Провокация в Кабилии: алжирские исламисты пробуют силы

На фоне стремительного удорожания жизни в Алжире становится все более заметным рост исламистской опасности. И дело здесь отнюдь не только и не столько в попытках активизации джихадистов, несколько небольших групп которых в последние месяцы ликвидировали местные силовики в ходе антитеррористических рейдов и столкновений с ними в разных регионах страны. Основная опасность исходит от так называемых «легальных исламистов». Они, будучи прикормлены властью участием в национальных парламенте и правительстве, а также других уже региональных органах управления, пользуясь растущими трудностями в стране, «пробуют голос».

Это отчетливо заметно по последним событиям в Буйре, провинции Кабилии, известной своей активной оппозиционностью. Речь идет об инциденте, произошедшем поздним субботним вечером 16 апреля в городе М’Шедалла, где проходил гала-концерт. По данным представителей властей местного муниципалитета, «Торжественное мероприятие проходило спокойно и без происшествий. Однако в полночь его стало заглушать чтение Корана (из динамиков минарета мечети, расположенной неподалеку от центральной площади, где проходило данное действие), а затем имам (через громкоговорители) осыпал присутствующих множеством вызывающих оскорблений, самыми невинными из которых были грубияны и невежды. Однако наша молодежь, хотя и была возмущена словами имама, не поддалась на его оскорбления, и ей надо отдать за это огромную дань уважения.

Также благодаря этому инциденту мы измерили степень нашей зрелости. Если время и миропонимание этого имама остановилось в 1990-х годах, то наши — в 2022 году. Мы осуждаем насилие и нетерпимость, откуда бы они ни исходили и выступаем за право на культурные различия и их мирное сосуществование».

Другие представители местных властей попытались сгладить этот инцидент, назвав его «частным актом», осуществленным служителем культа по его инициативе.

Примечательно, что день спустя, поздним вечером 17 апреля, провинившийся имам в сопровождении руководителей Управления по делам религии вилайи Буира, руководства коммун М`Шчедаллы и кабильских старейшин обратился с минарета той же мечети, откуда он накануне проклинал «вероотступников, не желающих соблюдать священный для любого мусульманина месяц Рамадан», с раскаянием за свою «невыдержанность».

Казалось бы, инцидент на этом можно было посчитать исчерпанным, если бы не ряд сопутствующих ему моментом и последствий.

Показательно, что вслед за этим уже в рамках всего Алжира разгорелась жесткая полемика относительно произошедшего. Так, на защиту оскандалившегося имама выступили «одомашненные исламисты», лидеры ряда ведущих «исламских» партий страны. Среди них глава «Фронта справедливости и развития» (FJD) Абдалла Джабалла и президент «Движения общества за мир» (MSP) Абдерразак Макри.

Напомним, что последняя является крупнейшей легальной исламистской партией в стране, авторитетной для большинства алжирских «легальных джихадистов».

Джабалла и Макри призвали власти наказать устроителей и участников концерта за «посягательством на Веру и мечеть», поскольку такие мероприятия, по их словам, неприемлемы в условиях «священного для любого мусульманина месяца Рамадан и в непосредственной близости от храма Аллаха».

В свою очередь, защитники любителей музыки утверждают, что они имели полное право слушать ее в выходные. Среди их аргументов – «во-первых, «у нас не Саудовская Аравия» и законом проведение таких мероприятий не запрещено, во-вторых, концерт проводился не в мечети и даже не у самого ее входа и в-третьих, имам пришел в нее в неурочное время, когда до утра никакой молитвы не предполагалось».

Иными словами, стороны конфликта, явно недовольные исходом этого инцидента, особенно со стороны «легальных исламистов», по мнению сторонников светского образа жизни в Алжире, пытаются «разжечь огонь ненависти, как это было в черные 1990-е годы и погрузить страну в пучину нового противостояния».

Важно заметить, что в течение последних нескольких месяцев, несмотря на заметное ухудшение качества жизни в АНДР, легальная исламская оппозиция, всякий раз приходящая в национальный парламент под лозунгами ее улучшения, хранила полнейшее молчание по всем проблемным вопросам. Даже когда на глазах происходило резкое удорожание продовольствия и его исчезновение с прилавков магазинов, усугублялся социально-экономический кризис, задерживались политические активисты, протестовавшие против этого и т. д.

