О внешней политике Турции в условиях спецоперации России на Украине. Часть 62

24 февраля с. г. Российская Федерация начала специальную военную операцию, которая была обозначена, изначально, как операция по защите признанных Россией ДНР и ЛНР, однако, по факту прошедших двух месяцев, переросла в полноценную войну на Украине между Россией и коллективным Западом.

Это противостояние стало фактором, чье влияние на внешнюю политику буквально всех основных международных игроков сложно переоценить. Включая и Турцию, которая стремится не только извлечь из этого противостояния для себя дивиденды, но и выйти из конфликта значительно политически и экономически окрепшей. Можно заметить, что Турция внесла целый ряд коррективов в свою внешнюю политику, причем буквально по всем направлениям. Продолжаем с этим разбираться.

При этом переименовываем цикл наших статей с «О турецкой реакции на операцию РФ на Украине» в «О внешней политике Турции в условиях спецоперации на Украине». Нумерацию статей нашего цикла сохраняем, с точки зрения сохранения хронологичности излагаемого нами материала.

Предыдущая Часть 61 нашего цикла доступна на сайте ИБВ: https://youtu.be/CaTQqYjIF7c.

Напомним, что в предыдущей части нашей публикации мы продолжали рассмотрение, пожалуй, самой злободневной для России и для Запада темы на фоне войны на Украине. Речь идет о заявках Финляндии и Швеции на членство в НАТО, по которым официальная Анкара, достаточно оперативно, отозвалась негативно, заблокировав начало переговоров двух стран о вступлении. В частности, мы закончили на той информации, которая была широко растиражирована в Турции по поводу обнаружение шведских противотанковых комплексов и у боевиков РПК – вопреки заявлениям шведской стороны о том, что она не оказывают поддержку террористической организации.

На этом фоне продолжается дискуссия об очередной предстоящей операции Вооруженных сил Турции в Сирии.

Цитируем материал под заголовком: «Новая операция Турции в Сирии: послание НАТО» от 25 мая авторства Мехмета Челика в газете Daily Sabah:

«23 мая резидент Реджеп Тайип Эрдоган дал сигнал о начале новой контртеррористической операции на севере Сирии, чтобы возобновить усилия по созданию 30-километровой безопасной зоны к югу от ее границы. «Основной целью этих операций будут районы, которые являются центрами атак на нашу страну, и безопасные зоны», — сказал Эрдоган после заседания Кабинета министров и добавил, что детали будут изложены на предстоящем заседании Совета национальной безопасности (MGK).

Проект безопасной зоны — не новая инициатива. Однако, хотя некоторые части были созданы, в том числе, для обеспечения относительной стабильности в регионе и обеспечения возможности возвращения гражданского населения, это не было завершено. В дополнение к гуманитарным целям и стабильности на местном уровне на севере Сирии, безопасная зона также станет дополнительным уровнем безопасности для Турции от террористических угроз, исходящих от сирийского филиала террористической организации РПК, поддерживаемой США, — СНС.

Заявление Эрдогана прозвучало в то время, когда Турция оказалась в центре нескольких региональных и международных дебатов: от усилий Анкары по нормализации отношений с несколькими региональными странами, включая Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Израиль, Армению, Саудовскую Аравию и Египет, до посреднических усилий между Украиной и Россией. Теперь возникли и новые дебаты: заявка Финляндии и Швеции на членство в НАТО и позиция Турции по этому вопросу.

Будучи второй по величине армией НАТО, Турция совершенно справедливо выразила обеспокоенность по поводу членства двух государств, заявив, что обе страны поддерживают террористические группы, нацеленные на ее собственный суверенитет, а именно РПК и ее филиалы, а также террористическую организацию Фетхуллаха Гюлена (ФЕТО).

Во-первых, Анкара не против расширения НАТО на восток, она, действительно, не хочет совершить ту же ошибку, что и она сделала, выразив безоговорочное согласие на принятие Греции в НАТО в 1980 году во время правления покойного генерала Кенана Эврена.

Во-вторых, утверждается, что и Швеция, и Финляндия должны убедить Турцию в том, что они прекратят поддержку группировок, нацеленных на Турцию. На первый взгляд, время покажет, чем обернется дискуссия о членстве. Хотя трудно сказать, что между этими двумя государствами и группами, которые Турция выделяет как проблемы безопасности, будет установлена ​​реальная дистанция, тем не менее, их членство может быть одобрено после серии переговоров.

Новый язык в дипломатии

Однако на более глубоком уровне позиция Турции в отношении заявки на членство сигнализирует о новых дебатах: появляется новый язык турецкой дипломатии, который передается западным союзникам Турции. Если вернуться назад и взглянуть на ряд недавних событий, то новый подход и дипломатический тон в отношениях с Западом могут стать яснее.

Во-первых, новый подход выходит за рамки некоторых клише объяснений, включая смещение оси, новоосманизм и т.д.

