Алжирские проекты в Европе и Африке и интересы России

Одним из последствий визита 11 апреля текущего года в Алжир итальянского премьера Марио Драги стало заключение АНДР и Италией энергетических соглашений, создающих как минимум некоторые затруднения для России на европейском газовом рынке.

Кроме того, что алжирское руководство обязалось уже в этом году увеличить прокачку природного газа Риму на 9 – 10 млрд куб. м, что означает пропорциональное снижение экспорта голубого топлива из РФ, перспективную опасность для Москвы представляют и другие алжиро-итальянские проекты, в том числе и потенциальные.

Одним из них является проект развития возобновляемых источников энергии. И хотя четких предметных соответствующих соглашений стороны 11 апреля не подписали, они договорились относительно реализации подобных намерений на практике.

Одним из них является модная сегодня тема развития «производства зеленого водорода». Так, по данным комиссара по возобновляемым источникам энергии и энергоэффективности АНДР Нуреддина Ясаа, «Алжир, обладающий значительным солнечным потенциалом, имеет хорошие возможности для производства зеленого водорода по очень конкурентоспособным ценам. Благодаря своему огромному потенциалу в области солнечной энергии, значительным ресурсам природного газа и связанной с ними инфраструктуре распределения, Алжир имеет все возможности для производства зеленого и, возможно, синего или голубого водорода из природного газа с улавливанием и хранением углерода по очень конкурентоспособным ценам».

Этот чиновник напомнил, что несколько исследований, проведенных алжирским Центром развития возобновляемых источников энергии (CDER) и другими национальными и международными организациями, четко продемонстрировали «очень интересные» преимущества, на которые АНДР может опереться при переходе на водородную энергетику, особенно «зеленую», как источника чистой энергии. Это, прежде всего, его огромный потенциал в области солнечной энергии в сочетании с подходящим территориальным пространством, что делает крупномасштабную добычу и экспорта водорода в Европу «выгодной во многих отношениях».

Кроме того, по его словам, Алжир также имеет для этого соответствующую базу: разветвленную сеть университетов и исследовательских центров, широкую энергосистему, инфраструктуру хранения, распределения и транспортировки природного газа, национальную и международную, выгодное географическое положение благодаря близости к потенциальным рынкам сбыта, помимо наличия промышленности для производства водорода и аммиака».

По его словам, «Эти факторы укрепляют позиции Алжира с точки зрения процветающего рынка зеленого водорода, вокруг которого будут развиваться многие промышленные предприятия ряда стран с сильной экономикой», — подчеркивает Ясаа.

Он поясняет, что европейская энергетическая политика, основанная на заявленном переходе к «углеродной нейтральности, направленная на замену ископаемой энергии массовым освоением возобновляемых источников энергии и, в частности, зеленого водорода, даст возможности соответствующего развития».

Вместе с тем, он подчеркивает, что сейчас «необходимо определить механизмы, процессы, условия и ресурсы, которые необходимо направить на его разработку». Именно в этом направлении и для лучшего понимания возможностей этого нового ресурса в настоящее время разрабатывается рабочей группой по переходной энергетике и возобновляемым источникам энергии национальная дорожная карта. В нее входят специалисты Министерства энергетики и горнодобывающей промышленности АНДР, Министерством энергетики и энергетики, высшего образования и научных исследований, и Управления по возобновляемым источникам энергии и энергоэффективности (Cerefe). Последнее будет иметь решающий голос и поможет избежать сбоев в запуске проектов по вине бюрократической медлительности.

Ясаа утверждает, что «эта дорожная карта даст национальным и международным субъектам представление о политике, нормативных актах, а также о стимулах и стимулах водородной отрасли в Алжире, создавая в этом прозрачность для привлечения потенциальных инвесторов в условиях возникающей в регионе конкуренции».

