О факторах, влияющих на мировой нефтяной рынок

Комитет Сената США принял 5 мая законопроект, который может подвергнуть Организацию стран-экспортеров нефти и партнеров судебным искам за сговор о повышении цен на сырую нефть, сообщает Reuters. Законопроект о прекращении производства или экспорта нефти (NOPEC), спонсируемый сенаторами, включая республиканца Чака Грассли и демократа Эми Клобучар, прошел 17-4 в Судебном комитете Сената. Версии законодательства терпели неудачу в Конгрессе более двух десятилетий. Но законодатели все больше обеспокоены ростом инфляции, отчасти обусловленным ценами на бензин в США, которые этой весной на короткое время достигли рекордной отметки выше  4,30 долларов за галлон. «Я считаю, что свободные и конкурентные рынки лучше для потребителей, чем рынки, контролируемые картелем государственных нефтяных компаний … конкуренция — это сама основа нашей экономической системы», — сказал Клобучар. NOPEC изменит антимонопольное законодательство США, чтобы отменить суверенный иммунитет, который долгое время защищал ОПЕК и ее национальные нефтяные компании от судебных исков. Законопроект должен пройти через Сенат и Палату представителей и быть подписан президентом Джо Байденом, чтобы стать законом. Если он будет принят, генеральный прокурор США получит возможность подать в суд на ОПЕК или ее членов, таких как Саудовская Аравия, в федеральном суде. Другие производители, такие как Россия, которая работает с ОПЕК в более широкой группе, известной как ОПЕК +, чтобы удерживать добычу, также могут быть предъявлены иски. Вот некоторые подробности о законопроекте. Двухпартийный законопроект NOPEC изменит антимонопольное законодательство США, чтобы отменить суверенный иммунитет, который долгое время защищал ОПЕК и ее национальные нефтяные компании от судебных исков. Неясно, как именно федеральный суд может привести в исполнение судебные антимонопольные решения против иностранного государства. Но несколько попыток ввести инструмент NOPEC за более чем два десятилетия серьезно беспокоили фактического лидера ОПЕК, Саудовскую Аравию, что привело к тому, что Эр-Рияд усиленно лоббировал каждый раз, когда появлялась версия законопроекта. Ожидается, что Судебный комитет Сената примет самую последнюю версию законопроекта на этой неделе. Белый дом не указал, поддерживает ли президент Джо Байден законопроект, и неясно, имеет ли законопроект достаточную поддержку в Конгрессе, чтобы стать законом. Предыдущие версии законопроекта NOPEC потерпели неудачу на фоне сопротивления со стороны лоббистских групп нефтяной промышленности, таких как Американский институт нефти. Но в последнее время в Конгрессе США возросло беспокойство по поводу роста цен на бензин, которые помогли топливной инфляции достичь самого высокого уровня за последние десятилетия, повысив шансы на успех прохождения законопроекта на этот раз. Производители из ОПЕК отклонили просьбы Соединенных Штатов и их союзников быстро уселичить добычу, поскольку глобальные потребители, после выхода из пандемии COVID-19 и начала военной оперции России в Украину, держат цены на нефть высокими. Россия, которая обычно производит около 10% мировой нефти, может увидеть падение добычи нефти на целых 17% в этом году, поскольку Москва борется с западными санкциями. Тем не менее, трансформация нынешнего законопроекта в закон выглядит проблематичной. В данном случае это скорее играет роль формы «пропагандистского давления» на страны Персидского залива.  При этом сам Белый дом окончательно ссориться с аравийскими монархими  не хочет: их отношения и так находятся в кризисе.

