Американские эксперты о ситуации в зоне палестино-израильского конфликта

Как полагают американские эксперты  из консалтинговой компании «Стратфор»,   нынешний раунд насилия между израильтянами и палестинцами  является скорее частью долгосрочной тенденции, в которой Израиль непреднамеренно прокладывает свой собственный путь к созданию «государства единства», которое объединяет по крайней мере некоторые палестинские территории. Хотя до реализации этого сценария еще предстоит предпринять много шагов, формирование такого государства, которое международное сообщество во главе с Соединенными Штатами и Европой вполне может принять, становится все более вероятным на фоне продолжающегося расширения израильских поселений на Западном берегу реки Иордан, а также израильской и палестинской незаинтересованности в форсировании мирного процесса.

В настоящее время израильско-палестинский мирный процесс парализован и, похоже, таким он и останется в среднесрочной перспективе. Израильтяне и палестинцы избегают новых переговоров, и ни одна страна на международной арене, похоже, не имеет ни желания, ни средств для стимулирования их  начала. Вместо этого Израиль неуклонно расширяет свои поселения на Западном берегу, и палестинцы реагируют на это расширение протестами, забастовками и спонтанным насилием. Это насилие впоследствии провоцирует израильские репрессии, которые либо выигрывают время до следующего раунда насилия, либо перерастают в прямой конфликт до очередной деэскалации.  С начала подписания  соглашений Осло, которые начали израильско-палестинский мирный процесс в 1993 году, никаких стратегических изменений в балансе сил между Израилем и палестинскими территориями не произошло, и ни Израиль, ни Соединенные Штаты не настаивали на возобновлении мирного процесса. Тем временем международное сообщество относится к этому конфликту так, как будто он заморожен, а действующие стороны только формально маневрируют вокруг него. Например, Соединенные Штаты даже не назначили специального посланника для наблюдения за израильско-палестинским конфликтом, который скатился к нижней части дипломатических приоритетов США. И хотя Совет ООН по правам человека недавно обвинил Израиль в апартеиде, этот ярлык остается символической мерой, которая не имеет материального эффекта. Кроме того, часть государств арабского мира во главе с Объединенными Арабскими Эмиратами нормализовали отношения с Израилем. Даже некогда конфронтационная Турция теперь потеплела к Израилю, поскольку Анкара пытается восстановить региональные связи. Наконец, самая последняя вспышка насилия вызвала дипломатическую озабоченность, но мало конкретных действий, которые могли бы указать, что международное сообщество собирается сделать еще один толчок к миру. Нет никаких запланированных саммитов, угроз санкций или даже слухов о медленно готовящихся мирных планах.

Даже местные субъекты, похоже, не заинтересованы в переговорах. В политическом спектре Израиля доминируют правые фракции, которые выступают за расширение поселений и, в конечном итоге, аннексию части или всего Западного берега, оставляя сектор Газа изолированным. Нет надежной израильской коалиции, которая могла бы возникнуть для продвижения нового мирного процесса, поэтому даже новые выборы, скорее всего, приведут к аналогичному правому Кнессету. Вместо этого Израиль медленно продвигается к расширению поселений на Западном берегу, публично не признавая влияния таких поселений на мирный процесс, в котором он все еще номинально участвует.

