Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (20-26 апреля 2009 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Пакистане и Ираке. Пакистанские талибы всемерно укрепляют свои позиции в северо-западных районах страны, что вызывает растущее беспокойство США за будущее пакистанского государства. Серия крупных терактов в Ираке, приведших к многочисленным человеческим жертвам, осложнила ситуацию в этой стране.

Американская администрация продолжает активно действовать на ближневосточном направлении. На минувшей неделе президент США Б. Обама пригласил руководителей Египта, Израиля и Палестинской национальной администрации на раздельные переговоры в Вашингтон. Это решение президент принял после переговоров с королем Иордании Абдаллой II. Обама призвал израильтян и палестинцев «отступить от края бездны» и сделать жесты доброй воли, нацеленные на возобновление мирных переговоров. Б. Обама подтвердил свою приверженность идее создания палестинского государства, которое мирно сосуществовало бы с Израилем. В настоящее время активно идет согласование сроков приезда в США президента АРЕ Х. Мубарака, премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху и главы ПНА М. Аббаса, с которыми Б. Обама намерены обсудить шаги по углублению двустороннего партнерства и действия, «направленные на достижение мира между Израилем и Палестиной, Израилем и арабскими государствами».

Обстановка в Пакистане становится все более сложной. На прошедшей неделе боевики вооруженных формирований местных талибов заняли районы Бунер и Шангли в Северо-Западной пограничной провинции. Причем они сделали это практически без противодействия со стороны правительственных силовых структур. После переговоров с представителями властей талибы согласились освободить район Бунер, находящийся в 110 км от столицы страны Исламабада. В то же время, по информации пакистанской разведки, уход боевиков был «частичным» и «недостаточным». Премьер-министр Пакистана Ю. Р. Гилани предупредил, что правительство не потерпит появления на территории страны альтернативных государственных образований и пересмотрит условия подписанных с талибами соглашений, если они не будут их соблюдать. Командующий пакистанской армией генерал А. П. Кияни заявил, что вооруженные силы не допустят того, чтобы талибы «навязали населению свои ценности и свой образ жизни». По словам генерала, армия находится в стадии перегруппировки и «оперативной передышки», которая не имеет ничего общего с уступками экстремистам и террористам. 26 апреля правительственные силы при поддержке боевых вертолетов начали крупную операцию против талибских боевиков в районе Дир на северо-западе страны.

Усиливающаяся активность пакистанских талибов, их настойчивые действия по расширению зон своего контроля вызывают растущую тревогу в Вашингтоне. Госсекретарь США Х. Клинтон отметила, что правительство Пакистана фактически сдает позиции талибам, согласившись на введение законов шариата на контролируемых ими территориях. По словам Клинтон, нынешняя ситуация в Пакистане представляет собой «смертельную угрозу» безопасности США и всего мира. Госсекретарь призвала пакистанские власти не отдавать талибам новые территории, действовать против них более жестко. Глава Пентагона Р. Гейтс считает, что приближение талибов к Исламабаду вызывает серьезную тревогу и требует от администрации Б. Обамы все возрастающего внимания. Гейтс призвал пакистанское правительство признать существующую опасность и принять меры по пресечению роста радикализма. В противном случае, по мнению министра обороны США, американо-пакистанские отношения могут оказаться под угрозой. Председатель Комитета начальников штабов ВС США адмирал М. Маллен заявил, что обстановка в Пакистане приближается к «критической точке» и талибы могут захватить власть в этой стране. Особую тревогу у США вызывает возможность получения талибами доступа к пакистанскому ядерному оружию.

Серия крупных терактов в Ираке на прошедшей неделе (погибли около 160 и получили ранения свыше 200 человек), показала, что обстановка в стране по-прежнему далека от реальной стабильности. И хотя командование американских войск и иракское правительство утверждают, что недавние теракты не меняют общей картины улучшения ситуации в стране и не окажут влияния на планы вывода войск США, тем не менее, обсуждается возможность продления сроков пребывания американских военных в некоторых городах Ирака после 1 июля – запланированной даты их ухода оттуда. Со своей стороны, иранское руководство обвинило США в последних терактах в Ираке, в ходе которых погибло большое число иранских паломников.