Некоторые американские  аналитики уже заявили, что спешка с законопроектом может привести к непреднамеренному удару, включая возможность того, что другие страны могут предпринять аналогичные действия в отношении Соединенных Штатов, например, против  сельскохозяйственного экспорта для поддержки внутреннего сельского хозяйства. «Всегда плохо делать политику, когда ты зол», — сказал Марк Финли, научный сотрудник отдела энергетики и мировой нефти Института Бейкера Университета Райса, бывший аналитик и менеджер Центрального разведывательного управления. Страны ОПЕК также могут нанести ответный удар другими способами. Например, в 2019 году Саудовская Аравия пригрозила продавать свою нефть в валютах, отличных от доллара, если Вашингтон примет версию законопроекта NOPEC. Это подорвет статус доллара как главной мировой резервной валюты, уменьшит влияние Вашингтона в мировой торговле и ослабит его способность применять санкции в отношении национальных государств. Королевство также может решить купить хотя бы какое-то оружие у других стран, кроме Соединенных Штатов, ударив по прибыльному бизнесу для оборонных подрядчиков США. Кроме того, КСА и другие производители нефти могут ограничить американские  инвестиции в свои страны или просто повысить цены на нефть, продаваемую в Соединенные Штаты, что подрывает основную цель законопроекта. «Соединенные Штаты и их союзники уже сталкиваются с большими проблемами в обеспечении надежных поставок энергоносителей. Последнее, что нам нужно сделать, это бросить гранату в это», — считает Пол Салливан, аналитик по Ближнему Востоку и старший научный сотрудник Центра глобальной энергетики Атлантического совета.  Ведущая группа нефтяного лобби США, Американский институт нефти, также выступила против законопроекта NOPEC, заявив, что это может повредить отечественным производителям нефти и газа. Одна из проблем отрасли заключается в том, что законодательство NOPEC может в конечном итоге привести к перепроизводству ОПЕК, в результате чего цены настолько упадут, что энергетические компании США сами будут испытывать трудности с повышением производства. Саудовская Аравия и другие страны ОПЕК имеют одни из самых дешевых и простых в мире запасов для производства. Экспорт нефти от производителей ОПЕК, даже во время опасений по поводу поставок из России, «может охладить буровую активность в нефтяном пласте США, потенциально ставя под угрозу как внутреннюю энергетическую безопасность, так и восстановление внутренней экономики», — констатировала внепартийная исследовательская группа ClearView Energy Partners в докладе для клиентов.

Таким образом, надо сделать вывод о том,  что сам этот законопроект в большей степени имеет цель «попугать» аравийские монархии и заодно поддержать Брюссель в его неудержимых попытках ввести полное эмбарго на нефть из России.  При этом само принятие законопроекта на КСА и ОАЭ не повлияло. Они тут же заявили, что будут придерживаться «разумного ралли в ценовой политике». А еще в апреле  ОПЕК заявила Европейскому союзу, что текущие и будущие санкции в отношении России могут создать один из худших кризисов в истории поставок нефти, и было бы невозможно заменить эти объемы, и дала понять, что не будут добывать больше.  Официальные лица Европейского союза провели переговоры в Вене с представителями ОПЕК на фоне призывов увеличить добычу и рассмотрения ЕС потенциальных санкций в отношении российской нефти.

«Мы потенциально можем увидеть потерю более 7 млн баррелей в день в результате текущих и будущих санкций или других добровольных действий. Учитывая текущие перспективы спроса, было бы почти невозможно заменить потерю в объемах такого масштаба», — сказал генеральный секретарь ОПЕК Мохаммад Баркиндо, согласно информации агентства  Reuters. Европейский союз тогда повторил на встрече свой призыв к нефтедобывающим странам рассмотреть вопрос о том, могут ли они увеличить поставки, чтобы помочь снизить растущие цены на нефть, сообщил агентству Reuters представитель Еврокомиссии. На встрече с ОПЕК ЕС заявил, что ОПЕК может обеспечить больше добычи из своих резервных мощностей, согласно документу ОПЕК, который видело агентство Reuters. Тем не менее, Баркиндо сказал, что нынешний крайне волатильный рынок является результатом «не фундаментальных факторов» вне контроля ОПЕК, и даль понять что ОПЕК не будет добывать больше нефти. Напомним, что ОПЕК +, которая состоит из ОПЕК и других производителей, включая Россию, увеличит добычу примерно на 432 000 баррелей в день в мае после  постепенного сокращения добычи, достигнутого во время пандемии COVID-19. Встреча ЕС-ОПЕК в апреле была последней в диалоге, начатом между двумя сторонами в 2005 году.

Тем не менее, Европейская комиссия готовит предложения по нефтяному эмбарго в отношении России. Австралия, Канада и США, которые менее зависят от поставок из России, чем Европа, уже запретили закупки российской нефти. Страны ЕС разделены по поводу того, следовать ли их примеру, учитывая их более высокую зависимость и потенциал для движения, чтобы подтолкнуть уже высокие цены на энергоносители в Европе. ЕС ожидает, что его потребление нефти сократится на 30 процентов к 2030 году, по сравнению с уровнями 2015 года, в соответствии с его запланированной политикой по борьбе с изменением климата, хотя в краткосрочной перспективе эмбарго вызовет рост цен, чтобы заменить российскую нефть альтернативными поставками. Эти разногласия продолжаются, и ЕС скорее всего придет к компромиссам, а американцы успокоятся со своим новым законом, поскольку они уже пришли к выводу, что ЕС не без труда, но сможет отказаться от российской нефти даже без увеличения квот стран ОПЕК и выброса на рынок иранской и венесуэльской нефти.