Впрочем, пока все эти «зеленые» проекты, особенно водородный, скорее являются проектами, рассчитанными на среднесрочную перспективу и неизвестно, будут ли они реализованы ввиду их дороговизны и опасности при производстве.

Так, несмотря на заявления представителей ряда ведущих энергетических компаний, согласно которым в последние годы проекты зеленого водорода подешевели на 64% от изначальной стоимости, все равно они остаются чрезмерно затратными даже по сравнению с резко подорожавшим в конце 2021 года природным газом, и пока невыгодными экономически.

Причем независимые эксперты считают это фактическим пересмотром, а точнее реанимацией так, по сути, и не начавшегося реально проекта Desertec, предусматривавшим создание крупных термодинамических солнечных электростанций для производства энергии для экспорта в Европу.

Соответственно, как представляется, подобные проекты служат больше политическим целям – а именно давлению на производителей «классического» газа, включая Россию, чтобы заставить их идти на уступки его потребителям, чем являются экономически целесообразными. В противном случае такие проекты были бы уже давно запущены.

Не случайно, что, обсуждая все эти свершения будущего, Алжир и Италия не забывают и углеводородные проекты. При этом они не ограничиваются лишь рамками АНДР.

Так, алжирская и итальянская стороны обсуждают реанимацию транссахарского проекта Nigal из Нигерии (дельта реки Нигер) в Алжир. Так, по итальянским источникам, руководство последнего просит Италию приступить к нему в обмен на получение запрошенных ей дополнительных объемов газа, которые будут ей теперь поставляться.

По их данным, Алжир «хочет технической и политической поддержки для проведения данных работ». Пикантной деталью при этом служит то, что итальянская сторона получила из АНДР якобы заверения в том, что ранее российский энергогигант «Газпром» заявлял о своем намерении участвовать в данном проекте, предполагающем создание трубопровода протяженностью более 4000 километров, соединяющего через Нигер побережье Нигерии с центрами добычи газа в алжирской Сахаре. Впрочем в последнее время он не демонстрировал явных признаков участвовать в этом.

Возобновление этого проекта обсуждалось 11 апреля на встречах итальянской делегации во главе с премьер-министром Марио Драги в Алжире. И, по имеющимся данным, Рим выразил заинтересованность в этом, поскольку он рассматривает возможность направления по тому же трубопроводу других объемов «африканского» газа.

Не случайно, что по данным итальянских СМИ, Италия уже играет ведущую роль «в развитии источников энергии в Африке, где итальянский концерн Eni в последние годы лидировал по количеству открытий газовых месторождений», и этим объясняется последняя миссия из Рима в Конго и Анголу.

Напомним, что в 2009 году между Алжиром, Нигером и Нигерией было подписано соглашение о реализации проекта Nigal, но помимо сугубо технических трудностей, серьезным препятствием для этого стало отсутствие безопасности в сахельской зоне.

Так, почти на всем протяжении предполагаемого прохождения данного газопровода сейчас наблюдается разгул терроризма, причем год от года ситуация в регионе становится только хуже. Как при таком раскладе обеспечить бесперебойную поставку по трубопроводу стратегически важного сырья в Европу – непонятно.

Другим сомнительным моментом служит вопрос относительно необходимости участия в этом «Газпрома». Напротив, как представляется, в текущих условиях России крайне выгодно, чтобы территория Африки стала зоной, невыгодной для иностранных вложений в газовые проекты, объемы сырья с которых стали бы вытеснять поступающие потоки российского голубого топлива.

Таким образом, суммируя все вышеуказанное, возможность реализации новых энергопроектов, предлагаемых Алжиром Италии, с целью укрепления энергетического присутствия первого в Европе в ближайшие годы представляется неосуществимым и труднореализуемым и неопределенным даже в среднесрочной перспективе.

Что, впрочем, не дает стопроцентной гарантии того, что хотя бы частично эти планы далее не будут реализованы. И особенно это касается проектов СПГ.

52.21MB | MySQL:103 | 0,654sec