Госсекретарь США Х. Клинтон 25 апреля посетила с визитом Багдад, где заверила иракских руководителей в том, что Америка «не бросит» Ирак после ухода оттуда американских войск.

Ведущие деятели правительства Израиля на минувшей неделе выступили с заявлениями по проблемам арабо-израильского урегулирования. 20 апреля премьер-министр Б. Нетаньяху сообщил, что для возобновления мирных переговоров с палестинцами от них не требуется признания еврейского характера Государства Израиль. Этим заявлением Нетаняяху дезавуировал свое предыдущее утверждение о том, что для начала переговоров палестинцам необходимо сделать подобное признание. Глава внешнеполитического ведомства А. Либерман 25 апреля заявил, что Сирия не является для Израиля партнером для переговоров о мире, т. к. она «оказывает поддержку палестинским и ливанским террористическим группировкам». На следующий день Либерман уточнил свою позицию, заявив, что выступает за переговоры с Сирией, но без каких-либо предварительных условий. Министр обороны Израиля Э. Барак считает, что «поиск всеобъемлющего мирного соглашения является главной целью израильской политики в ближайшие годы». При этом «Израиль должен доработать совместно с США детали арабской мирной инициативы» с тем, чтобы обеспечить гарантии безопасности и соблюдение интересов Израиля, «сохранить еврейский характер государства без права возвращения для палестинцев». Барак также высказался за переговоры с Сирией, т. к., для Израиля важно нормализовать отношения с этой страной.

Госсекретарь США Х. Клинтон считает, что Израиль «рискует потерять поддержку арабов в противодействии угроз со стороны Ирана», если не возобновит мирные переговоры с палестинцами. Клинтон также подтвердила, что США не будут иметь дела или финансировать палестинское правительство при участии в нем движения ХАМАС, если эта организация не выполнит требований международного сообщества, а именно не откажется от насилия, не признает Израиль и не согласится выполнять все ранее достигнутые палестино-израильские договоренности.

26 апреля в Каире при египетском посредничестве начался 4-й тур переговоров между противоборствующими палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС. Стороны намерены обсудить вопросы, связанные с формированием коалиционного палестинского правительства.

Король Иордании Абдалла II заявил в Вашингтоне, что Израилю следует определиться: либо интегрироваться в окружающий регион, либо рассчитывать на полную изоляцию. Причем любые попытки отложить решение о создании палестинского государства «вредят, прежде всего, самому Израилю». Король указал на определяющую роль США в вопросах арабо-израильского урегулирования и предложил американской администрации оказать давление на Израиль с целью ускорения мирного процесса.

Очередные жесткие антиизраильские высказывания, прозвучавшие 20 апреля в выступлении президента Ирана М. Ахмадинежда на международной конференции по противодействию расизму в Женеве, вызвали резко негативную реакцию в США и ряде стран Евросоюза, но были одобрительно встречены в арабском и исламском мире. Тем не менее, президент США Б. Обама заявил о заинтересованности Вашингтона в переговорах с Тегераном, как по его ядерной программе, так и для улучшения двусторонних отношений. В то же время госсекретарь Х. Клинтон сообщила, что Иран ждут «очень жесткие санкции», если он отвергнет международные предложения по его ядерной программе. По словам Клинтон, США «признают настоятельную необходимость не дать Ирану стать обладателем ядерного оружия».

23 апреля правительство ИРИ выступило с официальным заявлением о готовности к конструктивному диалогу по ядерной проблеме, но при этом сообщило о намерении продолжать реализацию национальной ядерной программы на основе сотрудничества с МАГАТЭ и «в соответствии с рамками и положениями Договора о нераспространении ядерного оружия».

