О патовой ситуации в процессе формирования нового правительства Ирака

Как полагают некоторые иракские аналитики, лидер альянса «Спаси Родину» Муктада ас-Садр рассматривает сейчас следующий вариант выхода из политического тупика в стране: сохранить Мустафу аль-Казыми на посту премьер-министра. Прошло семь месяцев с тех пор, как иракцы проголосовали на выборах в парламент в октябре, и ожесточенное соперничество между двумя лагерями — один во главе с влиятельным шиитским священнослужителем Муктадой ас-Садром, другой – проиранские шииты  — создало патовую ситуацию в рамках формирования нового кабинета министров. Неделю назад ас-Садр призвал 40 или около того независимых депутатов, избранных в парламент, сформировать свой собственный блок и выдвинуть своего кандидата на пост премьера, пообещав, что он получит поддержку его альянса, состоящего из его депутатов, депутатов от суннитских партий и депутатов Демократической партии Курдистана (ДПК). Спустя неделю стало очевидно, что эта инициатива не принесет желаемого результата, в связи с чем ас-Садр теперь рассматривает возможность сохранения поста премьер-министра за аль-Казыми на срок от полугода  до года. «Садр не спешит формировать правительство. Сохранение текущей ситуации в течение шести месяцев или года является одним из решений, которые сейчас настоятельно предлагаются. Нет никаких обстоятельств или факторов, местных или международных, оказывающих давление на любого из игроков трехстороннего альянса, чтобы ускорить формирование правительства. Если говорить о Соединенных Штатах, то они заняты в других частях мира и не очень обеспокоены тем, что сейчас происходит в Ираке. Что касается Ирана, то продолжение статуса-кво для них предпочтительней, чем новая открытая  внутришиитская эскалация», — полагают источники из окружения  лидера ДПК Масуда Барзани. Иными словами, ас-Садр снова пытается взять паузу для того, чтобы перетянуть на свою сторону ту часть независимых депутатов, которая могла бы выступить с ним солидарно в ходе избрания нужной ему кандидатуры нового иракского президента как первого, но принципиального этапа выбора нового главы правительства. Рискнем предположить, что ничего нового в этой тактике нет: если стороны не смогли договориться за семь месяцев о компромиссе, то почему они должны сделать это за следующие полгода? Так что мы имеем лишь затяжку по времени.   Ас-Садр уже имеет большое влияние на правительство аль-Казыми, и в октябре его партия «Сайирун» вышла явным победителем в парламентских выборах. С тех пор он пытался сформировать «правительство большинства» вместе со своими курдскими и суннитскими союзниками, которые будут оттеснять поддерживаемые Ираном шиитские партии, которые вместе известны как «Координационная структура». Недовольные планами ас-Садра по их дистанцированию от нового кабинета министров,  эти фракции при поддержке Тегерана бойкотировали работу парламента и обеспечили невозможность достижения кворума для избрания президента и продолжения процесса формирования правительства. В этой ситуации единственный выход из тупиковой ситуации – допуск проиранских партий в новое правительство, но  ас-Садр к этому не готов, отсюда новые паузы в политических маневрах.  Он и его союзники заявили, что парламентская работа будет продолжаться, независимо от того, будут ли бойкоты тех или иных депутатов  присутствовать или нет. Хотя две трети депутатов должны проголосовать, чтобы избрать президента и назначить премьер-министра, принятие большинства законов может обеспечить и половина  (166 депутатов), а у ас-Садра и его союзников их 186. Руководство парламента — спикер и два его заместителя – это  Мухаммед аль-Халбуси, глава суннитского блока, депутат-садрист и депутат от ДПК, и они пообещали заставить парламент «двигаться» в своей законотворческой деятельности. Садрист и вице-спикер Хаким аль-Замили 9 мая сообщил главам парламентских блоков, что назначения в парламентские комитеты начнется немедленно. Что касается новых законов, то первым в списке, который необходимо принять, является годовой бюджет. Но текущие споры, отсутствие кворума на сессиях парламента и задержка с формированием парламентских комитетов до сих пор препятствовали его утверждению. Без бюджета финансирование правительственных проектов, офисов и сети социального обеспечения может скоро закончиться. Чтобы избежать этого, ас-Садр и его союзники в прошлом месяце представили проект «мини-бюджета», который они назвали законом «о продовольственной безопасности и развитии», для срочного голосования. Закон предусматривает утверждение  ежемесячных сумм до 35 трлн иракских динаров ( 23 млрд долларов) от избыточных ежемесячных продаж нефти, международных грантов и пожертвований, а также кредитов, обеспеченных и депонированных на банковском счете, контролируемом Министерством финансов. По сути, это будет сохранять управляемость  страной в течение нескольких месяцев без утверждения годового бюджета. Голосование по закону о «продовольственной безопасности и развитии» должно было состояться на этой неделе. «Мы не позволим держать страну в заложниках. Мы будем выполнять конституцию, а конституция говорит, что есть юридически признанный парламент, спикер парламента, президент, премьер-министр и правительство. Практически не будет никаких проблем, если новое правительство не будет сформировано еще несколько месяцев. У нас есть парламент и правительство, которые будут выполнять свои обязанности без каких-либо проблем», — заявил тот же аль-Халбуси. До победы ас-Садра на выборах и его призывов к «правительству большинства» Ирак управлялся консенсусом. С 2003 года политические силы действуют в соответствии с соглашением о разделе власти, где влиятельные должности и должности в исполнительном блоке — как гражданские, так и военные — делились между партиями по принципу представительства в парламенте. Некоторые из них даются на основе  фаворитизма, некоторые — в качестве награды за лояльность. Только парламент может утвердить назначения на эти должности, но, лишенный политического консенсуса и в условиях жесткой конкуренции между парламентскими блоками, в последние годы аль-Казыми и его предшественникам приходилось заполнять должности, назначая временных «действующих» чиновников, обходя тем самым  парламентский процесс. В течение почти двух десятилетий поддерживаемые Ираном силы доминировали в иракском правительстве и парламенте, и они занимают почти две трети руководящих должностей. Этот процент изменится полностью, и назначения без одобрения парламента скоро закончатся. «Существует новая философия для администрации, и эта философия нуждается в новых людях. Соответственно, мы будем работать над заменой старой команды новой», — заявили лидеры садристов. Они же указывают, что  будут предприняты шаги по назначению новых должностных лиц, как только истечет крайний срок, формально данный  независимым депутатов на выдвижение своего кандидата в премьеры, на что уже никто всерьез не надеется.

62.82MB | MySQL:102 | 0,639sec