Сами палестинцы также разделены. Палестинская национальная администрация (ПНА), которая контролирует Западный берег, сосредоточена на управлении надвигающимся кризисом преемственности, который последует за смертью 87-летнего главы ПНА Махмуда Аббаса, а также пытается сохранить функционирование пострадавшей от пандемии коронавируса  экономики Западного берега. Подход ПНА к израильско-палестинскому мирному процессу является абсолютным минимумом, поскольку она пытается предотвратить крупное восстание, проводя половинчатую дипломатическую кампанию за международное признание. У ПНА нет ни реальных сил воспрепятствовать расширению поселений, ни способов убедить международное сообщество или Израиль серьезно возобновить мирные переговоры.  ХАМАС, который управляет Газой, и «Исламский джихад» в значительной степени согласились с тем, что лучшее, что они могут сделать, — это бросить вызов ПНА за лидерство в палестинском деле, используя угрозу своих ракет, чтобы заставить Израиль ослабить 16-летнюю блокаду. Это далеко от достижения целей устава ХАМАСа, который все еще хочет заменить Израиль исламистским государством. Между тем, от себя заметим, что эта тактика достигает своих промежуточных результатов. Связанный с ХАМАСом «блок 19 мая» выиграл студенческие выборы в ведущем университете Западного берега, несмотря на аресты и угрожающие текстовые сообщения израильской армии перед голосованием. Исламский блок Вафа одержал уверенную победу с 5068 голосами на выборах в Университете Бирзейт в Рамалле, получив 28 мест из 51. За ним последовал блок «Шабиба» — студенческое подразделение палестинской правящей партии ФАТХ, получившее 3379 голосов и обеспечившее себе 18 мест. ФАТХ доминировал в студенческих советах на Западном берегу. На последних по времени выборах в Университете Бирзейт, состоявшихся в 2019 году, блоки Вафа и Шабиба набрали по 23 места. Демократический прогрессивный студенческий блок занял третье место, получив 5 мест с общим количеством голосов 888, в то время как Прогрессивный студенческий союз и Список студенческого союза не получили ни одного места. Выборы в Университет Бирзейта считаются индикатором внутренней политики Западного берега. Это одно из самых важных политических событий в палестинском обществе, тем более что университет является одним из крупнейших учебных заведений на Западном берегу и сохраняет свою независимость от контроля ПНА. Результаты этих выборов читаются экспертами как отражение более широкого палестинского общества, его позиции в отношении ПНА и ориентации избирателей на любых более широких выборах, которые могут состояться в будущем. Председатель Подготовительного комитета по выборам и декан по делам студентов Ияд Томар заявил, что явка достигла 78,1%, причем 9 782 из 12 521 студентов, имеющих право голоса, проголосовали. После объявления результатов очевидцы заявили, что израильские службы безопасности быстро заблокировали въезды в город Рамалла и не позволили студентам добраться до центра города, чтобы отпраздновать результаты выборов. Они также не позволили студентам поднять флаги ХАМАСа, который управляет Газой, и сформировать автопробег, как это делали студенты в прошлом. ХАМАС высоко оценил результаты как «отказ от нормализации» и «координации безопасности», имея в виду связи ПНА, возглавляемой ФАТХом, с Израилем.  «Тот факт, что у вас есть демократический механизм, и пул избирателей считается представителем палестинской динамики — вот почему это имеет значение», — заявил AFP старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям Хью Ловатт. Палестинское население в целом не участвовало в выборах с 2006 года. Глава ПНА Махмуд Аббас отменил выборы, запланированные на прошлый год, сославшись на отказ Израиля разрешить голосование в аннексированном Израилем Восточном Иерусалиме, который палестинцы считают своей столицей. Но палестинские аналитики заявили, что Аббас отказался из-за страха, что ХАМАС, который контролирует сектор Газа, также победит ФАТХ на Западном берегу.

Но вернемся к американскому докладу. По его оценкам,  поскольку организованные субъекты избегают израильско-палестинского мирного процесса, отсутствие четкого разрешения конфликта приводит к низовой радикализации. Палестинцы и все более ультраправые израильтяне дерутся в Восточном Иерусалиме и вокруг поселений на Западном берегу, ведя смертельную партизанскую войну на низком уровне без особого центрального руководства. Эти стычки являются наиболее нестабильным элементом израильско-палестинского конфликта на данный момент и могут спровоцировать серьезные войны. Действительно, палестинские активисты, пытающиеся остановить израильские выселения арабских жителей в Восточном Иерусалиме, стимулировали цепь событий, приведших к войне в Газе в 2021 году. Но независимо от того, сколько раз конфликт на низком уровне вызывает более широкое насилие, начало  и исход этих событий до сих пор были одинаковыми: Израиль наносит удары по Газе, ХАМАС запускает ракеты, и после некоторого времени боевых действий они в конечном итоге соглашаются прекратить боевые действия и восстановить гуманитарную помощь. Этот статус-кво не может длиться вечно.

В долгосрочной перспективе этот цикл насилия и соглашений о прекращении огня является неустойчивым. ПНА может мириться с расширением израильских поселений только до того, как столкнется с народной реакцией, достаточно сильной, чтобы разрушить ее. И ХАМАС может только затевать так много боев, чтобы выиграть гуманитарную помощь, прежде чем его собственная народная легитимность рухнет. Израиль, со своей стороны, также может только подавить негативную реакцию на расширение поселений так много раз, прежде чем палестинская общественность станет слишком радикальной для деэскалации. И международное сообщество может только игнорировать эту проблему так долго, пока израильско-палестинская напряженность не перерастет в полномасштабную войну; даже во время прошлогодней войны в Газе Соединенные Штаты были вынуждены участвовать в быстрой телефонной дипломатии для деэскалации напряженности в надежде избежать такого большого военного конфликта.

Но следующая война в Газе не будет означать внезапного возобновления мирных переговоров. Основные внешние акторы — Соединенные Штаты, арабские государства и Европа — снова будут стремиться к деэскалации конфликта и возвращению к статус-кво, но не переговорам. Но при этом они создадут те самые условия, которые приведут к следующей войне и, что более важно, позволят Израилю продолжать медленно расширять поселения на Западном берегу. В конечном итоге власть Израиля в регионе будет настолько укреплена, что фактическая аннексия станет фактом на местах, если не прямым юридическим обозначением. И если Израиль аннексирует часть палестинских территорий, это будет означать конец процесса создания двух государств и, возможно, конец ПНА, которая может быть сведена к вооруженным Израилем прокси-силам, а не к палестинскому государству в будущем. Сектор Газа, скорее всего, останется в стороне — изолированный Израилем и Египтом он  будет рассматриваться как геополитическая ничейная земля, которой нужно управлять, но вопрос с которой никогда возможно не решить окончательно.

