О перспективах прихода турецких компаний на российских рынок

Турецкая газета Hurriyet сообщает о том, что Россия и Турция близки к заключению соглашения о замене модных брендов, покидающих РФ. Россия и Турция уже около двух месяцев ведут переговоры о приходе на российский рынок турецких компаний[i]. Президент Российского совета торговых центров Дмитрий Москаленко заявил, что Россия и Турция вступают в новую фазу переговоров о замене брендов, покидающих Россию, на турецкие. «Для турецких брендов, которые еще нет в России, мы предложили возможность представить лучшие торговые центры. Российские потребители очень тепло принимают турецкие бренды», – отметил Москаленко. Российские представители желают, чтобы турецкие компании оставались в России надолго и делали выгодные инвестиции. Ожидается, что к осени в России освободится 3 млн м2 площадей в секторе розничной торговли. В настоящее время в России уже работают 32 турецких бренда, которые составляют в общей сложности 655 магазинов и 2500 торговых точек.

Вполне логично, что турецкие бренды могут занять в России ниши, освободившиеся с уходом западных компаний. Правительство Турции уже разработало 4 альтернативных способа для внешней торговли с Россией. Об этом не раз объявлял на пресс-конференциях министр торговли Турции Мехмет Муш. К ним можно отнести следующие способы экономического взаимодействия в новых условиях:

– торговля в национальных валютах. Для этого Центробанки России и Турции открывают валютные свопы (счета) для взаимных расчетов;

– подключение Турции к российской «Системе передаче финансовых сообщений» (аналог SWIFT, от которой отключают крупнейшие российские госбанки);

– торговля по бартеру;

– торговля через третьи страны.

Вероятно, в той или иной степени будут использованы все доступные варианты. Для этого минторг Турции уже начал переговоры со всеми экспортными ассоциациями, чтобы внешняя торговля с Россией не приостанавливалась (а это почти 35 млрд долл. в год).

С уходом из России европейских брендов одежды турецкие текстильщики получают исторический шанс вернуть себе доминирующее положение времен 90-х. Кроме того, отказ некоторых производителей бытовой техники от поставок в Россию открывает окно возможностей для турецких Vestel, Arçelik, BEKO и др.

27 мая стало известно, что турецкие бренды одежды adL, Mudo, LTB, Twist и İpekyol откроют первые магазины в Москве уже осенью 2022 года. В планах каждой из компаний открыть свыше ста точек по всей России. Mudo – аналог испанской торговой сети Zara с мужской и женской одеждой, причем тоже с сегментом Home. Twist, İpekyol и adL – одежда в среднем ценовом сегменте, LTB – турецкий аналог магазинов одежды Levi’s.

В настоящий момент перерабатывается логистическая схема поставки товаров в Россию через так называемый «Турецкий коридор», включающий черноморский и транскаспийский маршруты. В рамках черноморского маршрута активно развивается маршрут перевозки контейнеров в порты Новороссийск и Тамань, а также Сочи, Геленджик, Туапсе через Турцию. В Турции (Стамбул, Самсун, Орду) грузы проходят переоформление документов и отправляются конечным грузополучателям. Запущены паромные линии для автопоездов из турецких портов Карасу и Самсун в порт Кавказ. До конца 2022 года планируется к запуску паромная линия Стамбул-Новороссийск.   В рамках транскаспийского маршрута получил развитие мультимодальный маршрут грузов из Турции через ЖД-пути Транскаспийского маршрута (Турция-Грузия-Азербайджан).

В свою очередь, россияне занимают первое место по открытию компаний в Турции. В апреле россияне учредили в Турции 136 фирм с иностранным участием. В марте россияне создали 64 компании с иностранным участием. Таким образом, число компаний, созданных россиянами в Турции, увеличилось на 112% за месяц[ii].

Но не все так просто. Украинский рынок также имеет большое значение для Турции. В стране работает более 700 турецких компаний. Например, на Украине действует дочерняя компания Turkcell – мобильный оператор Lifecell с 10 млн абонентов, которая обеспечивает холдингу 10% выручки. AB InBev Efes обслуживает три пивоварни на территории Украины. В Харьковской области расположен завод Şişecam – «дочка» крупнейшего турецкого производителя стеклянной посуды и промышленного флоат-стекла. Автопроизводитель Karsan планировал создать производство в Харькове, а кампания Otokar поставляла автобусы в Винницкую область. На украинском рынке   работали турецкие строительные компании. Doğuş Construction выиграла тендер на строительство моста в Кременчугском районе, Onur İnşaat реконструировал Житомирский аэропорт и имеет в своем активе еще пять проектов, Limak Construction строил метро в Днепре и ряд объектов для Госавтоинспекции Украины.

В заключение отметим, что поскольку, российский рынок сейчас «очищается» от многих западных брендов, их нишу наверняка захотят занять турецкие компании, в первую очередь продуктовые и текстильные. Вместе с тем, не стоит ожидать, что Турция просто так отвернется от Украины. Экономика страны переживает не лучшие времена и правительству во что бы то ни стало нужно обеспечить в страну приток валюты. Военные действия рано или поздно закончатся, и разрушенную инфраструктуру придется восстанавливать. Бизнес элита не простит Р.Т.Эрдогану, если из-за его действий или высказываний турецкие строители «пролетят» с новыми тендерами. Для Москвы Турецкая Республика проводит независимую от США политику. Однако самостоятельность Турции вовсе не означает пророссийскую направленность. Наблюдать надо за тем, какой курс выберет «самобытная» Турция.

[i] https://www.hurriyet.com.tr/ekonomi/rus-avmlerden-yatirim-cagrisi-sene-sonuna-kadar-420-futbol-sahasi-buyuklugunde-magaza-alani-bosa-cikiyor-42068197

[ii] https://www.yenisafak.com/ekonomi/ruslar-turkiyede-sirket-kurmada-ilk-siradalar-3831978

52.34MB | MySQL:103 | 0,607sec