Объем товарооборота Ирана со странами Евросоюза в 2008 г. увеличился на 1,5 млрд евро и составил 25 млрд евро. Основными европейскими торговыми партнерами ИРИ являются Италия, Германия и Франция.

Президент Судана О. аль-Башир совершил 21-22 апреля визит в Эфиопию, в ходе которого обсудил с руководством соседней страны вопросы двусторонних политических и экономических отношений. Это была шестая зарубежная поездка главы суданского государства после того как Международный уголовный суд (МУС) выдал 4 марта ордер на его арест по обвинению в причастности к преступлениям в Дарфуре.

22 апреля был опубликован доклад генерального секретаря ООН Пан Ги Муна о деятельности смешанной миротворческой миссии Африканского союза-ООН в Дарфуре. В документе говорится о необходимости скорейшего восстановления отношений между правительством Судана и гуманитарными организациями, т. к. их высылка из страны имела крайне негативные последствия для дарфурского населения, а «значительные перебои в доставке гуманитарной помощи практически неизбежно приведут к серьезному обострению напряженности между внутренними перемещенными лицами, особенно в крупных лагерях». Также отмечается сохранение крайне напряженной обстановки в Дарфуре в сфере безопасности, продолжение столкновений между правительственными силами и боевиками различных повстанческих движений, между самими повстанческими движениями, «наращивание сил вдоль границы между Суданом и Чадом». По мнению Пан Ги Муна, основным фактором, сказавшимся на положении в Дарфуре, является решение МУС об аресте О. аль-Башира. В то же время он признает полномочия МУС как независимого судебного органа. Представитель Судана при ООН А. А. Абдель Халим назвал доклад генсека ООН «большой ложью», отметив, что ситуация в Дарфуре в настоящее время «положительная, спокойная, и голода там нет».

Президент Сомали Ш. Ахмед высказался против американских ударов по базам пиратов на территории страны, заявив, что подобные действия не будут эффективными. По мнению Ахмеда, следует уделять основное внимание укреплению сомалийской правительственной армии и полиции, созданию сил береговой охраны, которые будут в состоянии вести борьбу с пиратами.

НАТО обеспокоена ухудшением ситуации с пиратством в Аденском заливе и намерено сделать проводимую в настоящее время операцию по борьбе с сомалийскими пиратами долгосрочной, а также разработать ее правовую базу, включая применение кораблями оружия и взятие пиратов в плен.

Пошедшая в Брюсселе конференция стран-доноров Сомали приняла решение о выделении этой стране помощи на сумму 250 млн долларов.

23 апреля в Сомали из Эритреи вернулся одни из главных лидеров местных радикальных исламистов шейх Х. Д. Авей, чьи сторонники в настоящее время контролируют большую часть южных и западных районов страны.

Президент Сирии Б. Асад произвел 23 апреля важные перестановки в правительстве страны. Назначен новый глава МВД. Им стал генерал С. ас-Самур, работавший в спецслужбах и считающийся сильной и авторитетной фигурой. Новые лица возглавили министерства юстиции, по делам местного самоуправления, здравоохранения и по делам президентства. Создано специальное министерство по охране окружающей среды.

Госсекретарь США Х. Клинтон 26 апреля нанесла краткий визит в Ливан. В Бейруте она заявила, что США никогда не станут торговать интересами Ливана в какой бы то ни было сделке с Сирией и призвала ливанцев провести в июне «открытые и честные» выборы.

Приложение

О катарско-иранских отношениях

Внешняя политика Государства Катар характеризуется гибкостью и самостоятельностью. Руководство страны считает, что интересы обеспечения внутренней и внешней составляющих национальной безопасности, снижения уровня напряженности в зоне Персидского залива требуют поддержания сбалансированных, а по возможности и дружеских отношений со всеми государствами региона. Именно на этой основе Катар строит свои отношения с Ираном. Причем эксперты полагают, что Дохе удается «виртуозно балансировать» между интересами Вашингтона и Тегерана, что может стать образцом для подражания для других государств Залива. Вместе с тем, имеющиеся военно-политические обязательства Катара перед США и ведущими странами Запада накладывают заметные ограничения на его отношения с Исламской республикой.