Вместо этого прагматичный подход, который разделяет вопросы повестки дня, позволил Турции выработать новый язык в своих отношениях. Например, ее способность установить и поддерживать относительно рабочие отношения с Россией в Сирии привела к тому, что они не наступали друг другу на пятки в Ливии, а также когда Турция оказывала поддержку Азербайджану против Армении в Карабахе. Более того, это позволило Турции, возможно, единственной стране, работающей над установлением мира между Украиной и Россией, создать площадки для посредничества между высшими дипломатами обеих сторон с встречами на высшем уровне сначала в Анталии, а затем в Стамбуле.

Кроме того, применение Турцией жесткой силы в нескольких успешных контртеррористических операциях на севере Сирии против РПК/СНС и ДАИШ (ИГ, здесь и далее – запрещенная в РФ террористическая организация – прим.), использование отечественного оружия, включая беспилотники Bayraktar, в таких местах, как Ливия, Карабах и Северный Ирак, также продемонстрировали потенциал её военного маневра в регионе, где две сверхдержавы и другие региональные акторы соревнуются за влияние.

Де-факто буферная зона

Имея два несостоявшихся государства вдоль своих границ, а также раздираемый войной Афганистан в своем регионе, Турция также несет большое бремя мирных жителей, бегущих из зон конфликта. Другими словами, это — фактически буферная зона де-факто между конфликтными зонами и Западом или Европой.

Оценка позиции Турции в отношении заявки Финляндии и Швеции на членство, а также заявления Эрдогана о новой операции на севере Сирии на вышеупомянутом фоне позволяет предположить, что Турция теперь видит себя за столом, где она уверена в своих дипломатических и военных возможностях, особенно подчеркивая свои возможности оборонной промышленности.

Хотя Анкара хочет создать гуманитарную безопасную зону для сирийского гражданского населения, Анкара просит, чтобы экономические издержки не ложились на плечи Турции в одиночку. Кроме того, возможная операция указывает на то, что Турция отмечает недавние атаки преследования, исходящие из зон, контролируемых СНС, которых поддерживает Запад, включая Швецию. Агрессия не будет проигнорирована и столкнется с военной мощью Турции.

Это означает, что лица, принимающие решения во внешнеполитической стратегии Анкары, и политическое руководство страны больше не принимают позицию, которую Турция когда-то занимала во время статус-кво после окончания Холодной войны, и хотят, чтобы ее западные союзники осознали эту новую позицию. Она просто ожидает, что к ней будут относиться как к равному среди членов Альянса.

Неудивительно, что как внутри страны, так и за рубежом раздаются критические голоса, в том числе те, кто сомневается в том, должна ли Турция оставаться членом НАТО.

Эти подходы устарели и не учитывают новую позицию Турции, что затрудняет адаптацию действующих лиц к новой позиции страны и не позволяет им даже попытаться понять ее. Интеллектуальный блок в их оценке новой позиции Турции также приводит к тому, что они затуманивают реальную цель НАТО: (заключается ли  в том, чтобы) обеспечить безопасность Альянса через законные и суверенные государства? Или (НАТО создано) для поддержки нелегитимных террористических группировок, нацеленных на членов Альянса?

Под руководством Эрдогана турецкая дипломатия превратилась из простой марионетки в западной повестке дня в дипломатию, которая ставит во главу угла безопасность и интересы своих граждан, будь то в Африке, регионе Восточного Средиземноморья или где-либо еще. Кроме того, следуя знаменитому девизу Эрдогана «Мир больше пяти», Турция предлагает комплексную реформу глобального управления для создания более справедливой международной системы. Пришло время западным союзникам Турции также изучить этот новый язык и подход турецкой внешней политики».

Начнем с того, что о новом языке турецкой дипломатии, которая – одинаково сильна и за переговорным столом, и на полях сражений, в Турции уже сказано немало. Это – официальная риторика Министерства иностранных дел Турецкой Республики, которая не может ускользнуть от коллективного Запада. Равно как и то, что Турция «перестала быть простой марионеткой в западной повестке дня». И то, и другое, как можно судить из заявлений и из действий глобальных западных игроков, их категорически в нынешнем турецком руководстве не устраивает. Запад не готов весте с Турцией диалог в новом, если не полностью равноправном, но более равноправном формате – чего от неё добивается нынешнее турецкое руководство. Более того, строго говоря,

Турция не рассматривается Западом и в качестве страны-опоры в регионе своего нахождения. При этом, в особенности, в свете нынешних событий на Украине, и безуспешных попыток со стороны США договориться с КСА и ОАЭ о введении против России санкций и выступлении совместным фронтом против неё на энергетическом рынке, возникает вполне разумный вопрос, который заключается в том, а кто сегодня может рассматриваться как региональный партнёр США, замещающий ту же Турцию?

Курды в Сирии разве что. Да и то, до получения ими своей государственности, партнёрами их никак назвать нельзя. Скорее можно говорить курдских прокси, поддерживаемых США. Вот, собственно, с этой поддержкой Турция всеми силами и борется. В особенности сейчас, в преддверии выборов президента и Меджлиса страны в 2023 году. И делает она, «зацепившись» за заявку Финляндии и Швеции, хотя, подчеркнем, что претензия у неё – именно к коллективному Западу.