Американские эксперты дают в этой связи следующий прогноз. В случае принятия  ЕС эмбарго на российскую нефть оно  распространится на мировые рынки, особенно если это эмбарго поможет ввести более существенные санкции США, направленные на экспорт Москвой энергоносителей незападным странам. 4 мая Еврокомиссия предложила шестой пакет санкций ЕС против России. Новые меры включают:

  • Общеевропейское эмбарго на российскую нефть, при этом эмбарго на импорт сырой нефти вступит в силу через шесть месяцев, а эмбарго на импорт нефтепродуктов вступит в силу к концу 2022 года.
  • Запрет в течение одного месяца на перевозку, включая передачу с судна на судно, сырой нефти и нефтепродуктов российского происхождения любым судном под флагом ЕС, принадлежащим, зафрахтованным или эксплуатируемым судном в третьи страны (т.е. государства, не являющиеся членами ЕС).
  • Запрет в течение одного месяца юридическим и физическим лицам ЕС предоставлять любые услуги, связанные с транспортировкой сырой нефти и нефтепродуктов российского происхождения, включая техническую помощь, брокерские услуги, страхование, а также финансирование или финансовые услуги.

Все 27 государств — членов Европейского союза должны одобрить это предложение, прежде чем санкции вступят в силу. Чтобы заручиться единодушной поддержкой, Брюссель может предоставить льготы странам, которые больше всего зависят от российской нефти, таким как Венгрия и Словакия. Страны, включая Грецию, Мальту и Кипр, также выразили обеспокоенность по поводу запрета танкерам ЕС перевозить российскую нефть. Тем не менее, глава внешнеполитического ведомства ЕС Жозеп Боррель заявил, что Европейский союз намерен одобрить санкции во время следующих заседаний Совета блока по иностранным делам, которые запланированы на 10 и 16 мая. Но, по данным Politico, новые меры могут быть одобрены еще раньше — возможно, уже 6 мая.

Поскольку государства-члены ЕС обсуждают, одобряют и в конечном итоге вводят в действие новые санкции, направленные против российского нефтяного сектора, есть несколько ключевых моментов, на которые следует обратить внимание в ближайшие месяцы, чтобы оценить общее воздействие эмбарго:

Предоставляет ли ЕС льготы определенным странам.

В случае одобрения предложенное эмбарго на российскую нефть должно вступить в силу для контрактов всех государств-членов ЕС (включая долгосрочные контракты) в этом году. Однако Европейский союз, похоже, уже готов освободить некоторые государства-члены от применения новых санкций. Всего через несколько часов после того, как президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен обнародовала пакет санкций, министр иностранных дел Венгрии заявил, что страна не может поддержать полный запрет ЕС на российскую нефть. Но маловероятно, что фон дер Ляйен объявила бы о пакете, если бы не была уверена, что все страны поддержат это предложение. Есть сообщения, что Венгрия и Словакия получат льготы, которые позволят им продолжать покупать российскую нефть по долгосрочным контрактам до конца 2023 года. Если Брюссель действительно предоставит эти льготы, другие страны, вероятно, также будут добиваться их получения, снижая общую эффективность эмбарго блока. 4 мая заместитель премьер-министра Болгарии заявил болгарской финансовой газете, что София будет добиваться освобождения, если Европейский союз освободит другие страны от новых санкций. По данным Politico, Чешская Республика хочет подобных уступок, которые, как сообщается, были предоставлены Словакии и Венгрии.

