В апреле Израиль столкнулся с возросшей террористической угрозой, борьба с которой потребовала сосредоточения на решении данной проблемы правительства и Кнессета. В области внешней политики в фокусе внимания остались американский, европейский и региональный векторы. Также была предпринята попытка интенсифицировать контакты с Индией. Об этих и других событиях пойдет речь в настоящем обзоре.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Вопросы войны и мира
В апреле впервые с начала текущего года Израиль подвергся ракетным обстрелам. С 18 по 23 апреля по населенным пунктам на юге страны было выпущено 5 ракет, большинство из которых упали в безлюдной местности или были перехвачены системой «Железный купол». Одна ракета нанесла ущерб жилому дому в Сдероте, а еще одна приземлилась в самом секторе Газа, в результате последнего инцидента ранения получили несколько палестинцев. Дважды атакам подвергались самолеты ВВС Цахал: 19 апреля был произведен обстрел из ПЗРК «Стрела», 20 апреля открыт интенсивный пулеметный огонь, в результате которого произошло ложное срабатывание системы «Железный купол». Только за первый инцидент с самолетом ответственность на себя взяли «Бригады Изз ад-Дина аль-Кассама», за остальными, как полагают эксперты Информационного центра по изучению терроризма им. М.Амита могут стоять палестинский «Исламский джихад» и мелкие группировки. Несмотря на это ответные меры, предпринятые Израилем, были направлены преимущественно против инфраструктуры ХАМАС, на котором лежит прямая ответственность за ситуацию в секторе.
Напряженной в течение месяца была ситуация на всей территории страны. Беспорядки, подстрекаемые ХАМАС и «Исламским джихадом», с последующими столкновениями палестинцев с израильскими силами безопасности неоднократно происходили на Храмовой горе на фоне совпадения религиозных праздников Пасха, Песах и Рамадан. Террористы с оружием атаковали жителей страны в Хайфе, Ариэле, Ашкелоне, Хевроне. 7 апреля в Тель-Авиве боевик, идентифицированный как активист «Бригад мучеников Аль-Аксы» из лагеря Дженин, открыл огонь на улице Дизенгоф, убив трех человек. В ответ на это была проведена серия контртеррористических мероприятий, в ходе которых задержаны сторонники различных группировок и одиночки, причастные к атакам на израильтян и незаконному обороту оружия.
Официальные визиты и переговоры
В течение месяца представители израильского правительства провели несколько раундов общения с коллегами из США. 24 апреля премьер-министр Израиля Н.Беннет проинформировал американского президента Дж.Байдена о ситуации с безопасностью, а также призвал не исключать КСИР из списка иностранных организаций, признанных в Соединенных Штатах террористическими. Состоявшаяся за несколько дней до этого беседа главы МИД Я.Лапида и Госсекретаря США Э.Блинкена оказалась полностью сосредоточена на терроризме и соблюдении статус-кво в районе комплекса святынь на Храмовой горе.
Также правительство Н.Беннета продолжило попытки нарастить сотрудничество с Индией, связи с которой успешно развивались при Б.Нетаньяху до продолжительного внутриполитического кризиса в ближневосточной стране, заморозившего личные контакты на высшем уровне. Предполагалось, что в начале месяца премьер-министр должен был прибыть в Нью-Дели с 3-дневным визитом в рамках мероприятий, посвященных 30-летию дипломатических отношений. В дальнейшем поездка была перенесена по причине заражения главы израильского правительства Covid-19. Предположительно, первый официальный визит Н.Беннета в Индию может быть организован в июне, а в апреле взамен личной встречи состоялись телефонные переговоры двух глав правительств.
Для поддержания трехстороннего диалога с Грецией и Кипром министр иностранных дел Я.Лапид 5 апреля прибыл в Афины. Там для него были организованы переговоры с контрпартнерами, а также раунд общения с греческим премьер-министром. На совместной пресс-конференции глава внешнеполитического ведомства ближневосточной страны прежде всего обратился к ситуации на российско-украинском треке. Помимо этого политик в очередной раз попытался донести до партнеров, что потепление отношений с Анкарой не принесет разлад в сотрудничество между Иерусалимом, Афинами и Никосией. При этом в фокусе внимания Я.Лапида оказалась уже не сфера энергетики, а взаимодействие в целях укрепления региональной безопасности.
Президент Турции Р.Т.Эрдоган со своей стороны в конце месяца инициировал телефонный разговор с контрпартнером из Израиля И.Герцогом, чей визит в республику в марте получил позитивные оценки и дал надежду на постепенное восстановление прежних связей. Темой беседы оказалось соблюдение статус-кво на Храмовой горе в условиях совпадения Пасхи, Песаха и Рамадана, а также всплеска террористической активности, затронувшего в том числе и район комплекса святынь. Такой шаг позволил турецкому лидеру продемонстрировать сохраняющуюся приверженность защите прав мусульман, при этом не помешав нормализации между Анкарой и Иерусалимом.
Не потеряло актуальность в апреле и региональное направление израильской внешней политики. Н.Беннет провел переговоры с королем Иордании Абдаллой II, а министр обороны Б.Ганц пообщался с главой ПНА М.Аббасом. В обоих случаях центральными темами стали всплеск терроризма в Израиле и необходимость обеспечения безопасности в ходе священного для мусульман месяца Рамадан.
Отношения с международными организациями
7 апреля Израиль поддержал резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН о приостановке участия России в Совете по правам человека (СПЧ). Согласно комментарию Я.Лапида согласие с позицией большинства в ГА в целом не меняет отношения государства к данному специализированному учреждению организации, а СПЧ, по его словам «является экстремистским, морально ущербным, предвзятым по своей сути антиизраильским органом, использовавшимся как политический инструмент с момента своего создания главными мировыми нарушителями прав человека, чтобы, среди прочего, атаковать Израиль».
