Парадокс израильской политики: победа оппозиции или правящей коалиции зависит от голосов арабских депутатов

Для начала стоит отметить , что в Израиле система классификации политических позиций, идеологий и партий хотя и имеет классическое деление на правых, левых, центристов и естественно ультра, но существенно отличается от общепринятой. Деление здесь происходит по принципу отношения к мирному процессу и взаимоотношению с арабским миром. Ультраправые идут под лозунгом: «Израиль страна евреев», ультралевые «Сначала мир, потом будем договариваться», а центристы, это обычно те, кто говорит: «Сначала экономика, а все остальное приложиться».

В итоге на правом фланге находиться партии: ультрарелигиозных, а так же «Ямина» и «Ликуд», ультраправые это «Ихуд Леуми» и «Оцма Иегудит». На левом флаге партия Авода, а ультралевом: партии МЕРЕЦ и все арабские партии. К центристам сегодня можно отнести партии «Еш атид», «Кахоль-лаван» и НДИ. Практически все коалиции создавались либо из партий правого блока, либо левого блока, а центристы в зависимости от обстоятельств присоединялись к этим базовым блокам. При этом взаимоотношения ультраправых с арабскими партиями, особенно на трибуне Кнессета, всегда носили скандальный характер и неприкрытой ненависти с обеих сторон.

Однако сейчас, практически впервые в истории страны, сформировано правительство «всех для всех», куда вошли и центристы, и левые, и правые. Данная коалиция несмотря на весомые разногласия в идеологическом плане, держится пока лишь, на попытках решать социальные проблемы своего электората. При этом созданное с перевесов в один голос, правительство постоянно зависит от поведения каждого депутата коалиции. Это естественно понимает каждый депутат, а тем более лидер фракции входящий в нее, и поэтому в ней постоянно возникают волнения и скандалы, ведь каждый, не надеясь на долгое сосуществование коалиции, пытается решать вопросы сегодня и сейчас. При этом в массе вопросов для своего электората, многие из депутатов не забывают и о себе.

Зависимость нынешней коалиции от позиции арабских фракций уже стала притчей во языцех. После демарша Идит Сильман («Ямина»), заявившей стандартную формулу «перебежчиков» («надоело терпеть несправедливость»), коалиция утратила парламентское большинство, но устояла в связи со стойкой поддержкой со стороны арабской партии РААМ.

В этот момент оппозиция воспряла духом и, под крики «они не правые, а левые», обвиняя попутно Нафтали Беннета («Ямина») в «продаже правой идеологии», тут же попыталась объявить вотум недоверия, попутно уговаривая «левых» депутатов Объединённого арабского списка поддержать настоящих «правых». Не получилось: оказалось, что оппозиционные арабские депутаты, хоть и не поддерживают лидера коалиции Беннета, но еще меньше доверяют лидеру оппозиции Нетаньяху.

Тогда оппозиция заявила, что продолжит борьбу по «переманиванию» еще одного депутата из коалиции (который, по ее словам, должен появиться с минуты на минуту) для своей окончательной победы. Но тут подстраховалась коалиция, и министр по делам религии Матан Кахана («Ямина») заявил, что ему надо срочно «усилить» депутатский корпус партии, и поэтому он подает в отставку с поста министра. Столь «драматический» ход был предпринят только с одной целью: выдавить из Кнессета депутата Йомтова Кальфона («Ямина»), который попал туда благодаря «норвежскому закону» (не попавший в Кнессет кандидат от партии становится депутатом, если кто-то из министров из его партии подает в отставку с поста депутата). Столь стремительную отставку Каханы можно объяснить только стремлением отобрать депутатский мандат у «неблагонадежного» Йомтова Кальфона, которого некоторые считают потенциальным следующим «перебежчиком».

Параллельно, проголосовав на комиссии Кнессета, за объявление депутата Амихая Шикли («Ямина») «покинувшим фракцию», Нафтали Беннет лишил его права баллотироваться в Кнессет 25-го созыва по списку партии, которая уже представлена в парламенте, тем самым не дав Ликуду возможности перекупить этого депутата путем обещания ему места в своем списке и должности в будущем ликудовском правительстве.

Укрепив свои тылы, коалиция объявила, что в ближайшие дни планирует вынести на досрочное голосование бюджет на 2023 год, проголосовав за который, она сможет как минимум еще на год обезопасить себя от развала.

Но прошло всего несколько дней — и коалиция получила новый удар, но уже слева. Депутат Райна Ринауи-Зуаби (МЕРЕЦ) объявила, что покидает коалицию. С этого момента правительство опирается на коалицию меньшинства, имеющего 59 мандатов. В то же время неясно, приблизилась ли оппозиция к достижению своей цели, то есть к развалу коалиции, так как Зуаби едва ли проголосует за роспуск Кнессета и точно не поддержит формирование нового правительства во главе с Биньямином Нетаньяху.