Первоначальная реакция рынка на обнародование 4 мая нового пакета санкций ЕС была довольно небольшой, при этом цена на нефть марки Brent выросла только примерно на 3-4%. Это говорит о том, что большая часть предложенного запрета на российскую нефть была оценена и что рынки не так обеспокоены поставками сырой нефти на европейские НПЗ. Хотя это может указывать на то, как быстро европейские переработчики и цепочки поставок смогут адаптироваться к новым ограничениям и может в конечном итоге решить, насколько санкции повлияют на европейских потребителей. Наибольшему риску физических перебоев поставок подвергаются нефтеперерабатывающие заводы в Германии, Польше, Чехии, Словакии и Венгрии, расположенные вдоль двух артерий трубопроводной системы «Дружба» советской постройки. Каждый из них может импортировать сырую нефть из источников, отличных от России, хотя в некоторых случаях это потребует дополнительных инвестиций, таких как расширение портовых мощностей. Тем не менее, нефтеперерабатывающий завод в Чехии подключен к ряду других трубопроводов, которые могут импортировать нероссийскую нефть. Германия, тем временем, недавно достигла соглашения с Польшей, чтобы позволить своим двум нефтеперерабатывающим заводам, зависящим от «Дружбы», использовать польский порт для импорта сырой нефти. И TotalEnergies, которая управляет одним из двух немецких нефтеперерабатывающих заводов вдоль трубопровода, уже планирует поэтапно отказаться от использования российской сырой нефти на своем НПЗ Luena в Германии. Венгрия и Словакия, каждая из которых имеет НПЗ «Дружба», могут получить освобождение от санкций, позволяющее им постепенно отказываться от российской нефти в течение более длительного периода. Но венгерская нефтегазовая компания MOL, которая управляет обоими нефтеперерабатывающими заводами, заявила, что обладает достаточными мощностями в нефтепроводе Adria, соединенном с терминалом импорта нефти в Хорватии, для снабжения двух нефтеперерабатывающих заводов в Венгрии и Словакии. Это подчеркивает, что стремление Венгрии к освобождению от санкций в большей степени обусловлено политическими расчетами ее нынешнего правительства, а не чисто экономическими соображениями. Но, несмотря на то, что кажется альтернативой, каждый из этих европейских НПЗ будет пытаться заменить российскую нефть Urals, отправляемую по трубопроводу «Дружба», другой нефтью средней кислотности. Это означает, что будет больше клиентов, конкурирующих на той части мирового рынка, которая и без того напряжена из-за самосанкций компаний, решивших сократить закупки российской нефти. Многие из крупнейших потоков среднекислых сортов нефти поступают из стран Ближнего Востока, таких как Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты — все они теперь будут играть на свою выгоду, маневрируя между высоким спросом со стороны Азии и повышенным спросом со стороны Европы.

Запрет на импорт нефтепродуктов — в основном российского дизельного топлива — также усугубит текущие проблемы Европы, хотя точное влияние остается неясным. В апреле Европа импортировала около 770 000 баррелей дизельного топлива в день из России, или около половины ее импорта. Неясно, как санкции ЕС, прояснят ситуацию и покажут, что представляют собой «российские» нефтепродукты (если они вообще существуют), поскольку различные промежуточные нефтепродукты (такие как нафта) часто используются в процессе производства готовых нефтепродуктов; даже готовые нефтепродукты (в том числе бензин) обычно смешиваются с различными компонентами. Определение окончательного пакета санкций ЕС может прояснить, будет ли эмбарго распространяться также на продукты, которые были либо созданы, либо смешаны с какой-либо российской нефтью, что, в свою очередь, определит, сколько российских нефтепродуктов окажется на европейских рынках. Согласно информации Reuters от 4 мая, некоторые трейдеры уже пытаются оценить, является ли дизельная смесь, содержащая 49% российского дизельного топлива, российским нефтепродуктом или нет.

Влияние санкций ЕС, связанных с транспортом.
Хотя эмбарго ЕС на российскую нефть привлекает наибольшее внимание, предлагаемый запрет на транспортировку российской нефти в страны, не входящие в ЕС, может быть столь же значительным из-за потенциального влияния на продажи российской нефти незападным странам, таким как Китай и Индия, которые ввели мало (если вообще ввели) санкции против России. Европа — один из регионов, наиболее важных для судоходной отрасли. Многие крупнейшие танкерные компании мира базируются в Европейском союзе, такие как бельгийская Euronav, греческая Tsakos Energy и греческая Navios Maritime Holdings, а также британская International Group of Protection & Indemnity Clubs, которые в совокупности обеспечивают покрытие ответственности примерно для 95% морских перевозок. И их танкеры  будут следовать законам и правилам ЕС. Уже существует глобальная нехватка нефтяных танкеров, и многие из них могут не захотеть или не смогут перевозить российскую нефть из-за новых санкций, если они будут одобрены, ограничивая способность России экспортировать нефть за пределы рынка ЕС. Кроме того, российские терминалы экспорта нефти Балтийского Приморска и Усть-Луги, а также черноморский терминал экспорта нефти Новороссийска, которые обрабатывают российский морской экспорт нефти марки Urals, не оборудованы для обработки очень крупных перевозчиков нефти (VLCC) или сверхбольших перевозчиков нефти (ULCC). Вместо этого большинство поставок российской сырой нефти в Азию сначала загружаются на небольшие танкеры в этих российских портах. Небольшие суда передают нефть более крупным VLCCs или ULCCs, которые затем доставляют грузы в азиатские порты. Однако эти VLCCs или ULCCs обычно находятся в водах ЕС и, следовательно, вскоре могут быть подвергнуты санкциям. Кроме того, поскольку доставка в Индию (и особенно в Китай) из России занимает гораздо больше времени по сравнению с Европой, необходимо будет использовать сразу больше танкеров, чтобы поддерживать тот же уровень экспорта сырой нефти, если она идет в Азию вместо Европы.