Последнее утверждение министра было, вероятно, основано в том числе на итогах прошедшего в начале апреля заседания СПЧ, в ходе которого из 35 рассмотренных резолюций 3 касались палестино-израильского трека и были направлены против интересов Иерусалима. Однако общая позиция относительно членства России вызвала критику в Москве, а МИД страны в своем комментарии назвал такой шаг «политически мотивированным решением». Также стоит сказать, что не все участники ГА ООН, даже из круга израильских партнеров присоединились к одобрению резолюции, инициированной США, руководствуясь в качестве аргумента тем, что принятое решение рискует помешать проведению расследования предполагаемых военных преступлений, который могли быть совершены на украинской территории.
23 апреля Н.Беннет провел переговоры с Генеральным секретарем ООН А.Гутерришем. В ходе беседы израильский премьер-министр, во-первых, попытался привлечь внимание международного сообщества к волне террора в государстве, а также подчеркнул, что от имени организации не прозвучало осуждений ракетных обстрелов территории страны палестинцами. Во-вторых, глава правительства был заинтересован в обсуждении предстоявшего визита А.Гутерриша в Россию и Украину, а также шагов, которые ООН готовилась предпринять для урегулирования ситуации. Рассмотрение данного вопроса могло свидетельствовать о намерении Н.Беннета сохранить за собой посреднические функции, которые на время ушли на второй план, а также о желании координировать усилия с ООН, что в конечном итоге содействовало бы повышению статуса страны в организации.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
Повестка дня Кнессета
Парламентская жизнь в апреле существенно замедлилась в силу весенних каникул, а большинство все же состоявшихся заседаний были в той или иной степени посвящены ситуации с безопасностью. В частности, комиссия по внутренней безопасности провела расширенное обсуждение готовности полиции, армии и силовых структур к Рамадану и ситуацию с терроризмом. Присутствовавший на этой встречи глава комиссии по иностранным делам и обороне Р.Бен-Барак («Еш атид») отметил, что «Много лет Израиль не обращает внимания на происходящее в арабской общине: криминал и преступность». Однако, по его мнению, «криминал очень быстро приобретает национальный компонент, превращаясь в терроризм». На заседании финансовой комиссии депутатом от арабского Совместного списка О.Касифом была высказана точка зрения, согласно которой к волне террора привел рост цен, «делающий жестокую оккупацию еще более тяжелой».
Помимо этого в апреле парламентарии рассмотрели вопрос о дальнейшем снятии коронавирусных ограничений в аэропортах, которые позволят постепенно вернуть авиасообщение на докризисный уровень. Продолжилось рассмотрение поправок к закону о службе в армии, направленных на интеграцию учеников евшив. Наибольшие возражения вызвало предложение сокращенной продолжительности службы, которые, как подчеркнул юрисконсульт комиссии по иностранным делам и обороне, «помогут в трудоустройстве, но не в сокращении неравенства при призыве». На встрече законодательной комиссии ее председатель, депутат от Аводы Г.Карив призвал рассмотреть вопрос присоединения Израиля к антироссийским санкциям.
Деятельность правительства
Ввиду всплеска террористической активности в Израиле кабинет министров в апреле уделял большое внимание оценке нападений и разработке мер по противодействию им. Так, 10 апреля правительство одобрило предложение Н.Беннета, Я.Лапида и министра социального обеспечения М.Коэна, предусматривающее лишение пенсии и иных государственных пособий и льгот для лиц, совершающих преступления в отношении безопасности страны, в том числе вовлеченных в терроризм.
Впрочем, ключевой темой, касавшейся израильского правительства, в апреле стал наметившийся новый виток внутриполитического кризиса, спровоцированный выходом из коалиции ее председателя, члена «Ямины» И.Сильман. Поводом для такого шага, приведшего к потере правительством большинства в Кнессете, стало несогласие по религиозному вопросу, обнажившее глубинные идеологические противоречия 8 партий, чей во многом уникальный альянс помог отстранить Б.Нетаньяху. И.Сильман выступила за формирование нового правительства из политических сил правого спектра, но без досрочных выборов, а лидер оппозиции Б.Нетаньяху призвал последовать примеру представительницы «Ямины». При этом основной упор главой «Ликуд» был сделан на то, чтобы инициировать выход из коалиции членов той же «Ямины» и фракции «Тиква Хадаша».
Я.Лапид довольно сдержанно отреагировал не происходящее, на заседании «Еш атид» назвав кризис «управляемым». Однако в целом ситуация выглядит сложной и способна негативно отразиться на жизни страны по нескольким причинам. Во-первых, из-за потери большинства затрудняется законотворческая деятельность, что особенно значимо в условиях завершения в мае парламентских каникул и возобновлении всего функционала Кнессета. Во-вторых, в условиях угрозы новых досрочных выборов повышается конкуренция не только с Б.Нетаньяху, продолжающим попытки вернуться во власть, но и между коалиционными партиями и их лидерами, а особенно Н.Беннетом и Я.Лапидом.
ЦИТАТА МЕСЯЦА
«Наша общая память в День памяти жертв Холокоста подчеркивает силу германо-израильской дружбы и высокий уровень доверия, сформировавшийся между нашими странами за эти годы. Наша дружба – чудо и благословение», — сказал президент Бундестага Б.Бас, посетивший Иерусалим для участия в мероприятиях по случаю Дня катастрофы и героизма еврейского народа. В ходе визита представитель ФРГ подчеркнул, что Берлин сохраняет приверженность своей исторической ответственности и основанным на ней гарантиям безопасности Израиля, а также поддерживает усилия по борьбе с антисемитизмом.