Марокко на рынке минеральных удобрений: новые вызовы и перспективы

В условиях растущих рисков эскалации глобального продовольственного кризиса одним из ключевых стабилизирующих факторов становится обеспеченность аграриев минеральными удобрениями. Угроза возникновения дефицита мировых поставок удобрений обозначилась экспертами в контексте украинского конфликта, в том числе в связи с введенными западными странами санкций против России, а также c учетом ведущей роли России как мирового поставщика всех категорий удобрений. По состоянию на 2022 г. Россия является первым поставщиком в мире азотных (N), вторым по поставкам фосфорных (P) удобрений и третьим по поставкам калийных (K) удобрений.

С учетом роста потребностей на мировых и региональных аграрных рынках в удобрениях, существенно возрастает роль Марокко как крупного производителя фосфорных удобрений, обладающего колоссальным потенциалом более 70% мировых запасов фосфатов. Отметим, что еще до последних событий на международной арене, Марокко последовательно наращивал свое влияние в обеспечении поставок фосфорных удобрений, особенно в страны Африки южнее Сахары, по сути используя этот ресурс в качестве важнейшего инструмента мягкой силы для распространения своего регионального влияния. В частности, в 2020 г. Марокко контролировало 54% рынка удобрений на африканском континенте.

Реализация этих амбициозных целей удалась благодаря комплексной политике Марокко на протяжении последних десятилетий. Власти Марокко сформировали мощную производственную базу для производства удобрений и развернутую систему поставок местным фермерам в африканских странах через создание совместных предприятий, кооперативов и партнерств на локальном уровне в 12 африканских странах.

Помимо Африки, экспортные позиции Марокко на рынках удобрений сильны на самом Ближнем Востоке, а также в Европе, Латинской Америке и Южной Азии. В среднем в этих регионах марокканские производители контролируют 30-45% рынка фосфорных удобрений. В итоге, на сегодняшний день Марокко входит в пятерку ведущих мировых экспортеров минеральных удобрений, занимая четвертое место после России, Китая и США.

Тем не менее, в последние годы политика Марокко на фронте производства и экспорта удобрений столкнулась с целым набором вызовов. В первую очередь, нарушение цепочек поставок после введенных под воздействием пандемии ограничений, затронули и экспортные поставки минеральных удобрений. В меньшей степени это коснулось поставок в соседние африканские страны, где торговые ограничения в период пандемии были менее жесткими. Например, поставки марокканских удобрений в Эфиопию в 2019-2022 гг. только выросли. В то же время, поставки удобрений из Марокко в США и арабские страны (Иордания, Cаудовская Аравия, ОАЭ) сократились на 30-60%. В целом, пандемия все-равно нанесла определенный ущерб для экспортного потенциала Марокко в сфере удобрений, однако уже в 2020 году объемы экспорта быстро восстановились и продолжили тенденцию роста. В конкретном плане, если в 2018 г. доля Марокко в поставках всех видов минеральных удобрений составляла 12.1%, а общая экспортная выручка достигла 3.1 млрд долларов, то с началом пандемии коронавируса в 2019 г. доля упала до 11.5%, а экспортная выручка — до 2.85 млрд долларов. То есть прямые потери составили 350 млн долларов. Но затем уже в 2021 г. ситуация стала быстро выправляться, и доля Марокко на мировом рынке удобрений выросла до 15.2%, а объем экспортной выручки возрос за год на 650 млн долларов и достиг отметки 3.4 млрд долларов.

Конфликт на Украине и последовавшие санкции со стороны западных стран в отношении энергетического сектора России вызвали новый шок на мировом рынке энергоносителей. Это становится новой серьезной угрозой для производителей удобрений в Марокко с учетом высокой энергозатратности этого производства. В частности, этот сектор потребляет не менее 7% всех энергетических потребностей национальной экономики Марокко, и рост цен на мировые энергоносители ведет к удорожанию себестоимости, особенно с точки зрения добычи фосфатов для производства фосфорных удобрений. Но еще более проблематичным является то, что природный газ (помимо собственно энергетической составляющей) служит главным сырьем при производстве азотных (N) удобрений. В частности, газ составляет до 80% всех нефиксированных затрат на производство азотных удобрений, поэтому любые ценовые колебания на мировых рынках напрямую влияют на себестоимость удобрений. Газовая проблема осложняется еще и обострением политических отношений между Марокко и Алжиром, который с осени 2021 г. заблокировал поставки своего сырья по газопроводу, ведущий через Марокко в Испанию.

Наконец, с учетом климатических вызов производство удобрений несет в себе растущие риски для экологической ситуации в Марокко. В первую очередь, речь идет об использовании ограниченных водных ресурсов для производства удобрений с учетом засухи и растущих потребностях собственно аграрного сектора в ирригации. Таким образом, Марокко приходится все чаще учитывать и фактор национальной водной безопасности и сбалансированного распределения водных ресурсов. Пока усилия Марокко по массовому внедрению в экономику источников возобновляемой энергии (ветряная и солнечная энергетика) не привели к перелому и зависимость от традиционных источников сырья, в том числе для производства удобрений, остается высокой. Тем не менее, сформулированы и уже реализуются перспективные задачи по замещению т.н. “cерого” водорода, извлекаемого из природного газа в результате паровой конверсии метана, на «зеленый» водород, который получается с помощью электролиза причем с использованием электричества от возобновляемых источников энергии (ветер или солнечная энергия), что по сути обнуляет выбросы углекислого газа. Ведущая компания Марокко по производству фосфорных удобрений OCP в 2021 году смогла обеспечить 89% своих энергетических потребностей за счет возобновляемых источников.

В то же время переход всех производственных мощностей Марокко на «экологические» рельсы требует налаживания технологии производства «зеленого» аммиака на всех производственных цепочках, что потребует существенных инвестиций и капиталовложений. Вопрос в том, насколько в нынешних условиях растущего глобального продовольственного, энергетического и финансового кризиса такой переход окажется востребованным, с учетом того, что перспективы «зеленой повестки» даже в Европейском союзе как главном инициаторе этой концепции оказываются под угрозой. В складывающейся ситуации первоочередной задачей Марокко становится курс на еще большее закрепление своих позиций на мировых рынках минеральных удобрений с учетом украинского фактора, что потребует наращивания производства, вероятно даже в ущерб экологической повестки. Важная геоэкономическая позиции Марокко на пересечении торговых путей между Африкой и Европой создает хорошие предпосылки для создания здесь мощного логистического хаба поставок продовольствия и удобрений трансрегионального масштаба и как следствие – важного фактора продовольственной безопасности в регионе и за его пределами. По мнению экспертов ООН и международных финансовых институтов, именно кризис на рынке минеральных удобрений осенью 2022 года может стать спусковым крючком для начала масштабного голода на планете в 2023 году, и роль Марокко в плане превентивных мер по предотвращению такого кризиса является важной.

52.25MB | MySQL:103 | 0,536sec