Все это затруднит России поиск танкеров, которые могут экспортировать ее нефть, если санкции ЕС будут одобрены. И хотя Индия и Китай имеют свои собственные флоты танкеров, которые могут и использовались для обхода санкций против  Ирана или Венесуэлы, это в таких больших масштабах будет снижать их танкерные мощности, что может помешать Пекину и Нью-Дели значительно увеличить импорт российской нефти. Если транспортные санкции будут эффективны в ограничении способности России экспортировать нефть, предназначенную в настоящее время для Европы, на другие рынки, это окажет не только более значительное финансовое влияние на Россию, но и более значительное влияние на общие мировые поставки нефти и, в свою очередь, на мировые цены на нефть.

Потенциальное  расширение санкций США.

Соединенные Штаты и Европейский союз тесно сотрудничают над своими соответствующими санкционными пакетами. Вашингтон, однако, до сих пор стремился избежать принуждения стран ЕС к прекращению импорта российской нефти путем введения вторичных санкций США, подобных тем, которые значительно ограничили мировой экспорт нефти из Ирана. Но если Европейский союз реализует предлагаемое эмбарго, он устранит опасения по поводу влияния второго порядка, которое такие санкции окажут практически на всех союзников Соединенных Штатов по НАТО. Это может, в свою очередь, освободить Вашингтон от более широкого таргетирования продаж российской нефти через вторичные санкции, если ситуация на Украине не улучшится или если число жертв среди гражданского населения в войне значительно возрастет.

Однако такие экспансивные санкции США все равно затруднят Индии, Китаю и другим странам импорт российской нефти в больших объемах, даже по сниженным ценам, что окажет давление на цены на сырую нефть и, что более важно, на цены на бензин в Соединенных Штатах. Учитывая особую чувствительность избирателей США к росту цен на газ, Белый дом вряд ли введет более широкие санкции против российской нефти в преддверии ноябрьских промежуточных выборов, хотя у него может быть больше политического пространства для этого после голосования.

Ответ Москвы.
Россия, которая экспортировала около двух третей своей нефти в Европу до начала военной операции на Украине, вероятно, примет ответные меры против эмбарго ЕС, что повысит потенциал для новых экономических потрясений в Европе. Недавно Москва прекратила поставки природного газа в Болгарию и Польшу и пригрозил сделать то же самое с другими европейскими потребителями, которые не платят за газ, используя российский  рублевый платежный механизм. Европейский союз планирует выпустить новое правовое руководство в надежде прояснить, нарушает ли российский механизм оплаты в рублях санкции ЕС в преддверии платежей за газ, подлежащих большему количеству клиентов во второй половине мая. Если компании не воспользуются механизмом, нефтяное эмбарго Евросоюза делает еще более вероятным, что Россия ответит отключением газа. Даже если они используют этот механизм, Москва все равно может рассмотреть вопрос о прекращении поставок природного газа в ЕС.

Россия также может пригрозить отрезать другие ключевые сырьевые материалы и товары, от которых зависит Европейский союз (такие как топливные стержни ядерной энергетики, сельское хозяйство и удобрения), или потребовать, чтобы покупатели этих экспортных товаров использовали аналогичный механизм оплаты в рублях. 3 мая президент России Владимир Путин подписал указ, позволяющий его правительству прекращать экспорт продукции и сырья физическим и юридическим лицам, попавшим в российский санкционный список. Постановление дает правительству России 10 дней на составление списка субъектов, которые будут затронуты. Вполне возможно, что европейские компании, особенно те, которые объявляют о плане выхода из российских инвестиций, таких как TotalEnergies и Shell, попадают в этот список. Россия также может проводить кибератаки против западных целей или принимать ответные меры против западных предприятий или компаний, все еще активных в России, путем конфискации активов или произвольных задержаний. Реакция Кремля на предлагаемое Евросоюзом нефтяное эмбарго до сих пор была в значительной степени риторической, но вряд ли она останется такой надолго.

52.31MB | MySQL:103 | 0,593sec