Французские эксперты о развитии военно-технического сотрудничества Саудовской Аравии с европейскими компаниями

Французские эксперты отмечают, что на фоне непростых отношений с Вашингтоном, Эр-Рияд пытается диверсифицировать свое ВТС, размещая портфели заказов или обсуждая серьезные проекты с европейскими компаниями. Центральным «бизнес-якорем» в КСА в этой связи становится  все более популярная среди иностранных компаний, желающих вести бизнес с Саудовской Аравией в области ВТС, местная Shamal Group,  которая сейчас ведет переговоры с итальянской Leonardo о заключении сделки на закупку боевых самолетов Eurofighter. Французские эксперты в этой связи полагают, что такая активность Shamal Group напрямую связана с растущим  политическим весом в королевстве ее фактического владельца и министра иностранных дел  Фейсала бен Фархана Аль Сауда.  Еще одним признаком его  растущего влияния  стал факт того, что его фирма ARX Aerospace and Defense (совместное предприятие, которым он управляет с австралийской летной школой Aviation Australia), стала официальным поставщиком продукции  для Beechcraft King Air, используемого Саудовской Аравией для наблюдения и разведки (ISR). Совместное предприятие, которое до марта этого года называлось Aviation Australia Riyadh College, было создано в 2014 году первоначально для обучения высшего руководства ВВС КСА (RSAF), но позже стало специализироваться на закупке техники разведки и наблюдения в интересах ВВС. Турки бен Абдель Азиз бен Фархан Аль Сауд, племянник нынешнего министра иностранных дел курировал развитие ARX в качестве его заместителя в течение 14 лет до его назначения на пост исполнительного директора Shamal Group в феврале этого года.   Недавно запущенный  новый веб-сайт Shamal Group (ранее Shamal Investment), прямо ссылается на итальянскую оборонную компанию Leonardo в качестве узлового партнера. Британские оборонные системы компании BAE Systems более в пресс-релизах компании  не упоминаются. Эксперты это связывают в первую очередь с тем, что посредническая  роль BAE Systems, которая  ранее занималась организацией продаж Eurofighter в Персидском заливе, была серьезно подорвана британским Законом о взяточничестве Великобритании 2010 года. Это изменение произошло, когда консорциум Eurofighter, состоящий из BAE Systems, Leonardo и Airbus Group, надеялся получить заказ из Саудовской Аравии на свой новый Eurofighter Typhoon. Компания  Leonardo, ранее Finmeccanica, сейчас также упорно работает над продажей 28 таких же самолетов Кувейту.  С момента своего основания в 2003 году Shamal Group был связующим звеном между Boeing, Raytheon, Northrop Grumman и SVI и основными оборонными учреждениями и компаниями Саудовской Аравии, особенно теми, которые были сформированы наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом (МБС), такими как спецназ Министерства внутренних дел,  ВВС КСА и полком Королевской гвардии. В основе такого сотрудничества были закупки спецтехники и производство беспилотников.  В дополнение к его посту главы МИД КСА, до прошлого года Фейсал бен Фархан также входил в Совет военной промышленности Саудовской Аравии (SAMI), органа, созданный MБС для создания оборонных партнерств с иностранными компаниями. Среди его близких контактов французские эксперты генерала Абдулрахмана Салеха Албана, советника королевского двора с 2018 года, Ясира бен Абдуллу Аль Сальмана, финансового директора Суверенного фонда государственных инвестиций (PIF), и Мосаеда аль-Охали, бывшего управляющего директора Maaden и бывшего старшего исполнительного директора Saudi Basic Industries Corporation (SABIC).  Собственно, когда МБС назначал  Фейсала бен Фархана Аль Сауда, министром иностранных дел, он старался максимально сблизить дипломатию Саудовской Аравии и ее ориентированные на США оборонные интересы. Он был советником MБС до того, как король Сальман бен Абдель Азиз пришел к власти, и за это время создал собственную оборонную и разведывательную компанию Shamal Investment, специалисты которой затем плавно перетекли в Shamal Group (35363 ПРИНЦ ФЕЙСАЛ БЕН АБДУЛЛА БЕН АБДУЛ РАХМАН, ХАТТИН, ЭР-РИЯД). Большинство его сотрудников ранее служили в ВВС КСА. Некоторые из них прошли обучение  по идентификации спутниковых снимков во Франции.  До того, как наследный принц ввел  Фейсала бен Фархана в управляющий комитет Совета военной промышленности Саудовской Аравии (SAMI), организацию, созданную в 2017 году для налаживания партнерских отношений с западными оборонными компаниями, с целью установления жесткого контроля над ВТС страны, он поработал  послом  Саудовской Аравии в ФРГ, где ему было поручено поддерживать линии связи с немецкими оборонными компаниями.  В частности, он уже почти договорился о сотрудничестве с Rheinmetall, но его усилия были позже заблокированы решением  Ангелы Меркель об эмбарго на экспорт оружия в КСА в связи с йеменским  кризисом.  До своего назначения в послом в ФРГ Фейсал бен Фархан также был специальным советником брата MБС Халеда бен Сальмана, тогдашнего посла Саудовской Аравии в Вашингтоне. Теперь заместитель министра обороны КСА Халед бен Сальман занимает ряд влиятельных должностей в советах директоров различных саудовских оборонных компаний.  Таким образом, усиление роли Фейсала бен  Фархана французские эксперты связывают прежде всего с активизацией саудовской дипломатии в области развития ВТС. В том числе именно ему поручено курировать такие отношения с Китаем и Россией. И собственно на него, как полагают те же французы, замыкается основной российский лоббист в этой сфере торгпред  в КСА Станислав Янковец, который пытается реализовать ряд сделок между Саудовской Аравией и «Ростехом».

62.24MB | MySQL:101 | 0,647sec