Фактор сирийских беженцев во внутренней и внешней политике Турции

Мэр небольшого турецкого города Болу установил 19 мая баннеры на арабском и турецком языках, издавая «последний призыв» и приказ сирийским беженцам вернуться в свою страну и покинуть Турцию. Танджу Озкан, мэр Болу на северо-западе страны, поделился изображениями баннеров, нацеленных на «временных беженцев из муниципалитета Болу», сказав им, что «11 лет назад вы сказали, что приехали в нашу страну в качестве гостей. Турецкая нация годами защищала вас своими скудными ресурсами. Вы просрочили свой прием». Ссылаясь на экономический кризис, который опустошал Турцию в течение последних нескольких лет, он продолжил: «Вы видите экономическую депрессию в нашей стране. Наша молодежь безработна, семьи живут за чертой бедности. В этих условиях у нас больше нет хлеба и воды, чтобы поделиться с вами. Вам пора идти, как вы пришли. Вы больше не нужны, возвращайтесь в свою страну». В своем Твиттере, демонстрирующем баннеры, Озкан заявил, что «Мы много раз писали и говорили по-турецки. Они не поняли. Мы писали на языке, который могли понять и правительство, и захватчики. Этого достаточно». С тех пор как Озкан занял пост мэра Болу в 2019 году, он был особенно противоречивой фигурой, которая пыталась реализовать ряд дискриминационных мер по борьбе с беженцами в городе и его окрестностях. Например, после его победы и вступления в должность его первым действием было сокращение социальной помощи беженцам и мигрантам в провинции. В прошлом году он также принял закон об увеличении стоимости счетов за воду для беженцев и мигрантов в 11 раз, а также о повышении платы за получение лицензий на брак для иностранцев. Все эти действия были попыткой Озкана удержать иностранцев, особенно сирийских беженцев, от постоянного жительства в Болу.  В январе административный суд провинции Болу наложил судебный запрет на его дискриминационную политику в отношении беженцев. В ноябре его собственная партия – Народно–республиканская партия (НРП) — также начала дисциплинарный процесс в отношении мэра. Совсем недавно сообщалось, что Институт прав человека и равенства Турции (TIHEK) постановил, что политика Озкана является нарушением запрета дискриминации в стране, и наложил административный штраф в размере 40 000 турецких лир (2519 долларов).

Но важный нюанс заключается в том, что этот мэр именно на спекуляции такими лозунгами победил  предыдущего мэра — Алааддина Йылмаза, который был членом правящей в стране Партии справедливости и развития (ПСР). В отличие от ПСР, которая стремится побудить сирийских беженцев добровольно вернуться в Сирию в постепенном процессе, как только она станет достаточно безопасной и стабильной, НРП и ее лидер Кемаль Кылычдароглу гарантировали, что  насильственно депортируют всех беженцев обратно в Сирию, если они придут к власти. Этот тренд становится  после вопросов экономики лейтмотивом предстоящей предвыборной кампании по выборам президента в следующем году и все политические партии вынуждены это учитывать. Именно в этой связи президент Турции и лидер ПСР  Р.Т.Эрдоган и выдвинул в очередной раз идею о строительстве на севере Сирии жилья для сирийских беженцев. Правда, на европейские деньги. План турецкого правительства по возвращению миллиона беженцев в Северную Сирию приходит, когда общественное негодование против сирийцев достигло точки кипения на фоне наступательной пропаганды оппозиции и экономических трудностей, вызванных пандемией коронавируса. Чтобы ослабить это давление и избежать роста преступлений против беженцев, правительство хочет, чтобы общественность знала, что альтернатива возможна.

В Турции сирийцы не имеют  статус беженцев; они попадают под статус «временной защиты». При этом правительство должно найти способы облегчить их добровольное возвращение в Сирию. Если те, кто хочет вернуться, сделают это, это снимет некоторое давление с тех, кто решит остаться в Турции, что позволит им лучше интегрироваться в турецкое общество. Как это может быть достигнуто, остается предметом некоторых дебатов. Турецкая оппозиция утверждает, что в случае победы на выборах они могли бы нормализовать отношения с режимом президента Сирии Башара Асада и заключить сделку, позволяющую вернуть беженцев. Но этот вариант уже был опробован другими странами без особого успеха. Иордания и Ливан нормализовали отношения с режимом Асада, но большинство сирийцев не вернулись на родину. По данным ООН, с 2019 года более 37 000 сирийских беженцев добровольно вернулись из Ливана и более 40 000 из Иордании, в то время как еще сотни тысяч остаются в этих странах. В Турции, где проживает наибольшее число сирийских беженцев — более 3,5 млн, за этот период было подтверждено около 81 000 возвращений, хотя некоторые случаи, возможно, не были зарегистрированы ООН. По данным Министерства внутренних дел Турции, цифры значительно выше. С момента создания Турцией северной безопасной зоны в Сирии около 500 000 беженцев добровольно вернулись, сообщило министерство в марте. При этом беженцы внутри Сирии перемещались в основном   в  контролируемые   Турцией районы, около 5 млн человек теперь оказались сконцентрированы в небольшом регионе Идлиб без необходимой инфраструктуры. Как подчеркивает ООН, возвращение беженцев должно быть добровольным, достойным и безопасным. В то время как Турция несет ответственность за обеспечение безопасности в районах, которые она контролирует, Идлиб неоднократно подвергался ударам российской авиации и страдает от политической нестабильности. Развертывание Турцией своих новых систем ПВО Hisar-O может улучшить ситуацию с безопасностью в Идлибе, а военная операция России на Украине также дала Анкаре дополнительную передышку. Как полагают британские эксперты, одна из главных задач в данном контексте — улучшение общей ситуации в области внутренней безопасности и решение вопросов фракционности внутри повстанческой Сирийской национальной армии и оппозиционного сирийского временного правительства.  В Идлибе организация «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ, запрещена в России) представляет определенную угрозу, но она ограничена присутствием сирийских и турецких сил, а также собственной повесткой дня в рамка позиционирования себя как партнера для переговоров. ХТШ хочет быть исключенной из международных террористических списков, но Россия может использовать присутствие ХТШ для продолжения своих атак. Без решения проблемы присутствия ХТШ устойчивое возвращение сирийцев будет затруднено. Второй вопрос – строительство необходимой  инфраструктуры. Район между Таль-Абьядом и Рас-эль-Айном предлагает значительные возможности для жилищных и инфраструктурных проектов, и Турция имеет возможность строить там самостоятельно, но у нее нет достаточных средств для этого. Инвестиционные проекты на северо-западе Сирии, вероятно, будут иметь более высокую себестоимость. Помимо жилья и инфраструктуры, существует также острая потребность в здравоохранении и образовании. Но в то время, когда Великобритания сокращает финансовую помощь Сирии, оставляя тысячи детей без доступа к образованию, кажется маловероятным, что европейские государства будут способствовать турецкому проекту. Хотя из Катара и Кувейта могут поступить дополнительные средства, этого может быть недостаточно. Кроме того, ожидается, что этим летом Россия наложит вето на механизм трансграничной помощи ООН для Идлиба, блокируя приток жизненно важной гуманитарной помощи. Если не будет выделено достаточно средств для обеспечения безопасного и достойного возвращения сирийских беженцев, турецкое правительство почти наверняка не достигнет своей цели в перемещении в Сирию одного миллиона человек.

62.23MB | MySQL:101 | 0,477sec