) и Анвара Садата (1970-1981).

Мухаммад Махди Акеф в этом смысле считается удачной компромиссной фигурой в АБМ и устраивает как реформаторов, так и консерваторов. Он родился в год основания организации (1928 г.), а уже в 12 лет вступил в ее ряды и теперь по праву считается представителем «первого поколения» (ахль ас-сабак) АБМ, которое еще помнит времена, когда ей руководил ее основоположник Хасан Аль-Банна (1928-1949 гг.). Акеф также заслужил огромное уважение среди старейшин организации благодаря своей работе в секретном аппарате (аль-джихаз ас-сирри), а также участию в операциях сопротивления британским колониальным войскам в дореспубликанскую эпоху. Кроме того, отсидев в египетской тюрьме около двадцати лет, он приобрел своеобразный статус мученика. Это также добавило ему авторитет и уважение среди членов организации, особенно среди представителей «старого» крыла, или консерваторов.

Не меньший авторитет, чем в среде консерваторов, Акеф имеет и среди представителей реформаторского крыла. Автор книги о «Братьях-мусульманах» Хусам Таммам пишет о нем как о «самом близком к молодому поколению представителе Главного руководящего бюро». В 1974 г. после выхода из тюрьмы он был назначен главой комитета по делам молодежи внутри АБМ. Из этого комитета впоследствии вышли многие видные деятели организации, представители так называемого «среднего поколения пятидесятилетних» (т.е. тех, чей возраст сейчас составляет около 50 лет), начало активной исламской проповеднической работы которых пришлось на годы «открытых дверей» (аль-инфитах). Акеф до сих пор сохраняет хорошие отношения с представителями этого поколения, несмотря на то, что в силу возраста его часто причисляют к «старому» крылу.

Уход Махди Акефа с руководящего поста в АБМ угрожает нарушить поддерживаемый им в течение последних шести лет баланс сил и интересов в организации. Победа одного лагеря над другим может привести не только к решительному развороту деятельности организации – в сторону ее политизации в случае победы кандидата-реформатора или, напротив, в сторону возвращения ее деятельности в подполье после выбора представителя консервативного лагеря. Нарушенный баланс также может обернуться серьезными противоречиями между противостоящими лагерями и, как результат, ее дезорганизацией и децентрализацией. Такой сценарий развития был бы не выгоден центральным властям в Каире, ведь от того, насколько устойчивой будет главная оппозиционная сила в стране – а сегодня эту роль безусловно играют «Братья-мусульмане» — будет зависеть процесс демократизации в Египте, начало которого было провозглашено самим президентом Мубараком в 2005 г.

Избежать серьезного внутреннего раскола внутри АБМ возможно будет, пожалуй, в единственном случае, если пост верховного наставника в организации займет нынешний первый заместитель Акефа Мухаммад Хабиб. Уверенный прагматизм этого человека, а также его способность поддерживать близкие отношения как со станом реформаторов, так и с консерваторами, подобно Акефу, способствовали бы дальнейшему сохранению баланса сил и интересов внутри Ассоциации. Однако влияние Хабиба внутри организации все же меньше, чем у нынешнего верховного наставника. Кроме того, в отличие от Акефа, он не обладает значительным авторитетом среди зарубежных отделений «Братьев-мусульман».

Сохранение целостности Ассоциации «Братья-мусульмане» со всеми ее зарубежными отделениями во главе с центром в Каире является еще одной серьезной задачей, которую предстоит решить новому верховному наставнику в случае, если Махди Акеф все-таки покинет свой пост. Среди членов АБМ уже звучат призывы разделить посты верховного наставника организации и главы египетских «Братьев-мусульман», что, по мнению сторонников этой идеи, должно привести к повышению эффективности деятельности египетского отделения организации и освобождению ее верховного наставника от лишних обязанностей. Несмотря на то, что руководители зарубежных отделений Ассоциации прямо не высказывали эту идею, тем не менее, они не раз указывали на свое недовольством тем, что в составе Главного руководящего бюро преобладают члены египетских «Братьев-мусульман».

После того, как Акеф в конце марта сделал свое заявление о скором уходе, внутри АБМ распространились слухи о том, что в следующих выборах верховного наставника, возможно, будут участвовать кандидаты из зарубежных отделения организации. Появление подобных слухов в преддверии выборов верховного наставника Ассоциации, возможно, говорит о том, что либо между египетскими «Братьями-мусульманами» и их соратниками за рубежом существуют некие противоречия и конкуренция за влияние в Совете шуры и ГРБ, либо же эти противоречия кто-то пытается создать для раскола организации.

Иными словами, кем бы ни был будущий верховный наставник Ассоциации «Братья-мусульмане», этому человеку придется решать ряд важнейших проблем, как то: поддержание баланса сил и интересов внутри руководящего ядра организации, определение единой стратегии (сюда же можно отнести крайне важное решение, которые должны принять «Братья-мусульмане» в ближайшее время – о создании собственной партии), выстраивание централизованной системы коммуникаций с зарубежными отделениями АБМ, повышение внутренней эффективности организации и ее институциональной демократизации, а также обновление кадров. Кроме того, новому верховному наставнику «Братьев-мусульман» предстоит доказать свое право называться преемником такой авторитетной и влиятельной в рядах организации фигуры, как Мухаммад Махди Акеф, что также является задачей не из легких.

52.24MB | MySQL:103 | 0,408sec