На сегодняшний день иранское направление является одним из приоритетных во внешней политике Катара, который выступает за более активное подключение ИРИ к интеграционным процессам в Заливе, в т. ч. к обсуждаемой системе региональной безопасности. В Дохе декларируют, что, учитывая роль и значимость Ирана, его вес в зоне Персидского залива, участие ИРИ в этой системе будет способствовать повышению уровня безопасности в регионе. Катар также выступает за расширение иранского участия в таких сферах регионального сотрудничества как экономика, торговля, инвестиции, гуманитарная область. В 2007 г. катарский эмир шейх Хамад бен Халифа Аль Тани на правах хозяина пригласил иранскую делегацию во главе с президентом М. Ахмадинежадом участвовать в ежегодном саммите Совета сотрудничества арабских государства Персидского залива (ССАГПЗ), что произошло впервые за всю историю этой организации. В январе 2009 г. шейх Хамад пригласил президента Ахмадинежада на созванную по его инициативе чрезвычайную встречу представителей арабских стран для обсуждения событий, связанных с израильской военной операцией в секторе Газа. Месяцем позже Катар, наряду с Оманом, не выразил солидарность с Бахрейном в связи с провокационными заявлениями некоторых иранских официальных лиц о принадлежности этого государства Ирану.

Вместе с тем, при формировании политического курса в отношениях с Ираном Катар принимает во внимание многовековое историческое соперничество между арабами и персами, в т. ч. в районе Персидского залива, потенциальную враждебность к аравийским монархиям существующего в Иране с 1979 г. режима, сохраняющиеся между ИРИ и странами, входящими в ССАГПЗ, политические, территориально-пограничные и другие разногласия, а также договорные обязательства эмирата в рамках ССАГПЗ. В частности, Катар поддерживает ОАЭ в споре о принадлежности трех островов в Персидском заливе. Кроме того, большое значение имеют суннитско-шиитские противоречия. Сказывается и недостаток взаимного доверия между двумя странами. Однако здесь же необходимо отметить, что одной из причин, подвигающих Доху к развитию отношений с Тегераном, является постоянно подчеркиваемая катарским руководством независимость внешней политики страны от Саудовской Аравии.

Несомненно и то, что, придерживаясь курса на лояльные, добрососедские отношения с Ираном, руководство Катара пытается не допустить недружественных действий со стороны Исламской республики. Так, к числу факторов, влияющих на отношение Катара к ИРИ, немаловажное значение имеют опасения Дохи относительно использования Тегераном местной шиитской общины (24-25 проц населения страны) для оказания влияния на политику эмирата. Вместе с тем, массовые беспорядки в начале 2008 г. показали, что Иран, несмотря на хорошие отношения с Катаром, не отказывается от поддержки катарских шиитов.

Катар занимает в целом взвешенную позицию по отношению к иранской ядерной проблеме. С одной стороны, в Дохе оценивают ее как одну из серьезных угроз региону Персидского залива, Ближнему Востоку и миру, особенно с учетом возможных военных акций Израиля и США. Однако при этом Катар выражает сомнение в эффективности военного решения ядерной проблемы ИРИ, считая, что «разобраться с Тегераном по примеру Ирака и Афганистана не удастся», а попытка силового решения приведет лишь к дестабилизации обстановки в зоне Залива. Катарское руководство неоднократно заявляло, что эмират никогда не примет ни прямого, ни косвенного участия в военной операции против Ирана и не предоставит для этих целей свою территорию, о чем оно проинформировало США. По мнению катарцев, следует и далее оказывать целенаправленное политико-дипломатическое давление на Тегеран, включая постепенное расширение санкций по линии Совета Безопасности ООН. В то же время Катар признает право ИРИ на развитие мирной ядерной энергетики «в соответствии с нормами мировой законности», хотя и обеспокоен возможными негативными экологическими последствиями реализации иранской ядерной программы, особенно для воды Залива, от которой, как подчеркивают в Дохе, «мы очень зависим».