И вдруг лидеры исламистских партий неожиданно вышли из «тени». По мнению представителей светской кабильской оппозиции, они явно сделали это «в порыве ненависти к населению, которое никогда не придерживалось их идеологий, они притворяются, что защищают провинившегося имама, причем автоматически тем самым возводят себя в ранг муфтиев, чтобы преподавать всем уроки Рамадана».

Так, президент «Движения общества за мир» Абдерразак Макри на своей странице в Facebook заявил, что «в такой священный месяц как Рамадан следует отказаться от всяких проявлений светскости», объявив, что проведение гала-концертов — это «зло», а совершенное имамом оскорбление местных жителей – «благо», поскольку он просветил их насчет совершаемого ими «заблуждения».

Далее он вопрошает: «Как можно заставить имама извиниться и не привлекать к ответственности устроивших торжественное мероприятие рядом с мечетью во время Рамадана?»

В свою очередь, один из депутатов его парламентской фракции в национальном парламенте, Аззедин Захуф, поспешил потребовать от министра внутренних дел АНДР «принять срочные меры для наказания виновных в этом скандале» из числа организаторов, участников и посетителей концерта.

В свою очередь, в ответ на это местные кабилы уверяют, что «легальные исламисты хотят любой ценой навязать свой ретроградный закон населению и посеять ненависть».

Интересно то, что «любители концертов» быстро «остыли», чего нельзя сказать об их оппонентах, всячески пытающихся спровоцировать противную сторону на жесткие ответные действия.

В любом случае, представляется не случайным, что президент АНДР Абдельмаджид Теббун вслед за этим уволил свою советника по делам религиозных объединений Айссу Белахдар с весьма туманной формулировкой и подобное может наглядно говорить о недовольстве высших алжирских лидеров положением дел в этой архичувствительной для сохранения социального мира сфере.

Между тем, говоря о данном во многом знаковом инциденте, нельзя быть уверенными в том, что эта провокация была продуктом замыслов именно «одомашненных» исламистов, а не курирующих их спецслужб. Она могла быть нацелена на то, чтобы вызвать между «горячей» и активной кабильской молодежью и «исламистами на зарплате» преждевременного столкновения с дальнейшей целью подавить в зародыше зреющий среди нее массовый протест.

То есть не допустив подготавливаемого профсоюзами организованного вывода недовольных властями на улицы и превратить мирные акции протеста в бойню безоружных людей и в результате разгромить его силой под предлогом «подавления мятежа».

Дело в том, что алжирские берберы, особенно кабилы, представляют собой практически готовый протестный «резервуар». Наглядным тому показателем служит практически полное бойкотирование ими разноуровневых выборов, особенно парламентских. Тем самым они всячески демонстрируют свое несогласие с общим курсом властей и их фактическое непризнание.

Те, в свою очередь, несмотря на их официальные гарантии по сохранению и развитию кабильской и вообще берберской культуры, на деле практически полностью игнорируют свои ранее обнародованные программы по развитию образования на «языке т-амазиг». Напомним, что официально берберский служит в стране «вторым государственным языком».

Также примечательно, что «концертный конфликт» произошел накануне 21-й годовщины «Черной весны в Кабилии», когда в результате протестов местного населения, вызванных убийствами алжирских силовиков представителей местной молодежи, погибли сотни местных жителей.

Так или иначе, но в условиях усугубляющегося кризиса «одомашненные исламисты» демонстрируют свою растущую роль, откровенно влияя на внутреннюю политику страны.

Впрочем, эту их роль можно считать двоякой – с одной стороны, они выступают карательно-провокационным инструментом против оппозиционно настроенного населения, а с другой стороны – навязывая властям свою повестку дня.

И представители правящего режима при этом рискуют оказаться в сложных условиях – во-первых, существует риск, что они «сорвутся с поводка», если их не «накормить» (то есть не наказать «игнорирующих ислам»), а во-вторых, возникают опасения повторения здесь взрыва среди недовольных, .

Но игра эта для алжирских властей может быть очень опасная, поскольку в стране складывается подходящая почва для начала серьезных выступлений, причем в перспективе легальные исламисты вполне способны «сорваться с поводка» и одновременно перехватить у профсоюзов протестную повестку. Особенно если действия представителей правящего режима по защите «религиозных ценностей» покажутся им недостаточными.

53.35MB | MySQL:103 | 0,616sec