Оценка обстановки на Ближнем Востоке и Северной Африке в издании The Military Balance 2022. Часть 13

Международный институт стратегических исследований (Великобритания)  опубликовал ежегодный бюллетень с обзором военных потенциалов государств мира The Military Balance 2022[i]. 7-я глава ежегодного издания посвящена вопросам развития военной и военно-политической ситуации в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Учитывая то, что издание представляет собой качественный комплексный обзор вооружённых сил ближневосточных стран и положительно характеризуется наличием разделов со сводной военной и военно-экономической статистикой, продолжим рассмотрение ситуации в изучаемом регионе на основе данного издания.

Модернизационные процессы в ВС Марокко

Проблемы региональной безопасности являются ключевыми для ВС Марокко. 30-летнее перемирие между Марокко и фронтом ПОЛИСАРИО закончилось в конце 2020 года, и ООН сообщила, что боевые действия возобновились, хотя и с низкой интенсивностью. Королевство поддерживает тесные связи в сфере безопасности с Францией и США, получая вооружение и военных инструкторов от обеих стран. Существует также тесное сотрудничество с НАТО, а в 2016 году в Марокко было принято решение о приведении вооруженных сил в соответствие со стандартами НАТО. В 2017 году Марокко присоединилось к Африканскому союзу. Вооруженные силы Марокко также приобрели боевой опыт в ходе миротворческих операций ООН и многонациональных учений. Призыв на военную службу был вновь введен в начале 2019 года. ВС североафриканской страны обладают некоторым потенциалом для самостоятельного развертывания в регионе и в составе миротворческих миссий ООН в странах Африки к югу от Сахары, хотя им не хватает возможностей для перевозки тяжелых грузов морским и воздушным транспортом. Марокканские ВС также приняли участие в боевых действиях за рубежом, предоставив самолеты национальных ВВС F-16 для участия в операции коалиции во главе с Саудовской Аравией в Йемене с 2015 по начало 2019 года. Вместе с тем, вооружение и военная техника ВС в основном состоит из устаревшего французских и американских образцов. Однако существуют планы по переоснащению всех видов ВС с упором на модернизацию ВМС. В Марокко эксплуатируются два искусственных спутника Земли, отвечающие за наблюдение и разведку. В период 2020-2021 гг. в части касающейся приобретения основных вооружений Марокко в основном полагается на иностранный импорт и военную помощь. Однако относительная стабильность страны уже привлекла внимание западных оборонных компаний, таких как Airbus, Safran и Thales, к созданию в Марокко предприятий по производству и обслуживанию аэрокосмической техники.

Модернизационные процессы в ВС Омана

Главной задачей ВС Омана является обеспечение территориальной целостности с особым упором на обеспечение безопасности на море, учитывая протяженность береговой линии страны. В настоящее время при поддержке Великобритании, страны, с которой Маскат поддерживает тесные и давние отношения в области обороны и безопасности, проводится пересмотр взглядов оманского правительства на обеспечение обороны и безопасности. В Омане нет значительного постоянного присутствия американских или других иностранных войск, в отличие от других государств Персидского залива, но подразделения ВС Великобритании часто направляются в эту ближневосточную страну для обучения местных войск. Кроме того, как США, так и Великобритания используют возможности Омана как воздушного, так и морского хаба, в первую очередь за счет порта в Дукме. Несмотря на то, что Оман является членом ССАГПЗ, он не участвовал в операциях коалиции в Йемене. Хотя Маскат в последнее время сохранил самый высокий уровень расходов на оборону в процентах от ВВП в странах Персидского залива, его оборонный бюджет был сокращен в 2021 году. Тем не менее, Оман в 2020 году начал обновление воздушной и морской военной техники, включая приобретение боевых самолетов, патрульных и высокоскоростных вспомогательных судов, и теперь стремится сделать то же самое в сухопутной сфере. Оман располагает весьма ограниченным местным оборонно-промышленным потенциалом, однако даже в этих условиях начал местное производство различных видов боеприпасов.

 Модернизационные процессы в силовых структурах Палестины

Палестинские территории по-прежнему фактически разделены между Западным берегом, управляемым Палестинской национальной  администрацией (ПНА), и Газой, управляемой ХАМАСом. Каждая организация контролирует свои собственные силы безопасности, главным образом Национальные силы безопасности (НСБ) на Западном берегу и бригады «Изз ад-Дина аль-Кассама» в Газе. Обе, как правило, доказывали свою эффективность в поддержании внутренней безопасности на своих соответствующих территориях. ПНА получила поддержку от ЕС, Иордании и США. Израиль утверждает, что небольшое число военнослужащих бригад «Изз ад-Дина аль-Кассама» прошли военную подготовку в Иране и Сирии. Ни одна из палестинских организаций безопасности не проводит развертывание своих подразделений за рубежом, и у них отсутствует установленная структура материально-технического обеспечения. Как ХАМАС, так и ПНА испытывают недостаток в тяжелой военной технике, хотя первая сохранила значительный арсенал самодельных ракет и минометов, а также некоторое количество портативного управляемого оружия. Во время возобновления конфликта в середине 2021 года ХАМАС продемонстрировал свои возможности по созданию боеприпасов, а также новых ракет с заявленной дальностью действия 250 км. Официальной оборонной промышленности в Палестине не существует, Взамен этого ХАМАС может приобретать легкое или самодельное вооружение, либо ввезенное контрабандой в Газу, либо местного кустарного производства.

[i] https://www.iiss.org/publications/the-military-balance#:~:text=The%20Military%20Balance%202022%3A%20Features&text=Analytical%20texts%20on%20defence%20intelligence,air%20domains%2C%20and%20in%20cyberspace.

62.19MB | MySQL:101 | 0,626sec