Катар не одобряет масштабное наращивание иранской военной мощи, регулярно проводимые ИРИ крупные учения в зоне Залива, в т. ч. с боевыми стрельбами и пусками ракет.

Демонстрируемый Катаром самостоятельный внешнеполитический курс, лояльность в отношении ИРИ находят понимание в Тегеране. Из всех аравийских монархий именно с Катаром у Исламской республики сложились наиболее хорошие отношения. Тегеран всячески стремится внушить Дохе идею «исторической миссии» Ирана в качестве гаранта региональной безопасности и стабильности. Развитие разносторонних отношений с Катаром является составной частью иранской установки на укрепление своих позиций в зоне Залива не через региональных лидеров (Саудовская Аравия и ОАЭ), с которыми у ИРИ имеются очень серьезные разногласия, а через страны, демонстрирующие свое желание поддерживать добрососедские отношения с Тегераном.

Не желая прерывать процесс расширения и укрепления двусторонних отношений, Иран в последние годы приглушил критику ряда аспектов катарской внешней политики, в частности, вопроса о масштабном американском военном присутствии в эмирате. Вместе с тем, недовольство Тегерана вызывает деятельность известного катарского телеканала «Аль-Джазира», который иранцы обвинили в необъективном освещении событий и в 2005 г. закрыли филиалы «Аль-Джазиры» на территории ИРИ.

Наиболее интенсивное развитие получили на сегодняшний день торгово-экономические отношения между двумя странами. Сформирована совместная торгово-экономическая палата, главной задачей которой является постепенное снижение торговых тарифов и создание зоны свободной торговли. В 2007 г. торговый оборот между ИРИ и Катаром составил около 500 млн долларов. Иран является одним из основных поставщиков в Катар сельскохозяйственной продукции и стройматериалов, экспортирует в эмират изделия химической, легкой и пищевой промышленности. Катарские инвесторы желают вкладывать свои капиталы в иранскую экономику, в т. ч. в строительную, нефтехимическую и нефтеперерабатывающую отрасли, сельское хозяйство, туризм, транспортные перевозки, гражданские авиалинии. Развивается банковское сотрудничество. Банки Катара получили разрешение открывать свои филиалы в иранских свободных экономических зонах. Отметим, что к наиболее влиятельным торгово-финансовым кланам Катара относятся семьи Дервиш, Фардан и Румейхи, имеющие иранское происхождение. В эмирате на постоянной или временной основе работает большое число иранских граждан.

Катар и Иран координируют свои усилия в энергетической сфере. В 2005 г. стороны в основном смогли решить проблему совместного освоения крупнейшего газового месторождения, входящего в гряду Южный Парс, расположенной на шельфе Персидского залива, однако ряд вопросов по разделу шельфа остались. Иран также настаивает, чтобы Катар осваивал это месторождение более медленными темпами. ИРИ, Катар и Россия в 2008 г. согласовали условия сотрудничества в газовой сфере. Эти договоренности получили название «газовый ОПЕК». Доха и Тегеран стремятся согласовать свои действия в рамках ОПЕК, хотя здесь их интересы не всегда совпадают.

Развертывание масштабных катарско-иранских проектов в экономической и энергетической сферах сдерживается противодействием со стороны США.

В целом же катарско-иранские отношения имеют значительный не использованный потенциал для дальнейшего развития. В Дохе, как видится, будут и далее стремиться развивать разносторонние связи с ИРИ на основе добрососедства и взаимной выгоды. Иран также выступает за расширение сотрудничества с Катаром. В то же время будущее отношений между двумя странами во многом зависит от перспектив решения ядерной проблемы ИРИ и общего развития обстановки в зоне Персидского залива.

52.21MB | MySQL:103 | 0,468sec