Зуаби, естественно, обосновала свой уход из коалиции все теми же словами: «Не могу больше молчать!». При этом, если Идит Сильман не смогла стерпеть, что не додают правым, то у Зуаби были диаметрально противоположные претензии: что-то опять не додали арабам.

«В нынешней коалиции есть главные и есть те, кто должен просить и продавливать то, что им положено. По странному стечению обстоятельств, теми, кто должны вымаливать и выпрашивать, являются арабы», — говорится в письме Зуаби.

Правда, скорее всего за этой пафосной фразой скрывается личная обида.  Дело в том, что депутат Зуаби давно числилась в списки «неблагонадежных» для коалиции депутатов. Еще в январе она голосовала против коалиции и провалила закон о призыве. В этой связи ее решили красиво «повысить», и глава МИДа Яир Лапид назначил ее, чтобы удалить из Кнессета, генеральным консулом в Шанхае. Однако утверждение назначения задержалось: в оппозиции и даже внутри правящей коалиции раздались громкие протесты против назначения на дипломатический пост израильской арабки, не разделяющей сионистскую идеологию. Решение об этом назначении было принято в феврале, однако, как стало известно депутату, лишь три недели назад Управление госслужбы приступило к рассмотрению кандидатуры, и в окружении Зуаби утверждают, что ей было сообщено о «юридических сложностях», с которыми может быть связано ее назначение.

Видимо поняв, что она может не пройти комиссию, Зуаби решила «поторговаться» на правом фланге. Как стало известно, решение было принято ею еще несколько дней назад, и о нем знал глава оппозиции Биньямин Нетаньяху. Зуаби сообщила о своем решении депутату Инону Азулаю (ШАС), с которым она находится в дружеских отношениях. Азулай сообщил о развитии событий главе своей партии Арье Дери, а тот передал информацию Нетаньяху. В то же время Зуаби не сообщила ничего премьер-министру Нафтали Беннету, «запасному» премьеру Яиру Лапиду и главе своей собственной партии Ницану Горовицу.

Но, как все понимают «торг» еще уместен. «Министр иностранных дел Яир Лапид вечером пообщался с депутатом Кнессета Ринауи-Зуаби. Разговор прошел в хорошей атмосфере, и они решили встретиться в воскресенье и найти положительное разрешение ситуации», — сообщили в пресс-службе «Еш атид».

Пока же глава фракции Ликуд Ярив Левин заявил: «Правительство полного провала — в экономической, политической и иных сферах — сегодня превратилось в кабинет меньшинства. Теперь всем стало ясно, что у этого правительства нет права на существование, и мы сменим его в самое ближайшее время». В Ликуде намерены 25 мая вынести на голосование закон о роспуске Кнессета. Но все снова упрется в голоса Объединённого арабского списка, без поддержки которого оппозиция не сможет свалить правительство. Так что круг замкнулся: ультраправые для достижения своих целей, нуждаются в той же поддержки, за которую они и критикуют нынешнее правительство.

В то же время на Зуаби оказывается мощнейшее давление с целью убедить ее изменить решение. Помимо прочего, в партии РААМ Зуаби предлагают место в предвыборном списке, если она согласится не голосовать за роспуск Кнессета. Как сообщает телеканал «Кешет», оказывается давление на ее семью. В то же время в Объединенном арабском  списке приветствуют решение Зуаби и призывают ее сделать следующий шаг и проголосовать за роспуск парламента.

В интервью, которое Зуаби дала вечером 18 мая телеканалу «Кешет», она заявила, что «прошла точку невозврата». В то же время она отметила, что будет принимать решение о голосовании по поводу каждого вопроса отдельно. «Возможно, я буду поддерживать эту коалицию извне, однако не вернусь на ту позицию, где была», — заявила она. Зуаби также  намекнула, что видит возможность исправления ситуации и не собирается «взрывать» правительство «автоматически», так как «министр Лапид и эта коалиция могут стать самой здравой альтернативой для арабского населения».

Внезапный уход из коалиции депутата от МЕРЕЦ стал потрясением для партии и всей правящей коалиции. В МЕРЕЦ верят, что сумеют убедить Зуаби «не делать подарка Нетаньяху, Смотричу и Бен-Гвиру» и «уладить разногласия дома».

По информации корреспондентов «Кан», Зуаби еще может «одуматься» — такое впечатление сложилось у ее собеседников. Видимо справа от блока Нетаньяху ей не смогли предложить ничего, чтобы ее заинтересовало и она решила до конца поторговаться с коалицией. По их ощущениям, на депутата повлияла задержка назначения на пост генконсула. Так что ждем досрочного заседания Управления госслужбы или изменения позиции депутатов от Объединённого арабского списка, торговля за голоса которых сейчас, видимо, идет полным ходом.

52.29MB | MySQL:103 | 0,489sec