Если аннексия (де-юре или де-факто) действительно произойдет, 2,9 млн палестинцев на Западном берегу останутся навсегда без гражданства, контролируемыми израильскими военными и тем, что осталось от ПНА. Это не будет точно таким же, как режим апартеида в Южной Африке, при котором различные расовые группы были юридически уполномочены жить отдельно. Но некоторые избиратели в Соединенных Штатах и Европе, особенно те, кто уже скептически относится к Израилю, если не сказать откровенно враждебно, все еще могут рассматривать захват палестинской территории как неотъемлемую дискриминацию в отношении проживающего там арабского населения. По мере того, как этот этнически заряженный нарратив закрепляется, политика снижения международной поддержки Израиля, которая уже находится под демографическим давлением, поскольку молодые избиратели становятся более скептически настроенными к израильской политике, будет ускоряться. И когда решение о двух государствах будет похоронено, другая альтернатива может начать приобретать все большее значение.

Эта возможная альтернатива – «единое государство», которое объединяет части или все палестинские территории и Израиль. По частичному сценарию Израиль аннексирует земли и граждан Западного берега. По оценкам, 2,9 млн  палестинцев, живущих там, станут полноправными гражданами с правом голоса, и, хотя это резко изменит демографию Израиля, само по себе это не перевесит еврейское большинство страны (в Израиле около 6,8 млн евреев и 1,8 млн неевреев, в основном палестинских арабов). С таким большим арабским политическим голосом в Кнессете Израиль будет гораздо менее склонен проводить новую политику перемещения на аннексированном Западном берегу, и с этого момента расширение поселений, скорее всего, будет заморожено. Этот сценарий, вероятно, исключил бы Газу, поскольку ее 2 млн жителей принципиально изменили бы демографический и электоральный баланс Израиля. Кроме того, если ХАМАС или другая исламистская воинствующая политическая партия смогут организовать полное палестинское голосование в этом формате,  то это может начать практически процесс демонтажа Израиля. Даже те в Соединенных Штатах и Европе, кто критически относится к аннексии со стороны Израиля, вряд ли одобрят этот исход, учитывая особое место Израиля как родины для еврейского народа.

Единое государство  привлекло бы внимание международного сообщества по нескольким причинам:

  • Это обошло бы вопрос Газы, которая, вероятно, останется управляемой ХАМАСом или какой-либо другой воинствующей группировкой на долгие годы.
  • Это приведет к демонтажу ПНА, которая не была эффективной в создании условий для возможного палестинского государства.
  • Это было бы в наибольшей степени соответствует ценностям основных международных акторов (а именно Соединенных Штатов и Европы), сохраняя демократический характер Израиля, а также помещая арабских палестинцев в государство, в котором они уже имеют политическое представительство.
  • Оно будет опираться на растущее политическое влияние арабов, уже живущих в Израиле (исламистская партия РААМ вошла в историю в прошлом году, став первой арабской партией, присоединившейся к израильскому правительству за последние десятилетия).

Но такой проект  столкнется с сильной внутренней оппозицией внутри Израиля; основываясь на результатах выборов в апреле 2021 года, ни одно израильское правительство не может быть избрано на платформе добавления миллионов арабских избирателей в списки. Вместо этого международному сообществу, вероятно, придется использовать значительные экономические и военные рычаги влияния Соединенных Штатов и Европы на Израиль, чтобы заставить любое израильское правительство принять такой приток новых избирателей. Такой западный консенсус потребует времени и, вероятно, вспышек большего насилия между израильтянами и палестинцами, прежде чем он станет реальной опцией. В Соединенных Штатах Демократическая партия и особенно произраильская Республиканская партия должны будут изменить свои взгляды на безопасность Израиля — процесс, который, вероятно, займет несколько выборных циклов. В Европе, где многие правительства чувствительны к своей собственной истории антисемитизма, этот процесс займет еще больше времени, и политические сдвиги, направленные на давление на Израиль с целью формирования частичного государства единства, могут произойти только после того, как Соединенные Штаты займут такую позицию. Однако политический нарратив вокруг израильско-палестинского конфликта, тем не менее, меняется. Самое большое событие, которое может остановить эту тенденцию, — это возобновление проекта двух государствах, хотя, исходя из нынешних факторов, этот сценарий остается на сегодня маловероятным.

52.28MB | MySQL:103 | 0,548sec