На этом фоне, Турция продолжает делать официальные заявления. Вот, в частности, что сказал пресс-секретарь турецкого президента Ибрагим Калын (публикация в газете Daily Sabah от 25 мая с. г., опубликована под заголовком «Никакого прогресса в заявках НАТО, пока не будут конкретные шаги: президентский пресс-секретарь»).

Цитируем:

«Турция повторила озабоченность по поводу поддержки шведскими и финскими странами террористических группировок во время их встречи с турецкими официальными лицами в среду, посвященной заявкам стран Северной Европы на вступление в НАТО. Согласно заявлению пресс-секретаря президента Ибрагима Калына, Турция также ясно дала понять, что их заявка на членство в НАТО не может быть реализована до тех пор, пока не будут устранены опасения по поводу безопасности.

Отметив, что РПК, СНС и ПДС являются одними и теми же террористическими группами, Турция сообщила о своих ожиданиях по этому поводу делегациям Швеции и Финляндии, а Ибрагим Калин заявил на пресс-конференции после закрытой консультативной встречи, которая длилась почти пять часов.

В своей более чем 40-летней террористической кампании против Турции РПК, внесенная в список террористических организаций Турцией, Соединенными Штатами и Европейским союзом, несет ответственность за гибель не менее 40 000 человек, включая женщин, детей и младенцев. СНС / ПДС — сирийское ответвление РПК.

«В отчетах, подготовленных в отношении ПДС / СНС, мы объясняли, что организация совершала военные преступления. Поэтому мы заявили, что отчеты не следует скрывать, чтобы оправдать ПДС / СНС», — сказал он.

«Мы заявили, что, если опасения Турции в области безопасности не будут удовлетворены конкретными шагами, процесс не будет продвигаться вперед. Делегации получили наше сообщение. Они обсудят наши требования со своими лидерами и ответят нам», — добавил он.

Турция ожидает «правильного выполнения» принципов и процедур саммита НАТО 1999 года, касающихся процесса членства в альянсе, добавил Калын.

Он подчеркнул, что Анкара на протяжении последних 10 лет обращалась с запросами об экстрадиции в Швецию и Финляндию. К проблемам безопасности членов НАТО следует относиться «справедливо», подчеркнул Калын.

Далее Калын сказал, что заявление Швеции и Финляндии о вступлении в НАТО совпадает с важным «поворотным моментом».

«Турция играет очень серьезную роль в принципах НАТО за 70 лет истории НАТО. НАТО — это альянс безопасности, страны, которые станут членами, должны решать проблемы безопасности государств-членов».

«Поэтому самым фундаментальным вопросом этого Альянса является одинаковое и справедливое удовлетворение интересов безопасности его членов. Турция внесла очень серьезный вклад в этот Альянс. Обеспокоенность Турции связана с присутствием террористических организаций, особенно в европейских странах», — заявил он.

«Рассчитываем, что должны быть предприняты конкретные шаги по организационной и финансовой пропаганде там террористических организаций», — отметил он.

Он также подчеркнул, что Турция наблюдает «позитивный подход» Финляндии и Швеции в дискуссиях об отмене санкций в отношении вооружений и продукции оборонной промышленности, которые две страны наложили на Турцию.

«Недопустимо, чтобы союзники по НАТО вводили санкции друг против друга», — сказал Калын.

Турецкую делегацию на встрече возглавляли (пресс-секретарь президента Турции – И.С.) Калын и заместитель министра иностранных дел Седат Онал.

На встрече присутствовали госсекретарь Швеции по иностранным делам и безопасности Оскар Стенстром и постоянный госсекретарь МИД Финляндии Юкка Саловаара, а также их делегации.

На прошлой неделе Швеция и Финляндия официально подали заявку на вступление в НАТО — это решение было вызвано войной России против Украины, которая началась 24 февраля.

Но Турция, давний член Альянса, высказала возражения против своих заявок на членство, критикуя прибалтийские государства за терпимость и даже поддержку террористических групп».

Итак, как мы можем видеть, финская и шведская делегация, невзирая на предостережение со стороны президента Турции Р.Т.Эрдогана, все-таки, прибыли для переговоров в Анкару. Напомним, что ранее турецкий лидер предлагал им «не утруждаться» для «уговоров» Турции. Впрочем, в заявлениях пресс-секретаря турецкого президента просматривается та мысль, что делегации двух стран прибыли, отнюдь, не для уговоров, а, напротив, для того, чтобы узнать о турецких возражениях и о турецких требованиях из первых рук. Опять же, как можно заметить, турецкая сторона всерьез рассчитывает на то, что ей удастся убедить Финляндию и Швецию в серьезности своих намерений и принудить к тому, чтобы, в том или ином объеме, выполнить свои требования. Допустим, это может касаться того же оружейного эмбарго. Тем более, что примеры снятия санкций были уже продемонстрированы Великобританией и Канадой.

52.34MB | MySQL:103 | 0,373sec